Когда Курбан Муртазалиев только начинал свой бизнес, вложением в его стартап стали средства от продажи квартиры родителей. Пройдя все пороги начала собственного бизнеса, набив шишки и наломав положенных дров, сейчас он сам готов помочь советом или даже франшизой тем, кто только решает делать первые шаги на ниве собственного бизнеса. Что должен думать, любить и к чему стремиться начинающий бизнесмен, в нашем интервью.
Курбан, расскажите о себе и своем пути от зарождения идеи бизнеса до реализации проекта сети кофеен?
Делать собственный бизнес было моей давней мечтой, у меня было несколько “подходов” — но это скорее были пробы, чем реальный бизнес. Зайти в историю с большим, так еще и оффлайновым бизнесом, было конечно страшно. Но была мечта и желание делать не просто бизнес, а дело, которое что-то меняет не только для меня и моей семьи, а для людей вокруг.
Деньги для открытия первой кофейни дали родители, которые первые поверили, что у меня все получится — отец продал квартиру, чтобы я смог реализовать свою мечту. Сразу появилась ответственность и понимание, что ошибиться нельзя, отступить нельзя.
Начинать было непросто, так как знаний о ведении бизнеса в целом, а кофейного бизнеса в частности не было, но что я понимал точно, что самое важное — это самому начать разбираться в самых важных вопросах: продукт, оборудование, позиционирование. Уже позже пришли более сложные вопросы, такие как выбор локаций, построение процессов, подбор людей. Но для начала мне просто необходимо было узнать о кофе все. Потому что учить целый регион культуре кофе — задача амбициозная.
Начинать новое всегда страшно, но возможно именно этот страх и дает адреналин, который помогает преодолевать трудности. Было все: и недобросовестные подрядчики, и ошибки в расчетах и неуверенность в успехе, и много внешних обстоятельств. Но всегда были рядом надежные люди, друзья, семья, которые поддерживали и помогали идти вперед. Окружение — это огромное подспорье для любого начинающего предпринимателя.
Почему выбор пал именно на эту нишу?
Когда-то, работая в Чебоксарах, случилась моя первая чашка хорошего эспрессо. И это было мгновенное понимание — я хочу, чтобы другие люди тоже получили этот опыт. Качественный кофе, культура его потребления, место, куда можно прийти каждый день и удовлетворить тот мотив, который актуален в данный конкретный момент. Ведь кофейня — это не только и не столько про кофе, это то, что сейчас мы называем “социальный клей”, место, где можно быть собой в окружении таких же “своих”, разделяющих твой ритм, интересы, ценности, стиль жизни.
Это такой классный вайб большого города, который очень редко доступен в маленьких городах, от того практически бесценен. Это и про новые впечатления, и про нечто комфортно-привычное — однозначно, я создавал “Баланс Кофе” про баланс жизни.
От чего зависит прибыльность бизнеса? А что наоборот будет его «топить».
Прибыльность зависит от довольно многих моментов. Среди основных я бы выделил аренду, фонд оплаты труда, себестоимость продукции. Некоторые моменты начинаешь понимать, только “пощупав” бизнес руками, например, экономия на персонале за баром может выглядеть привлекательно до тех пор, пока не скажется отрицательно на времени обслуживания и повлечет за собой упущенную выручку.
Топит бизнес отсутствие баланса между процессами, которые нацелены на активное масштабирование и бюрократизацией самого бизнеса. Важно вовремя начать делегировать “на места”, для этого нужна высокопрофессиональная команда, которой доверяешь.
К каким сложностям нужно быть готовым начинающим бизнесменам?
Абсолютно ко всем. Гибкий предпринимательский подход к решению нестандартных задач, это, наверное то, на чем выживает начинающий бизнес первое время. Важно всегда возвращать себя в стартовую точку и видеть, как много уже сделано, и как много еще впереди взлетов, да и падений тоже.
Сложности могут быть внутренние, когда ты, за неимением пока внушительного опыта, что-то не так рассчитал, что-то не предусмотрел, где-то слишком положился на подрядчика или на сотрудников. Чуть позже приходит уже сложность с делегированием, когда сложно отпустить операционные вопросы, доверить, передать текущую деятельность, которая не дает тебе уйти в стратегию, в дальнейшее развитие. Это тоже точка роста предпринимателя, и она довольно сложная.
Отдельно еще надо всегда помнить о внешних микро и макроэкономических факторах: экономическая и политическая ситуация оказывают влияние на все сферы реальной экономики, и ты, как предприниматель, должен быть в контексте происходящего в стране и в мире, чтобы уметь быстро среагировать и подстроить бизнес.
Сколько нужно денег, чтобы открыть свой бизнес?
Если говорить о “Баланс Кофе”, то мы рассматриваем партнеров, которые готовы инвестировать от 15 до 25 млн рублей в открытие флагманской кофейни. Конечно, есть различные форматы, с меньшим количеством инвестиций, и здесь наша финансовая модель довольна гибкая. Мы прозрачно показываем всем нашим потенциальным партнерам финансовую модель. Ключевой инвестиционный показатель для нас здесь — срок окупаемости, мы стараемся придерживаться 2-2,5 лет в зависимости от проекта, что является очень хорошим показателем в нашей нише.
Как правильно выбрать стартап, чтобы в будущем бизнес не был убыточным?
Важно понимать на старте не только, что именно вы ждете от бизнеса, но и в чем готовы развиваться постоянно. Любой бизнес требует не только финансовых, но и временных и моральных затрат. Не стоит выбирать, например, кофейный бизнес, если вы не употребляете основной его продукт или не готовы глубоко погрузиться в детали. С развитием бизнеса, вы, конечно, обрастете командой профессиональных менеджеров, но любой стартап — это полное погружение его основателя в абсолютно все процессы.
Конечно перед началом необходимо тщательно изучить рынок и его игроков, оценить емкость, выяснить, как строятся ключевые процессы. Принять, что ошибки и потери неизбежны — это очень важно.
Оптимальным путем для начинающих предпринимателей сегодня я вижу вход в бизнес в качестве инвестора или франчайзи — так можно избежать большего количества ошибок за счет управляющей команды, которая даст готовые решения.
Какие ниши сейчас наиболее выгодны и свободны?
С одной стороны, весь мир идет к цифре, поэтому планируя даже традиционный бизнес, сразу прокидывайте удочку в будущее, чтобы видеть возможности цифровизации. То есть, цифровые решения где бы то ни было, найдут своего потребителя.
С другой, именно “отдых от цифры” растит целые отрасли — в частности, рестораны, кофейни, сфера развлечений, спорт и туризм. И здесь тоже есть перспектива, как например, внезапно оживший внутренний туризм и все, что за ним следует.
Назовите три ошибки, с которыми сталкиваются практически все владельцы бизнеса?
Нехватка опыта и знаний, особенно если это первый бизнес или выход в новую нишу. Даже имея знакомых, готовых рассказывать и показывать, сотни книг по бизнесу, все равно ошибешься и просчитаешься, потому что предусмотреть все невозможно. Важно не сдаваться и искать решение, а проблемы будут в любом бизнесе.
Далее — это болезни роста, а если проще — масштабирование, тут также будут совершены все возможные ошибки. Найм команды, делегирование, отношения с партнерами — все надо проделать своими руками, прежде чем начнет получаться хорошо.
Определение цели и миссии. Просто заработок не драйвит проект и основателя так, как проект, меняющий окружение, делающий мир лучше.
Беседовал Олег Второй
Фото: архив героя
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Где искать искусство?
Художник и композитор Оскар Шторм, в жизни которого изобразительное искусство и музыка тесно переплелись, рассказывает, где найти истинную красоту.
-
Не познаешь горького, не поймешь, что такое сладкое
Знаменитый спортсмен о истории своего становления, кумирах молодости, главных победах и планах на будущее
-
Современные проблемы современного художника
Как человек, чьё имя уже стало узнаваемым, создаёт свои работы в это непростое время, и есть ли будущее у такого искусства?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.