Валерий, пространство большинства ваших выставок оформлено «художественным мусором». Какой смысл вы в это вкладываете? Это некая игра со зрителем, мол, я вам создаю настроение, а вы тащитесь от моих работ?
Абсолютно любое искусство – игра. У меня вызывает страшное раздражение мнение, что современное искусство – это серьезно, важно, то есть игры нет, нет ничего интересного. А должно быть интересно. И художественный мусор, что удивительно, работает. Когда я что-то делаю с мусором, люди реагируют на это порой совершенно неожиданно, неадекватно. Неадекватно – это хорошо, но неожиданно – уже очень странно. Каждый раз, когда я это делаю, немного смущаюсь сам перед собой: думаю, может, не стоит? Избитый ход. И потом выясняется, что люди реагируют на мои действия просто зашкаливающе. Мне кажется, что мусор – это очень органично. Появляется пространство – пол. Как все это объединить? Ведь можно симулировать, говорить, что это одно пространство, а можно просто его сделать. Собственно, это то, что является проблемой для искусства вообще: когда что-то заявляется вместо того, чтобы что-то было.
Однажды в Питере я развесил картины и набросал мусора, и люди были в шоке, звонили куратору и просили таких выставок больше не делать. Это потрясающе – такая реакция. Я вообще такого не ожидал. Каждый раз жду, что мне скажут: «Старик, кого ты хотел удивить?» – как пела «Машина времени». А у людей реакция: «О, мусор!» Конечно же, это игра.
Если ты приходишь на выставку и слышишь: «М-м-м, какие прекрасные экспозиции!» – это скучно. Бывает, когда идешь в Третьяковку, к примеру на выставку Николая Фешина или Марка Шагала, и слышишь, как некоторые обсуждают искусство: «И какой насыщенный цвет, о, боже мой!», хочется спросить: «И это все, что вы обсуждаете? Да посмотрите вокруг: с этим можно играть, можно жить! Просто цвет – это неинтересно». Давайте мусор накидаем: вот когда человек спотыкается – а-а! У него реакция, он хватается руками за воздух – как раз то, что нужно.
Есть разные способы игры в искусстве. Например, в начале прошлого века можно было показать что-то аморфное или картину Казимира Малевича «Чёрный квадрат». Реакция: «Ничего себе!» «Боже мой!» «Это страшно оскорбляет искусство!»
Метка Валерий Чтак, Людмила Зарубинская, художник
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Где искать искусство?
Художник и композитор Оскар Шторм, в жизни которого изобразительное искусство и музыка тесно переплелись, рассказывает, где найти истинную красоту.
-
Любовь Агафонова: «У меня всегда была мечта делать нечто невозможное и удивительное»
Искусствовед, галерист, коллекционер о Первой коммерческой сделке за 50 рублей, фуэте, приходе в арт-бизнес и новых проектах.
-
Одеваю красиво и легко
Работа стилиста — это идти на несколько шагов впереди по актуальности, функциональности и сочетаемости вещей. Выбирать то, что не решился позволить сам клиент для себя.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.