мастер

Can You play balalaika?

Человек с балалайкой. Это почти что смешно, правда? Алексею Архиповскому, например, совершенно не смешно. И реклама уже не нужна. Он лучший балалаечник страны. И, возможно, мира.

невесть сколько призов невесть скольких конкурсов, оркестр народных инструментов, ансамбль Зыкиной «Россия». Не обязательно представлять его перед каэспэшниками на Грушинском фестивале, изучающим театральную режиссуру Ежи Гротовского и философию Кришнамурти. Все это интересно, познавательно, занимательно, но ровно ни к чему не готовит. Это потом, выйдя из зала на легкий морозец, пытаясь понять, что же это с тобой только что было, можно об этом узнать и начать свивать ниточку, ведущую от Алексея-народника к Алексею нынешнему. А в зале не нужно ничего. Сиди и слушай.

балалайка2

Слушай и во время антракта начнешь понимать, как точно и умно он вел тебя все первое отделение, потихоньку завоевывая, маня, показывая тропку, по которой идти дальше. Он еще комикует, переливаясь отблесками знакомых и даже знаковых мелодий. Развлекает, короче говоря.

Архиповский – виртуоз, но виртуозность часто становится не музыкой, а эксцентрикой, Книгой рекордов Гиннесса. Но Архиповский, имитируя то всем знакомый «нокиевский» сигнал мобильного, то проходясь по знаковым фразам из академического расхожего репертуара, очень уверенно балансирует на грани фола, и тут уж понятно: за грань он не собирается. Но это нужно им, слушателям, и наш герой, как гениальный агроном, готовит почву для того, что будет после антракта.[/one_half][one_half_last]После антракта цирк заканчивается. Там и тогда начинается волшебство, которое мы и называем словом «музыка». И здесь уже неважно, на чем именно играет Архиповский (хотя память неизменно толкает в бок: «балалайка, балалайка!»), неважен жанр, неважно все. Пошлое сравнение, но все же назовем это звуковой живописью. Потому что – вот широкий мазок, вот тонкая лессировка, вот прозрачная акварель, вот схематичная, но точная графика. А в зале стоит такая тишина, какая и в Большом зале консерватории нечасто случается. В ней, тишине этой, нет поэтической причины, нет и какого-то сверхуважения к артисту – она здесь осознанно, рационально необходима. Просто так надо, и объяснений этому не требуется.

Требуется понимание и осознание того, что Алексей Архиповский вывел балалайку за рамки канона. Это очень важно – лапотное, посконное, казенное, шариковское там, где он играет, просто не может существовать. Но при этом, пусть Алексей и использует (бережно и аккуратно) электронику, пусть выглядит современно и так же мыслит, есть ощущение, что это лишь начало большого пути. Который, собственно, может и не начаться, остаться только его, Архиповского, персональным путем, личным дао. Бессмысленны также сравнения с Джими Хендриксом и Никколо Паганини: он сам по себе. Уникальность эта прекрасна, но и опасна, поскольку может остаться самой собой. Мне не очень понятно, чем может продолжиться новая одиссея балалайки; меня, наверное, пугает возможность прямого, тупого последования (загляните на YouTube, наберите в поиске «virtuoso guitarist», и вы поймете, о чем я). Но в чем залог продолжения прекрасной истории, которая происходит на наших глазах, мне пока что непонятно. Рискну предположить, что в сотрудничестве – вот только с кем, тоже непонятно; снятый на фестивале «Мамакабо» джем с прекрасным гитаристом Томми Эммануэлем, кстати, мог бы перерасти во что-то большее, если только это будет необходимо обеим сторонам, а это условие соблюсти непросто. Можно помечтать о чисто перкуссионном аккомпанементе или, например, о струнном квартете вроде Balanescu quartet или Brodsky, но и это ощущение с легкостью может оказаться неверным.

Верным пока что будет только один, но очень важный тезис. Пока мы занимались своими важными делами, рядом рос и развивался артист, в отношении которого любая терминология дает сбой. Росла настоящая русская музыка, которой не нужно ничего, чтобы быть к тому же просто музыкой – в сегодняшнем мире это просто уникальная штука. Архиповский и его балалайка не маскируются под этно или нью-эйдж, и это не нью-эйдж, не фьюжн, не этно. И не очень ясно, стоит ли искать дефиниции. Во всяком случае, пока.
Пока у нас, помимо Алексея Архиповского, был только один пример небанального подхода к стереотипным инструментам: «Терем-квартет». Но тут имеет место одна, и весьма существенная разница: «Терем» преодолевал серьезнейшее

[fb-like-button]

Поделиться:

Еще на эту тему

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/