призвание

Матрешка с электронным голосом

В Японии в сентябре был поставлен новый мировой рекорд – выступление оркестра из 289 матриоминов (терменвоксов оболочке русской матрешки) вошло в книгу рекордов Гиннесса.

Японцы побили свой же рекорд – первый, с оркестром в 273 матриомина был поставлен в июле 2013 года. Терменвокс – уникальный музыкальный инструмент, на котором играют к нему не прикасаясь. Работает он на принципе управления электромагнитными полями, высота звука регулируется движением рук между двумя антеннами. Терменвокс (или Theremin), который часто называют пионером всех электронных музыкальных инструментов, был изобретен российским ученым Львом Терменом в 1919 году – ровно 100 лет назад. Сам Лев Термен, проживший догую жизнь, полную взлетов и падений, также является изобретателем телевидения, в то время называвшегося дальновидением, и всевозможных подслушивающих устройств. В Америке в его лаборатории работал молодой Эйнштейн, а в российской «шарашке», куда Термен был отправлен после сталинских лагерей – советский авиаконструктор Сергей Королев. Отмечать 100-летний юбилей терменвокса в Японию из Санкт-Петербурга приехали дочь Льва Термена, его внук и правнук. История этого инструмента в Японии началась 26 лет назад, когда Масами Такеути (Masami Takeuchi), выпускник Университета Искусств в Осаке, приехал в Москву учиться у Лидии Кавиной, внучатой племянницы Льва Термена, которую тот сам обучал играть. Масами – большой поклонник русской культуры, и идея поместить терменвокс в русскую матрешку принадлежит ему. Сейчас у него в Японии тысячи последователей, со своим оркестром он выступает по всему миру, в том числе и в России. Журналу Eclectic удалось побеседовать с Масами, вот что он рассказал.

Масами, терменвокс удивительно популярен в Японии, расскажите пожалуйста, как это произошло?

Летом 2001 года у нас в Японии показали фильм Ствена М. Мартина «Электронная Одиссея Льва Термена» (Theremin: an Electronic Odyssey) про жизнь Льва Термена. Думаю, что мы просто хорошо продумали рекламную кампанию и сделали правильные выводы – фильм до этого показывался у нас в 1995 году, вскоре после выхода, но тогда вызвал мало резонанса. К тому же мы были воодушевлены любовью к терменвоксу. Наверное еще сыграло роль то, что к 2001 году в Японии больше узнали об этом инструменте – в 2000-м мы приглашали с концертами Лидию Кавину. В принципе фильм показывали по всему миру, но такой бум терменвокса прозошел только в Японии.

Все-таки удачно проведенной рекламной кампании для настоящего бума маловато…

Может быть еще то, что я старался показать истинную красоту терменвокса. В то время многие считали, что на терменвоксе играют только очень странные эксцентричные люди, я хотел разрушить этот стереотип и доказать, что терменвокс может быть интересен огромному количеству людей, то есть стать настоящим  поп-инструментом. В университете я занимался музыковедением и технологией и решил, что самое время применть свои знания на практике. Раньше многие в Японии считали, что терменвокс – ненастоящий инструмент, что на нем можно только создавать всякие электронные эффекты, а настоящую музыку грать нельзя – на самом деле это не так!

Почему матрешка?

Я понял, что корпус матрешки создает хороший резонанс для звучания, к тому же из матриомина (каваий) легче создать оркестр – он меньше терменвокса и не дает помех, да и выглядит такой инструмент намного необычнее.

https://www.facebook.com/nhkworld/videos/328880901248159/

Видела на вашем сайте матрешки в японском стиле.

Это так называемые матриомины «второго поколения» — когда мы додумались расписывать их сами, это открыло дополнительные возможности для творчества. Про Чебурамин, кстати, хочу сказать отдельно, авторские права на него принадлежат Cheburashka project Japan. Я первый в Японии начал заниматься терменвоксом, сам сделал инструмент, начал на нем играть и обучать всех желающих. Мне кажется, многие люди в наше время испытывают такую потребность – делать что-то своими руками, вот они и последовали моему примеру. Вообще-то Каваий – это целая культура со своими строгими правилами.

Интересно, почему именно японцам терменвокс оказался так близок?

Мне кажется как раз из-за строгости, ведь чтобы играть на терменвоксе, необходимо очень сильно сконцентрироваться, хотя вначале скачала кажется, что это очень легко – нет привычной музыкальной шкалы, не нужно никакой особенно техники, вообще полная свобода. Наверное поэтому большинство моих учеников – женщины, им как раз больше всего нужна дисциплина – без нее на терменвоксе не сыграешь. Говорят, что сегодняшняя Япония – страна неограниченной свободы, а мне кажется, что свобода нас обременяет – человеку все-таки нужны какие-то рамки. Несвобода в свободе получается. Понятно?

Не совсем.

К нам презжал польский режиссер Мачей, с которым мы познакомились в Санкт петербурге, снимать про нас документальное кино, он также снимал официальный фильм про нашу попытку установить новый рекорд Гиннесса. Он долго наблюдал за тем, как мы с ученками занимаемся и задавал мне много вопросов. Я понял что его больше всего интересует то, как мы японцы относимся к свободе. Особенно женщины. Наверняка он для себя нашел какой-то ответ. Мне кажется, что свобода это вообще вещь недостижимая – о ней можно только мечтать, и мечтать о ней легче всего как раз тогда, когда ты ограничен. Терменвокс такое ограничение создает – чтобы играть на нем нужно быть предельно собранным.  Я думаю что людей, чувствующих то же, что и я, моих единомышленников, в Японии немало, и поэтому у терменвокса есть будущее.

Что для Вас терменвокс в первую очередь?

Это возможность создавать красивые звуки с помощью красивых движений. Терменвокс – это гармония между линией и звуком.

Три года назад Масами во время выступления разбил инсульт, тогда его последователи и ученики со всей Японии приехали его поддержать и помочь ему восстановиться. «Врачи считают, что парализованная рука не сможет играть, но играть очень хочется!» — говорит Масами. Хочется надеяться, что искренняя любовь к музыке и поддержка единомышленников способны сотворить чудо.

Юлия Калантарова
Фото: Татьяна Ходова

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/