мастер

Цирк как спорт

Традиции и новаторство, старая форма и новое содержание, «нестандартное искусство», в котором соединяются технологии, человеческие возможности и возможности животных, – таков сегодня образ Большого Московского государственного цирка – «Цирка братьев Запашных». Один из его создателей, директор Эдгард Запашный дал интервью Eclectic.



Эдгард, в этом году российские артисты впервые в истории завоевали двух «Золотых клоунов» на фестивале в Монте-Карло, который называют «цирковым Оскаром». Это значит, что российский цирк на подъеме?

Я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Если скажу, что цирк на подъеме, значит, ему предшествовал какой-то упадок – но за последние 5 лет у нас были высокие результаты на международной цирковой арене. Если утверждать, что не на подъеме, – это тоже какой-то обман… Знаете, мы взяли высоту. Мы поставили удивительный рекорд: у России два «Золотых клоуна» из двух возможных. С другой стороны, мы все еще не бренд мирового уровня, каким, например, является сегодня тот же Cirque du Soleil. Нас знают, с нами считаются, но пока лидерство по успешности держит этот канадский цирк.

Но Большой Московский цирк на Вернадского тоже успешен. Вы сейчас можете обойтись без государственной поддержки?

На сегодняшний день, к сожалению, нет. Мы увеличили доход на 49 процентов, в 2013‑м заработали 117 миллионов рублей. Это серьезно, это много, но на то, чтобы заменить систему сменных манежей, которая уже износилась и дает сбои, требуется миллиард шестьсот. То есть в том темпе, в котором я сейчас зарабатываю, мне потребуется 14 лет, чтобы поменять эти манежи. А за 14 лет окончательно разрушится крыша, разрушатся закулисные помещения. Поэтому сегодня такое вливание государственных средств в цирк просто-напросто необходимо, чтобы забыть эту проблему на следующие сорок лет. В дальнейшем Большой Московский цирк будет жить абсолютно без государственной поддержки. Если сейчас нас капитально отремонтировать, то я гарантирую, что в ближайшие 20, а то и 30 лет нам ничего не будет нужно от государства. Мы окупаемы. И то же самое может быть, на мой взгляд, в половине цирков Росгосцирка. Прежде всего в городах-миллионниках.

А как вы добились увеличения посещаемости вашего цирка?

Начну отвечать последовательно. Как только меня назначили директором Большого Московского цирка, продажа билетов увеличилась сразу на 10 процентов. То есть я даже еще в должность не вступил, но в прессе появилась эта информация, и люди пошли на Запашных. Это раз. Второе: заслуга моего брата как нынешнего художественного руководителя в том, что он полностью пересмотрел репертуар. Он стал ставить не дивертисмент, как это принято везде, не набор номеров, а спектакли с каким-то тематическим углублением, сюжетом, моралью, чтобы люди ощутили некий новый вкус цирка, не похожий на то, что они раньше пробовали. Не советский цирк. Третий немаловажный фактор – это работа с прессой. Мы поняли, что нам надо прессу привлекать сюда как можно чаще, становиться прозрачными, чтобы пресса могла привести ту публику, которая либо никогда не была в цирке, либо ходит в цирк два раза в жизни. Четвертый немаловажный момент: немалое количество зрителей в зале – это иностранцы. И мы ведем активную работу и создаем условия для того, чтобы они чувствовали себя комфортно. Раньше даже направления передвижений по фойе не были указаны на английском языке. Не говоря уже о буклетах, рекламе, переводе сайта…

Ваш брат Аскольд в одном из интервью назвал цирк «нестандартным искусством», упомянув, что вы стремитесь к какому-то интерактивному цирку. Что это такое?

Это мечта моего брата – сделать некую новую форму, чтобы зритель не только визуально наблюдал спектакль, но становился его частью, чтобы было общение между артистами и зрителями… Не хочу раскрывать все секреты, как он это видит, но одно немецкое техническое бюро уже разработало план. Это очень сложно выполнить прежде всего технически – чтобы зритель стал непосредственным участником спектакля, но я рассчитываю, что у нас все получится.

Два года назад вы стали директором цирка. Зачем? Ради чего взваливать на себя эту огромную административную махину, если вы каждый раз можете получать кайф на сцене?

Во‑первых, я продолжаю получать кайф на сцене и это было одним из моих условий – не бросать артистическую карьеру. Второе: два года назад я стал определять для себя все плюсы и минусы этой должности. И плюс в том, что становишься достаточно свободным художником. Работая «на кого-то» или «под кем-то», ты должен принимать правила игры, которые тебе диктуют. А сейчас мы с братом в немалой степени свободны – не без проблем, конечно, но мы можем делать то, о чем думали, мечтали, что планировали. Третий немаловажный момент: я всегда ставил себе в пример самых лучших, таких как Юрий Владимирович Никулин, который делал параллельно очень много дел, одним из которых было руководство Цирком на Цветном бульваре, который он фактически перестроил. Я, работая в цирке на Вернадского как артист, не понимал, почему здесь все делается только так, а не иначе, почему люди держатся только одной линии, боятся экспериментировать. Я почувствовал, что смогу обновить цирк и сделать так, чтобы бренд Большого Московского цирка зазвучал совершенно по-другому.

Вы будете использовать какие-то западные лекала?

Однозначно нет. Знаете, что такое западные лекала? Это значит – всем работать в шапито. Я иногда читаю в Интернете отзывы своих коллег – «Нам всем надо переходить в шапито, ездить в караванах, жить в дороге!..» – и думаю: почему они несут эту чушь? Я не понимаю – как можно променять теплый гараж на «ракушку»? Весь мир приходит к нам и завидует, видя громадные здания с двигающимися аренами, с мягкими сиденьями, с комфортными условиями для животных, со стационарными ветеринарными клиниками внутри, со своими спортивными залами. Это достижения советского цирка: общее количество цирковых зданий в России превышает общее количество цирков по всему миру! У нас есть эти шикарные условия, поэтому здесь западная модель не подходит. Далее, я никогда не следую примеру только одного человека. Я вам сказал про Юрия Владимировича Никулина, но перед собой всегда имел несколько примеров, совершенно друг на друга не похожих. Один из них – Майкл Джексон. Ребенок из черной семьи пробился на такую высоту, и все это благодаря трудоспособности, благодаря жесткой «пахоте» – от которой он, наверное, и умер. Повторюсь: Юрий Владимирович Никулин – как человек, который шел сразу по нескольким направлениям. Иллюзионисты из Лас-Вегаса Зигфрид и Рой, а также Дэвид Копперфильд, который вышел за рамки иллюзии и изменил взгляд планеты на целую индустрию, – это люди, которые сломали стереотип, что в цирке все нищие и такими же нищими умирают. И все это в совокупности мне помогает думать, надеяться и творить сразу по нескольким направлениям.

Вы представитель всемирно известной цирковой династии в четвертом поколении. В цирковой семье дети редко становятся хирургами или бухгалтерами… Помните ли вы свое самое первое выступление?

Конечно помню: нервотрепка, подготовка жесточайшая. Был 88‑й год, город Рига, и сразу – главная роль в спектакле. Жуть! Настоящий стресс для ребенка… для двух ребят. Это были первые фрагменты наших с братом будущих работ как цирковых артистов. Я этого никогда не забуду.

Что вы испытали, когда у вас получилось?

Знаете – такой ребяческий восторг. Причем нам ведь хвастаться не перед кем было, кроме как друг перед другом, потому что у нас с братом не было друзей-одноклассников. Мы приехали в Ригу, проработали там полгода… У меня не было школьных товарищей, которые знали бы меня все детство, которые знали бы, что я последние 5 лет только и мечтаю выйти на арену!

А с тиграми страшно общаться?

Я по-своему отношусь к слову «страх», разделяя два понятия: страх и паника. Страх мы с вами испытываем, наверное, постоянно. Страх перед тем, чтобы не обидеть дорогого человека; страх перед тем, чтобы перейти улицу; страх перед тем, чтобы спуститься в метро… Это нормальное человеческое чувство, которое позволяет делать правильные вещи: соблюдать дистанцию, принимать субординацию, не опаздывать на работу – все это нами страх руководит. А когда ты начинаешь делать что-то неправильно, когда ты допускаешь ошибки и понимаешь, что сейчас пострадаешь от этого, когда ты переоценил свои возможности или недооценил тигра, вот тут холодок может пробежать нешуточный – это уже паника. Но если бы я паниковал, то, наверное, с вами уже не разговаривал бы. Потому что в паническом состоянии вообще не контролируешь себя. Доходить до этого при работе с тиграми ни в коем случае нельзя. Если ты паникуешь – ты уже не жилец.

AN8C4580А как вы обуздываете панику, когда она подступает? Кто-то считает до десяти, чтобы успокоиться… У вас есть своя «технология»?

При работе с хищниками – нет. Работа с животными позволяет каждый раз отталкиваться от уважения к хищнику. А вот в других жанрах – я ведь жонглер, я жокей-наездник, я канатоходец – вот там могу ощущать, что нервничаю. Жонглируешь – и вдруг ручки у тебя начинают потрясываться, предметы летят не туда, потому что знаешь: пришел какой-нибудь супержонглер посмотреть, оценить тебя. Хочется показать самое лучшее, на что способен, а не можешь. Это как наш биатлонист рассказывал: «Я подумал о золотой медали и стрельнул в молоко». Потому что – всё, холодный рассудок покинул. И у жонглеров то же самое. Но при работе с хищником… Входя в клетку к тиграм, я должен понимать: если я вот это допущу, тогда мне лучше вообще туда не заходить.

Есть стереотип, который очень хорошо показал Булгаков в «Собачьем сердце». Помните, Шарикову настойчиво предлагали идти в театр, а он все в цирк хотел, на «слонов и предел человеческой ловкости». Получается, что Булгаков выстраивал такую иерархию: театр – это развлечение «первого сорта», а цирк вроде как «второго». И многие до сих пор так воспринимают цирк.

Да, к сожалению.

Как с этим бороться?

Только качеством спектаклей, только работой с публикой. Знаете, когда я приглашаю на представления своих гостей, в том числе и звезд, после спектакля они часто садятся напротив меня и говорят: «Эдгард, мы не думали, что в России вообще такое может быть!», «Мы не думали, что у канадцев есть альтернатива!», «Я не думал, что цирк может быть настолько интересен мне, взрослому человеку, который привел ребенка и хотел просто отсидеть два часа этой повинности!» Для меня очень приятно, когда человек вот так изменяет свое мнение, когда скептически настроенные люди после наших спектаклей преображают свой взгляд на цирк.

А для вас цирк – что это такое? Вы, наверное, уже сто раз отвечали на этот вопрос…

Это жизнь. Это моя самая настоящая жизнь. Место, где я больше всего провожу времени. Место, которое я искренне люблю и понимаю. Несмотря на то, что мое имя уже может работать на меня и можно научиться этим пользоваться, я все еще хочу достигать, стремиться, набирать высоту, конкурировать с лучшими артистами – не только действующими, но и прошлых лет. Я в буквальном смысле слова доволен тем, что я занимаюсь этим искусством. Я по-настоящему люблю цирк. Вот что такое цирк для меня…

Скажите, если бы у вас не было цирка, вы бы пошли в театр или в спорт?

В спорт. Однозначно. Но в спорт, в котором был бы элемент театра. Это футбол, бокс. Там, где я смог бы иногда быть личностью, где можно быть артистичным. Хотя это можно везде, наверное…

 

Беседовал Алексей Черепанов
Фотографии предоставлены пресс-службой Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Афиша выставок Москвы в апреле

Eclectic знакомит с выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует. «Космос наш!» Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Космос наш!» —...

Кинотеатр «Художественный» открывается после реконструкции

«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы, объект культурного наследия регионального значения, 9 апреля снова распахнет свои двери после семилетней реконструкции. Будет...

«Аллилуйя» Шедевры европейской духовной музыки

4 апреля в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла состоится большой праздничный концерт «Аллилуйя» Шедевры европейской духовной музыки. В этот...

Реинкарнация Дали и Гала на выставке «Дали и Пикассо»

В Путевом дворце Василия III в Саду Баумана прошел экстравагантный перфоманс «Русская муза Сальвадора Дали» в рамках выставки «Дали и...

Классика гитары

В Москве завершился XV Юбилейный Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары».

Театр имени Пушкина поставил рекорд!

Спектакль «Оffис» прошел на самой высокой смотровой площадке Европы PANORAMA360, на высоте 327 метров.

Весенний бал авторских кукол

В Москве состоялось открытие уникальной выставки «Весенний Бал Авторских Кукол».

Бронзовый дебют B-Tuning в чемпионате России по зимнему треку

Следующий боевой выезд B-Tuning состоится 23 февраля - команда выступит в трековых гонках на Центральном московском ипподроме. 

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Афиша выставок Москвы в апреле

Eclectic знакомит с выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует. «Космос наш!» Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Космос наш!» —...

Кинотеатр «Художественный» открывается после реконструкции

«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы, объект культурного наследия регионального значения, 9 апреля снова распахнет свои двери после семилетней реконструкции. Будет...

«Аллилуйя» Шедевры европейской духовной музыки

4 апреля в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла состоится большой праздничный концерт «Аллилуйя» Шедевры европейской духовной музыки. В этот...

Реинкарнация Дали и Гала на выставке «Дали и Пикассо»

В Путевом дворце Василия III в Саду Баумана прошел экстравагантный перфоманс «Русская муза Сальвадора Дали» в рамках выставки «Дали и...

Фантастическая история самоизоляции молодой пары

В российский прокат выходит фильм «Розовое облако» бразильского режиссера Юли Жербази, в котором рассказывается притча о женщине, стесненной и ограниченной...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/