Симоновская сцена театра имени Вахтангова открылась премьерой – «Вечер шутов» по мотивам одноименного фильма Ингмара Бергмана. При чем здесь шведский гений, кумир Андрея Тарковского, и современный театр?
Родства так много, что не лишним будет остановиться по пунктам. Во-первых, фильм «Вечер шутов» вышел в 1953-м году, году рождения, сына основателя театра – Рубена Евгеньевича Симонова. Заслуженный артист России Рубен Симонов играет в этой постановке главную роль – директора цирка Роберта Юргенсона. На эту роль – горемычного директор цирка, где все 32 несчастья, актера назначила его дочь – Екатерина Симонова. «Вечер шутов» — режиссерский дебют наследницы славной театральной династии. Во-вторых, Ингмар Бергман – один из любимых режиссеров художественного руководителя театра имени Вахтангова. Хотя Туминас родился в один день с антиподом Бергмана Федерико Феллини (великие режиссеры делятся на тех, кто предпочитает Бергмана и на тех, кто любит Феллини), все же жесткая, скульптурная, масштабная режиссура Бергмана ему ближе. К тому же Бергман – один из немногих кинорежиссеров, кто гениально ставил спектакли на сцене. Римас Туминас, подростком работая киномехаником в деревенском или хуторском киноклубе, крутил фильмы Бергмана и был поражен, увидев «Белую лошадку» в фильме «Фанни и Александр». В его детстве была подобная лошадка, или, быть может, ему казалось, что она была. Время – сложное измерение, и где в нем старость, а где молодость – не всегда ясно. Белая лошадка перекочевала с Римасом Туминасом в арбатскую квартиру, и стоит в его рабочем кабинете. Режиссер спектакля Екатерина Симонова не раскрывает все секреты своего спектакля, и, конечно, не рассказывает, в чьем кабинете – своего отца, деда или худрука Туминаса она увидела Белую лошадку, которая стала главной декорацией, символом спектакля «Вечер шутов»… Но то, что эта белая лошадка как белеющий в тумане моря голубом парус Лермонтова — ведет к мечте, невзирая на все бури, невзгоды и потери, — однозначно.
Выдающая актриса, прима театра имени Вахтангова Ирина Купченко в нашем с ней интервью сказала: «Да, какая разница — сколько мне лет, у артиста театра Вахтангова — нет возраста». Ирина Купченко не играет в этом спектакле. На роль театральной примы избрана 81-летняя актриса театра Вахтангова Агнесса Петерсон. Ее героиню, не из фильма Бергмана «Вечер шутов», а вымышленную, зовут Агнетта, и она играет роль королевы Гертруды в королевском театре. Агнесса Петерсон – истинная королева, и все ее жесты, слова, манеры – королевские. Нет возраста, когда видишь прекрасную Агнетту.
65-летняя актриса театра имени Вахтангова Елена Мельникова играет жену клоуна. Можно только догадываться, что коллеги из других театров будут иронизировать, увидев в голубых чулочках и в коротком платье с рюшами 65-летнюю Елену Мельникову. Так, ее тезка – талантливая актриса Елена Яковлева с сарказмом относится к тому, что актрисы в годах играют Джульетту, о чем говорила в нашем с ней интервью: «Ну, и флаг им в руки! Это глупость в 50 лет играть Марию Стюарт, и ничего другого. Я не стала играть Марию Стюарт в постановке Римаса Туминаса трагедии Шиллера, потому что очень повзрослела», — призналась Елена Яковлева.
Но Яковлева – не воспитанница Шукинской школы, и никогда не играла в театре Вахтангова. У нее другая школа (ГИТИС), иная философия и слишком много здравомыслия для того, чтобы стать «женой клоуна» и клоунессой.
Спектакль «Вечер шутов» в постановке Екатерины Симоновой будет идти на новой Симоновской сцене театра имени Евг. Вахтангова.
Анжелика Заозерская
Фото: пресс-служба театра им. Евг. Вахтангова
Метка Премьера, Театр им. Е. Вахтангова
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Музыкальный театр десантировался в Кузбасс
Дмитрий Калантаров: “Процесс цифровизации никогда не заменит живого искусства, но может быть серьезным подспорьем во многих вопросах”
-
Театр начинается с любви
«Ложные признания» - премьера в московском театре имени Пушкина режиссера Евгения Писарева получилась трогательной и очень стильной.
-
Режиссер Амина Жаман от Шаляпина до О’Нила
В Музее Музыки состоялась мировая премьера спектакля «Шаляпин/О’Нил».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.