мастер

Can You play balalaika?

Человек с балалайкой. Это почти что смешно, правда? Алексею Архиповскому, например, совершенно не смешно. И реклама уже не нужна. Он лучший балалаечник страны. И, возможно, мира.

невесть сколько призов невесть скольких конкурсов, оркестр народных инструментов, ансамбль Зыкиной «Россия». Не обязательно представлять его перед каэспэшниками на Грушинском фестивале, изучающим театральную режиссуру Ежи Гротовского и философию Кришнамурти. Все это интересно, познавательно, занимательно, но ровно ни к чему не готовит. Это потом, выйдя из зала на легкий морозец, пытаясь понять, что же это с тобой только что было, можно об этом узнать и начать свивать ниточку, ведущую от Алексея-народника к Алексею нынешнему. А в зале не нужно ничего. Сиди и слушай.

балалайка2

Слушай и во время антракта начнешь понимать, как точно и умно он вел тебя все первое отделение, потихоньку завоевывая, маня, показывая тропку, по которой идти дальше. Он еще комикует, переливаясь отблесками знакомых и даже знаковых мелодий. Развлекает, короче говоря.

Архиповский – виртуоз, но виртуозность часто становится не музыкой, а эксцентрикой, Книгой рекордов Гиннесса. Но Архиповский, имитируя то всем знакомый «нокиевский» сигнал мобильного, то проходясь по знаковым фразам из академического расхожего репертуара, очень уверенно балансирует на грани фола, и тут уж понятно: за грань он не собирается. Но это нужно им, слушателям, и наш герой, как гениальный агроном, готовит почву для того, что будет после антракта.[/one_half][one_half_last]После антракта цирк заканчивается. Там и тогда начинается волшебство, которое мы и называем словом «музыка». И здесь уже неважно, на чем именно играет Архиповский (хотя память неизменно толкает в бок: «балалайка, балалайка!»), неважен жанр, неважно все. Пошлое сравнение, но все же назовем это звуковой живописью. Потому что – вот широкий мазок, вот тонкая лессировка, вот прозрачная акварель, вот схематичная, но точная графика. А в зале стоит такая тишина, какая и в Большом зале консерватории нечасто случается. В ней, тишине этой, нет поэтической причины, нет и какого-то сверхуважения к артисту – она здесь осознанно, рационально необходима. Просто так надо, и объяснений этому не требуется.

Требуется понимание и осознание того, что Алексей Архиповский вывел балалайку за рамки канона. Это очень важно – лапотное, посконное, казенное, шариковское там, где он играет, просто не может существовать. Но при этом, пусть Алексей и использует (бережно и аккуратно) электронику, пусть выглядит современно и так же мыслит, есть ощущение, что это лишь начало большого пути. Который, собственно, может и не начаться, остаться только его, Архиповского, персональным путем, личным дао. Бессмысленны также сравнения с Джими Хендриксом и Никколо Паганини: он сам по себе. Уникальность эта прекрасна, но и опасна, поскольку может остаться самой собой. Мне не очень понятно, чем может продолжиться новая одиссея балалайки; меня, наверное, пугает возможность прямого, тупого последования (загляните на YouTube, наберите в поиске «virtuoso guitarist», и вы поймете, о чем я). Но в чем залог продолжения прекрасной истории, которая происходит на наших глазах, мне пока что непонятно. Рискну предположить, что в сотрудничестве – вот только с кем, тоже непонятно; снятый на фестивале «Мамакабо» джем с прекрасным гитаристом Томми Эммануэлем, кстати, мог бы перерасти во что-то большее, если только это будет необходимо обеим сторонам, а это условие соблюсти непросто. Можно помечтать о чисто перкуссионном аккомпанементе или, например, о струнном квартете вроде Balanescu quartet или Brodsky, но и это ощущение с легкостью может оказаться неверным.

Верным пока что будет только один, но очень важный тезис. Пока мы занимались своими важными делами, рядом рос и развивался артист, в отношении которого любая терминология дает сбой. Росла настоящая русская музыка, которой не нужно ничего, чтобы быть к тому же просто музыкой – в сегодняшнем мире это просто уникальная штука. Архиповский и его балалайка не маскируются под этно или нью-эйдж, и это не нью-эйдж, не фьюжн, не этно. И не очень ясно, стоит ли искать дефиниции. Во всяком случае, пока.
Пока у нас, помимо Алексея Архиповского, был только один пример небанального подхода к стереотипным инструментам: «Терем-квартет». Но тут имеет место одна, и весьма существенная разница: «Терем» преодолевал серьезнейшее

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Art Weekend в Cube.Moscow

В пространстве арт-платформы Cube.Moscow проходят 13 новых выставок современного искусства. В большом зале можно увидеть обновленную выставку «Кабинет галериста», которую...

«Территория. Иркутск» пройдет в июне

Фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск» пройдёт в Иркутске с 5 по 11 июня 2025 года. Это совместный проект Фонда развития культуры и современного...

Театр «МОСТ»: от мелодрамы до стендапа

В марте и апреле Театр «МОСТ» анонсирует подборку театральных историй в разных жанрах, вызывающих у зрителей особенный отклик, «эмоциональные мурашки»....

Галерея Artstory. Солнечные боги

В галерее ARTSTORY проходит выставка Саши Соколовой «Солнечные боги». Представлены две новые серии работ. В серии «Солнечные боги» автор обращается...

Катя IOWA откроет мальчику тайну

Необычные плакаты появились в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Новосибирске в самых проходимых местах на улицах, в парках и у станций метро.

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Art Weekend в Cube.Moscow

В пространстве арт-платформы Cube.Moscow проходят 13 новых выставок современного искусства. В большом зале можно увидеть обновленную выставку «Кабинет галериста», которую...

«Территория. Иркутск» пройдет в июне

Фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск» пройдёт в Иркутске с 5 по 11 июня 2025 года. Это совместный проект Фонда развития культуры и современного...

Театр «МОСТ»: от мелодрамы до стендапа

В марте и апреле Театр «МОСТ» анонсирует подборку театральных историй в разных жанрах, вызывающих у зрителей особенный отклик, «эмоциональные мурашки»....

Галерея Artstory. Солнечные боги

В галерее ARTSTORY проходит выставка Саши Соколовой «Солнечные боги». Представлены две новые серии работ. В серии «Солнечные боги» автор обращается...

В театре Пушкина состоялась «Сделка»

В афише театра Пушкина появился новый спектакль «Сделка» по мотивам трагикомедии Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» в постановке Игоря Теплова....

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/