афиша

Фабрицио Плесси. Душа камня

5 июня Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» открывает выставку-интервенцию «Душа камня» одного из самых ярких представителей медиаискусства — итальянского художника Фабрицио Плесси. Специально для Пушкинского музея созданы 16 видеоскульптур, которые будут представлены в диалоге с произведениями из цветаевской коллекции слепков, а также цифровая реконструкция фрески из Зала гигантов в Палаццо Те в Мантуе. Музей, следуя за художником, предлагает новый взгляд на собственную коллекцию.


Фабрицио Плесси. Rolling Stone.2009 Видеоскульптура. Предоставлено художником


Пионер видео-арта в Италии, Фабрицио Плесси связывает прошлое и настоящее с помощью современных технологий. Художник первым использовал телевизионный экран как основу, внутри которой проносится неудержимый цифровой поток воды и огня. Звуковые перформансы, эфемерные архитектурные сооружения, телевизионные и театральные сценографии составляют фон, в который Плесси встраивает свои видеоскульптуры и в котором использование технологий становится естественным элементом. Художник соединяет современные художественные методы с классической материей, пытаясь проникнуть в «тело камня», вторгаясь в плоскость барочной фрески.

Фабрицио Плесси. Душа камня. 1995-2018 видеоскульптура.

В основе выставки «Душа камня»  в ГМИИ им. А.С. Пушкина — идея, которая зачастую стоит у истоков художественных поисков Плесси, и в то же время отчетливо прослеживается в миссии музея — классика всегда существует в диалоге с современностью и наоборот, новаторство неразрывно связано с переосмыслением прошлого. Именно из этих предпосылок исходит Плесси, выстраивая диалог с музейным пространством. Для воплощения своего замысла художник отобрал 16 слепков из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, представляющих шедевры греческого искусства поздней классики и эллинизма, а также искусства Древнего Рима и Италии. С помощью мультимедиа, выявляющих истинную форму античных произведений, и игры зеркал слепки предстают перед зрителем правдивее оригиналов. Эта тема возникает и в некоторых крупноформатных рисунках художника, являющихся важной частью выставочного пространства, которое, в свою очередь, кажется будто высеченным внутри музея. Обращение к античным образцам, из которых позже возникнет жанр индивидуального портрета, как к первообразу, – это своего рода поиск новых важных связей между современными мастерами и произведениями искусства прошлого. Подобный проект был показан в 2009 году на 53-й Венецианской биеннале в средневековом палаццо.

На выставке также будет воссоздана в цифровом формате фреска из Зала гигантов в Палаццо Те, созданная Джулио Романо в XVI веке. В основе ее сюжета — эпизод из «Метаморфоз» Овидия. Вода, один из излюбленных мотивов Плесси, становится аллюзией на Всемирный потоп, а ее отражение на экранах, использованных для инсталляции, — источником для размышлений о кризисе и перерождении как неотъемлемых этапах человеческой жизни.

Кураторы выставки: Джузеппе Барбьери, Сильвия Бурини, Ольга Шишко


Поистине поразительна мысль о том, что произведение искусства существует в своей еще не тронутой художником материальной основе. Творческое чутье и созидательная сила словно нить Ариадны ведут мастера к сердцу будущей работы. Сегодня на этот путь нас могут вывести даже такие элементы повседневности, как металлодетектор, позволяющие увидеть нечто «иное» и прежде недоступное, проникнуть в ту первичную сферу искусства и постичь всю ее магию и глубину. Эти новые технологии, на деле тесно связанные с человеческой природой, слегка, но все же ощутимо касаясь поверхности камня, открывают нам его душу.Фабрицио ПЛЕССИ, художник

5 июня в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет Международная научная конференция, приуроченная к открытию выставки. Координатором выступит директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда. В ходе заседаний руководитель факультета философии и культурного наследия университета Ка’ Фоскари Джузеппе Барбьери представит доклад на тему аутентичности интерпретаций античного наследия в Ренессансе и культуре последующих эпох; директор Центра изучения культуры России Сильвия Бурини и Марко Тонелли обсудят с Фабрицио Плесси вопросы восприятия тела и его отображения в различные эпохи в разных культурах, проблемы создания слепков и симулякра; Ольга Шишко предложит свой взгляд на выставку в контексте направления «Пушкинский XXI»; а Стефано Байя Куриони, преподаватель арт-менеджмента в университете Боккони в Милане, член Высшего совета Министерства культурного наследия, культурной деятельности и туризма порассуждает об искусстве в мировом контексте и о межкультурном диалоге.


Рано оценив возможности цифровых технологий, Фабрицио Плесси, как алхимик, пытается преодолеть грань не только между искусством и наукой, но и между природой и технологией, соединяя природную стихию и цифровые технологии. Плесси обладает способностью очеловечивать технологические инструменты, превращая их в носителей эмоций и концепций, и одновременно оживлять историю, предоставляя зрителю возможность открытого прочтения связей прошлого и настоящего.Ольга ШИШКО, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор направления «Пушкинский XXI»

Фабрицио Плесси (р. 1940) — художник, преподаватель и сценограф. Учился в Академии изящных искусств в Венеции. Многократно участвовал в таких международных выставках, как Венецианская биеннале (с 1970) и «Documenta» в Касселе. Персональные выставки Плесси были организованы в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао, Скудерие дель Квиринале в Риме, Доме Мартина Гропиуса в Берлине, Институте современного искусства в Валенсии, венском Музее истории искусств и в Фонде Жоана Миро в Барселоне. В 2011 году во вновь открывшемся павильоне Венеции на Венецианской биеннале был представлен его масштабный проект «Вертикальные моря». Для своих инсталляций Плесси задействовал пространства площади Святого Марка в Венеции, Долины храмов Агридженто, Ла Лонха на Майорке, Зала гигантов в Палаццо Те в Мантуе и венецианского театра Ла Фениче. В 2013 году неподалеку от альпийского перевала Бреннер был открыт Музей Плесси, футуристичный авторский проект, задуманный как единое произведение архитектуры, скульптуры и дизайна, гармонично интегрированное в природную среду.

Даты проведения: 5 июня — 5 августа 2018
ГМИИ им. А.С. Пушкина,
Главное здание (Волхонка, 12, залы № 16, 24, 31), метро «Кропоткинская»

Фото: пресс-материалы

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Премьера в Театре Наций

11 и 12 февраля на малой сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля Филиппа Гуревича «Сато». Литературной основой спектакля послужил...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/