Это всего лишь третий полнометражный фильм молодого израильского режиссера Надава Лапида, но на того критики уже смотрят с восхищением в глазах. Фильм даже получил «Золотого медведя» за лучший фильм на прошедшем Берлинском кинофестивале. «Это очень смелое кино», — сказал о нем кинокритик Антон Долин.
Что и увидел зритель буквально в самом начале фильма, когда главный герой трагически и нелепо лишается всех вещей и остается в чужом городе абсолютно обнаженным. Забавная аналогия с голым инженером Щукиным из Гайдаевских «12 стульев» быстро улетучивается, и становится понятно, что актер Том Мерсье (Tom Mercier) одарен не только физиологически. Его Иов, явившись в Париж как в райский сад нагим и босым, сложив бровки домиком, бросается покорять Францию.
Оставив в прошлом всю прежнюю жизнь, весь свой опыт, армию, родной язык и даже самых близких людей – родителей, бросается в пучину европейской цивилизации. Как мантру периодически начитывая незамысловатый грассирующий хип-хоп из синонимичного ряда различных французских слов. Новые друзья Эмиль (Кантен Дольмер) и Каролин (Луиза Шевилотт) не просто спасают нового европейца от смертельного переохлаждения, но поддерживают его и дальше: смартфон, дизайнерское пальто, деньги. Европа благосклонна к своим вновь обретённым сынам. Но сам-то Старый свет, погряз в самоповторах и меланхолии: Эмиль не сказать, чтоб удачно косплеит Хэмингуэя, Каролин играет на «трагическом инструменте» гобое. Истории гостя с библейским именем развлекают их, вдохновляют и толкают на необдуманные поступки.
Сам же герой целеустремленно идет к цели – стать парижанином. Убеждая себя и других, что у него это выходит. И даже приходит к мысли, что раз уж Франция спасла его, теперь он спасет ее. Удастся ли Иову выбить дверь в другую жизнь или придется вновь «тонуть» с израильтянами – главная интрига фильма.
Одно точно можно сказать: это удалось режиссеру картины Надаву Лапиду. Он тоже отслужил в армии, также не понимал, зачем убивать других людей. Тоже пережил ломку, когда после окончания службы пришлось вернуться в город и жить, как будто ничего не было. Пить пиво, встречаться с друзьями, искать работу, как будто и не было этих автоматных песен в его руках. «Однажды я понял, что нужно убегать, спастись и жить другой жизнью. Я чувствовал себя единственным зрячими человеком на «Титанике», который видит, что корабль тонет. Дней через десять я приземлился в Париже с одной программой: перестать быть собой. Чтоб во мне умер израильтянин и родился француз», – рассказывает режиссер.
Однако, это оказалось невозможно. Даже обласканный кинофестивалями и критикой Лапид это признает. Пожалуй, такие заблуждения свойственны юности, которая и сама является практически самостоятельным персонажем картины. Очень важно, что главным героям «Синонимов» по 23 года. Как и актерам, которые их играют. Поэтому так естественны те вибрации, порывы и поступки, которые видишь на экране. Именно в двадцать можно и нужно биться в закрытые двери и не ждать, что они откроются. «В каком-то смысле – это кино о супергерое. Он может делать миллион вещей: хорошо сложен, стреляет, танцует, соблазняет. Единственное, что он не может – принадлежать. Его жёлтое пальто – особая форма одежды. Как у супермена. Друг даёт ему свою одежду, чтоб тот стал частью общества, но оно же ставит на Иове некий знак», – рассказывает режиссер.
Кажется, что в картине нет случайных элементов, все играет на идею режиссера: дрожит ли камера, какая музыка играет в тех или иных сценах, улыбки на лицах туристов и серьезные лица парижан. Это все синонимы, которые режиссер подбирает к своей главной идее. К какой? Может о том, что не существует одного ответа на любой вопрос. Ко всему можно подобрать как минимум синоним.
Александр Стрига
Фото: предоставлены прокатной компанией «Провзгляд»
Метка кино, Надав Лапид, Премьера
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Анастасия Лапина — артист, которого хочется слышать
Анастасия уже покорила слушателей своими песнями и клипами. Ее по достоинству оценила публика и поддержали музыкальные каналы. Клипы ротируются на...
-
Жить моментом: выходит фильм о врачах Донбасса
Выходит документальный фильм «Диагноз: жизнь» о врачах Донбасса, которые остались, чтобы спасать жизни других, рискуя собственной.
-
Путь в сердца друг друга
Короткометражный фильм «Синее Пламя» покоряет международные кинофестивали.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.