Вовсе нет: речь идет о модном доме, чей образ навскидку совсем не ассоциируется с актуальным, и тем более, протестным искусством, но, скорее, с классикой, консервативным мейнстримом, буржуазностью и аристократизмом. И подобное противоречие вызывает не внутренний конфликт и возмущение, но исключительно благоговение, потому что оно подчеркивает не просто новаторство и парадоксальность бренда Hermès (подобными нетрадиционными декоративными элементами сейчас никого не удивишь), но его масштабность, гармоничную связь с историей наряду с устремленностью в будущее, созвучность моменту и способность опережать время, не выходя за достаточно жесткие рамки собственного стиля и концепции. И ко всему прочему поражает тот факт, что все эти «актуальные» детали в изделиях Hermès появились тогда, когда еще предпосылок зарождения одноименного направления в искусстве не было и в помине, а именно почти сто лет назад.
Вперед в прошлое
В 1837 году Тьерри Эрме открыл в Париже шорную мастерскую, занимавшуюся изготовлением конной упряжи для экипажей и уздечек и обслуживавшую представителей аристократических кругов. Его изделия получали призы и медали на специализированных выставках и считались лучшими по качеству. В 1880 году сын Тьерри, Шарль-Эмиль Эрме продолжил отцовский бизнес, расширив производимый мастерской ассортимент и начав продавать изделия не только аристократии, но и всем желающим. Затем и сыновья Шарля-Эмиля Адольф и Эмиль-Морис вошли в семейное дело, и спрос на продукцию компании стал расти и расширяться не только во Франции, но и во многих странах Европы, в том числе и в России, Северной Африки, Азии, Северной и Южной Америки. Примечательно, что по сию пору управление Домом высокой моды Hermès в большей степени находится в руках потомков Тьерри Эрме – мало какая компания может сегодня похвастать фактом незыблемости и непрерывности семейного бизнеса на протяжении почти 180 лет. Сейчас известный всем Hermès, логотипом которого с 50-х годов прошлого столетия является запряженный конный экипаж, славен не только изделиями из кожи, но и аксессуарами, в том числе знаменитым каре Hermès, одеждой, ювелирными украшениями, парфюмерией, предметами роскоши, интерьера и посуды.
Сумки и поклонники
Особенностью, некой «отмеченностью» свыше марки является то, что у ее, пусть и достаточно дорогих и престижных, но все же утилитарных по своему истинному назначению изделий (например, у «обычных» сумок), есть вполне примечательные истории.
Первая модель сумки Hermès не имела презентабельного вида, не отличалась особым изяществом и идеальными пропорциями, потому как была разработана для домохозяек, и главной ее функцией были прочность, практичность и удобство. Но сейчас, чтобы обладать сумкой Дома Hermès, придется не только приготовить сумму в несколько десятков тысяч долларов, но и записаться в очередь на ее изготовление, набравшись терпения не на один месяц, а, может быть, и год.
Одной из первых, кто принес бешеную популярность сумкам Hermès, стала Грейс Келли, которая, будучи беременной, использовала ее весьма своеобразно, прикрывая от фотоаппаратов вездесущих папарацци свой округлившийся животик. Пикантный снимок облетел весь мир, сыграв на руку предприимчивым владельцам модного Дома, и «простое» кожгалантерейное изделие получило имя Hermès Kelly. И эта модель не единственная в ассортименте Hermès, что имеет имя.
По одной из версий сумка, которая сейчас известна как Hermès Birkin, была специально разработана дизайнером компании по заказу известной актрисы Джейн Биркин. Вариантов происхождения сумки несколько, но наиболее правдоподобной выглядит такая: Биркин летела в самолете, и ее место случайно оказалось рядом с местом главы дома Hermès. Соседи разболтались, и Джейн, которая в качестве сумок использовала корзинки, мешки и даже полиэтиленовые пакеты, пожаловалась, что ей никак не удается найти для себя сумку, в которой она могла бы носить все необходимое. На что дизайнер пообещал сделать ей сумку, с которой она никогда не расстанется. И сделал, учтя все пожелания девушки. Здесь важно отметить, что более антибуржуазного, оторванного от материальной жизни человека, чем Джейн, трудно было найти в богемной среде.
Она, пожалуй, единственная, кто относится к дорогой марке не только с уважением, но и с некоторой долей иронии, нося в вожделенной для многих модниц сумке Hermès Birkin не только дамские мелочи и косметику, но и другие важные предметы: багеты, бутылки вина и пары обуви. Во всей этой истории мы видим прекрасное сочетание несовместимых вещей: буржуазная пафосная сумка стала любимой у этой, чуткой к красоте, но спонтанной по своему стилю жизни девушки. Первая сумка Hermès Birkin была выпущена в 1984 году, и по сей день она – стопроцентный признак роскоши и предмет вожделения ценителей стиля Hermès.
Есть в этом ассортименте еще одна сумка – Hermès Constance. Она получила это имя в честь рождения дочери владельца модного дома Констанции.
И, конечно, в ряду именных сумок Модного дома Hermès – элегантная модель со знаменитой застежкой в виде буквы H и двойным ремешком, носящая негласное имя O-bag по первой букве фамилии Жаклин Кеннеди, в свое время отдавшей ей предпочтение.
Не просто квадрат
Платок Каре Hermès — это не просто шелковый квадрат с печатным рисунком, он – легенда, предмет роскоши, символ изысканности и элегантности, принадлежности к высшей касте, коллекционный экземпляр. Да-да есть такие ценители платков Hermès, которые покупают их не для того, чтобы носить, но только с целью пополнить свои коллекции.
В первые десятилетия ХХ века компания Hermès, кроме производства шорных изделий, стала выпускать коллекции обуви, ювелирных украшений, предметов интерьера и багажных аксессуаров. А в 1928 году праправнук Тьери Эрме Луи-Филипп решил внести новое направление в семейный бизнес и начал производить так называемые вещи для «золотой молодежи», предложив любителям путешествий, охоты и игры в гольф дополнить свой образ запоминающимися, модными аксессуарами. Первые каре Hermès выглядели вполне экстравагантно для своего времени: на платках были напечатаны названия популярных в то время авто. Во всем этом также проявилось новаторство и проницательность концепции Hermès в целом: в гардеробе модников появился мобильный аксессуар, который повязывали на шею, голову и даже руку. Так маленький платок стал почти сенсацией в мире моды, создав почву для появления легенд и примечательных историй вокруг своего существования. Многие знаменитости носили его, начиная от известных актрис и заканчивая особами королевской крови. А когда-то каре Hermès послужил своеобразным бандажом для сломанной руки Грейс Келли: так одновременно изящно и трогательно продемонстрировала актриса богатый аксессуар.
Курьезы, парадоксы, провокации
Для дома Hermès в разное время потрудилось немало именитых модельеров. Но вот имена одних из самых больших провокаторов в мире моды Мартина Марджелы и Жана Поля Готье, казалось бы, никак нельзя связать с именем консервативного, всегда просчитанного в своей уравновешенности и элегантности, буржуазного стиля Hermès.
Тем не мене сотрудничество состоялось, и нам лишь остается в очередной раз выразить свое восхищение и уважение перед несомненным остроумием, широтой и смелостью взглядов тех, кто создает концепцию и стиль Дома, доказывая его масштабность, а также перед мастерством и профессионализмом самих модельеров, демонстрирующих умение решать любые задачи и творить в любых направлениях и стилях.
Небанально и остроумно выглядит и тот факт, что мужскую линию Hermès на сегодняшний день делает женщина, Вероник Нишанян, а женскую — мужчина, Кристоф Лемэр – очередное доказательство динамичности и свежести бренда, и демонстрация вполне трезвой осознанности и продуманности, способности Hermès интегрироваться в любое время и любые условия, диктуемые модным рынком.
Но и сам именитый бренд любит выступать в роли диктующего правила и парадоксальным образом воспитывающего терпение у своих богатых избалованных клиентов. Крайне редкий случай, когда производитель не сам предлагает свой товар потребителю, а ставит перед ним, привыкшим за свои деньги получать все здесь и сейчас, довольно жесткие и непреклонные условия, вынуждая ждать заказанные сумки довольно продолжительное время «в порядке общей очереди». Известно, что некоторыми особо нетерпеливыми поклонниками стиля предпринимались попытки обойти правила, ускорить процесс путем эмоционального давления, материальных поощрений и даже взяток. Но не известно ни одного случая, кому бы удалось «подвинуть» очередь.
Да и с платками не так все просто, уже начиная с этапа их создания: работа над каждым новым каре может продолжаться от полугода до двух лет — так тщательно, до мельчайших деталей, прорабатывается рисунок, анализируется, как платок будет выглядеть в развернутом виде и на шее, завязанный разными способами, не говоря уж о подборе цветовой гаммы и планирования всех технологических процессов печати. И на каждом изделии стоит нередко так графически причудливо зашифрованное имя создавшего его художника, что поиски его среди узора превращаются, порой, в увлекательную игру на внимание. Но и на этом не заканчиваются особенности производства каре Hermès: заключительный этап — подшив края платка — выполняется исключительно вручную, и не все платки в итоге попадают в фирменную оранжевую коробку. Пройдя жесткий контроль качества, некоторые в буквальном смысле попадают на костер — их сжигают. Такие вот крайности: каре должно быть безупречным, других вариантов не существует.
А навозом, к слову, пахло на выставке высокохудожественных изделий Hermès, проходившей несколько лет назад в Третьяковской галерее. Ну чем не прожективное, самое что ни на есть актуальное искусство?
Алёна Арефьева, Элла Лацис
Фотографии предоставлены Hermès
Метка мода
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Ленина правда, или Вождю и не снилось
Кто же на самом деле Лена Ленина: еще один эпатажный персонаж бомонда или прагматичная бизнес-леди?
-
Etro: противоречивый и узнаваемый
В одежде этой марки невозможно смешаться с толпой и остаться незамеченным. Как невозможно, нося ее, иметь упавший дух или унылое выражение лица
-
Vassa: русский конструктивизм с американской душой
Западная пресса называет Вассу русской королевой минимализма. В интервью Eclectic дизайнер рассказала о тенденциях моды и своей жизни между Москвой и Нью-Йорком
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.