«Наш век — век выскочек» — так говорит профессор Хиггинс. В процессе действия, сотворив из дочери мусорщика Элизы леди, добавляет: «За месяц из замарашки можно сделать леди, если она не бездарна».
И сегодня московская реальность такова, что нарядить бомжиху в дорогой бренд, дать ей несколько уроков правильной речи и этикета, разумеется, причесать, — и будет если не леди, то успешная женщина. Пожалуй, самая большая проблема — с акцентом, если бомжиха только приехала в столицу бродяжничать. Здесь нужен такой же опытный профессор фонетики, каким был профессор Хиггинс, который был согласился на сложный эксперимент ради пари. Едва ли не каждый день мы слышим в метро, на улицах перепалки москвичей о том, что «акцент выдает в них провинциалов». Причем всегда эти выяснения происходят в оскорбительной форме, с употреблением ненормативной лексики. Нецензурно выражаются даже приличные на вид дамы. Возникает вопрос: «Где же культурный прогресс, если за век все стало еще грубее, и дальше от равенства и братства?». Если в век развития социалистических идей, которые увлекали Шоу, и, как известно, он даже приезжал в СССР, чтобы посмотреть на страну победы социалистической революции, было больше возможностей для стремительного человеческого преображения личности, то сегодня все решают деньги, и никто ничего не будет делать бесплатно – из любви к простому бедному человеку и ради науки. Капитализм победил и в России, и эта победа ставит под большое сомнение мировой гуманизм и духовный прогресс личности.
Узнаются ли в персонажах спектакля — современные жители столицы? Пожалуй, нет — лондонский стильный спектакль, по Шоу, а разница между русским и англичанином еще больше, чем между русским и немцем. Дистанция огромного размера. Но диалоги поразительно актуальны. Как лейтмотив звучит фраза «До свидания!». В финале — она сопровождается уходом мамы – героини Ольги Прокофьевой. С мамой уходит последняя боязнь профессора Хиггинса — жениться. С мамой уходит старая эпоха (в «Пигмалионе» — викторианская). С мамой уходит век предрассудков и условностей. С мамой уходит старый лексикон. С мамой уходит прошлая нищая жизнь необразованной дочери мусорщика. Кстати, она сама пришла к профессору учиться, сделав выбор в сторону развития. И все же – «До свидания!». Все язвы дикого капитализма вернулись. Социализм все больше становится воспоминанием. Ford правит бал. Элиза должна купить модный Ford и научиться им управлять. Хотя бы для того, чтобы окончательно победить профессора Хиггинса и женить его на себе. В спектакле Леонида Хейфеца, как в комедии Шоу — открытый финал. Хотя и с песенкой, как в мюзикле «Моя прекрасная леди», где все заканчивается счастливо.
Анжелика Заозерская
Фото: Сергей Петров/Пресс-служба Театра Маяковского
Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Печерский. Театр» отправился в Беларусь
Российские актеры рассказали о красоте Беларуси, отзывчивости зрителя и скорых гастролях в Мозыре.
-
Театр начинается с любви
«Ложные признания» - премьера в московском театре имени Пушкина режиссера Евгения Писарева получилась трогательной и очень стильной.
-
Режиссер Амина Жаман от Шаляпина до О’Нила
В Музее Музыки состоялась мировая премьера спектакля «Шаляпин/О’Нил».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.