кино

Кино об абсолютном конформисте

В новой телевизионной картине Константин Хабенский сыграл Петра Лещенко

В новой телевизионной картине Константин Хабенский сыграет Петра Лещенко. Знаменитый актер в представлении не нуждается, а с жизнью и творчеством популярного певца 30-50-х годов 20 века большинство современников ознакомятся, наверняка (и – увы), впервые, благодаря режиссерской работе Владимира Котта.

петр лещенко 1

 

Лаконичное название 8-серийной биографической ленты с толку не собьет, не забросит в миры, далекие от повествования, – «Петр Лещенко» – за именем этим кроется реальная судьба артиста, полная успеха и приключений, финалом которой стала трагедия. Кстати, для летописцев закат звезды патефонной эпохи – тайна за семью печатями. Для режиссера Владимира Котта – снятое им же самим кино – живая история, претендующая на правдивость…

Владимир, снимать картину по биографии выдающегося человека, где масса вводных, но и много белых пятен – дело ответственное. Здесь каждое высказывание – публичное заявление. Почему взяли на себя смелость и сделали этот шаг?

Режиссер Владимир Котт «заболел» Петром Лещенко, как только услышал его голос на кассете

Режиссер Владимир Котт «заболел» Петром Лещенко, как только услышал его голос на кассете

Я с этой ответственностью не боролся, принял на себя. С этим мне помогла справиться ближайшая подруга вдовы Петра Лещенко Ольга Петухова. Она стала консультантом на картине, и гарантией некой правды. К тому же я чувствовал личное присутствие, дух Лещенко на площадке. Силы придавал сценарий великого драматурга Эдуарда Володарского. И еще я разделил эту ответственность с исполнителем главной роли Константином Хабенским.

Кстати, внешнее сходство актера со своим прототипом видно невооруженным глазом, достаточно сличить фотографии…

Нам никого и ничего не хотелось копировать. Да и у Константина голос абсолютно другой, драматический баритон не соответствует. И хорошо, что он в картине звучит по-своему, иначе получилась бы пародия. К слову, Хабенский учился буквально петь заново, приложил много сил для этого. Мне кажется, результат будет достойным.

Случайно или закономерно вы с телепроектом «Петр Лещенко» попали в волну популярности биографических фильмов? И вообще, ленты из серии ЖЗЛ – это модная тенденция?

Наверное, в воздухе витает. Не важно, с чего и кого все пошло. Мне кажется, кино начинает возрождаться с биографий великих людей, потому что материал позволяет сразу увидеть, где фальшь, а где правда. В головах ведь сидят первообразы. В нашем случае – архетип Лещенко. Важно будет – попадем мы в яблочко или не попадем.

Нехватка бюджета, недостаток информации о герое, цензура, наконец, – были границы дозволенного в работе над картиной, в которой вы рассказываете о событиях, случившихся на протяжении длительного и очень сложного времени, с 1907 по 1953 годы?

Цензуры вообще не было. Единственное, чего не знает никто, это где конкретно он похоронен. Известно лишь, что он умер в румынской тюремной больнице. Румыны, склонные к педантичности, должны были вести учет, но они не дали нам эту информацию. Более того, мы обращались в их центральный архив. И нам пришел официальный отказ. Дальше мы стали думать – гадать или не гадать, как все случилось. Стало понятно, что не в фактологии дело. Главное, чтобы история получилась понятной, чтобы она по-человечески волновала, цепляла за живое.

И все же. У известного певца Петра Лещенко был сын, он же должен был оставить об отце какие-то воспоминания? Почему истина в последней инстанции – подруга последней жены?

Константин Хабенский в роли Петра Лещенко

Константин Хабенский в роли Петра Лещенко

Да, у него был сын. Но так случилось, что он от него отказался. Иными словами – они не общались. Потому что Лещенко развелся со своей первой супругой Женей Закитт, и все вышло, как вышло. Мы сделали попытку – связались с внучкой Петра Лещенко, но, увы, она уже даже не знает, кто он такой.

Печально, прервалась цепь поколений, и сошла на нет память о человеке…

Да. А в Россию история Лещенко вернулась после Первой мировой войны, когда потоки трофейных пластинок буквально хлынули в Россию, потому что тиражи у этого певца были гораздо больше, чем у Федора Шаляпина и Александра Вертинского. Он же пел в том числе и на русском языке и был супер-популярен. Мало кто знает, что именно Петр Лещенко первым спел знаменитое: «У самовара я и моя Маша», а вовсе не Леонид Утесов. И так далее. Вторая волна интереса к нему пришлась на конец 80-тых. В 1988 году его имя было на первом месте лучшего по тем временам музыкального чарта. Только после Лещенко шли группы «Алиса» и «Ласковый май». Почему его песни внезапно стали нужны народу – вопрос.

Певец, артист, ресторатор – Петр Лещенко был поп-звездой, светским львом своей эпохи или личностью с масштабом?

Если транспонировать понятия из современности в его время, то он был скорее шансонье, артистом кабаре. Шаляпин называл его «патефонным певцом», потому что тиражи записей Лещенко были сумасшедшие! Он записывал песни на «Columbia Pictures», а также в Лондоне, в Берлине. В отличие от абсолютно закрытого Александра Вертинского, который призывал зрителей лишь наблюдать за своим микро-спектаклем, Лещенко же приглашал публику вместе с ним петь и танцевать. Но, что очень важно, в сравнении с современной попсой, там не было ни грамма пошлости. У него все было честно и искренне, шансон Петра Лещенко задевал сердца.

 

петр лещенко 5

Константин Хабенский брал уроки вокала, и все песни – а в фильме их более 30 – исполнил сам (как и Иван Стебунов, исполнивший молодого Лещенко)

А в Шаляпинской характеристике – «патефонный певец» – нет доли зависти, подколки?

Конечно, есть. Во-первых, они встречались и общались, могли себе позволить дружеские шутки. Во-вторых, уровень записи был такой, что низкий голос Федора Шаляпина на пластинке звучал отвратительно – бас не передавал всей палитры звучания. А диапазон Петра Лещенко органично ложился в режим записи, и раскрывались у его звучания уникальные частотные характеристики. Есть один очень важный момент: Шаляпин тоже был носителем русской культуры. Но оперной. Королевские особы приходили к нему в театр, а Лещенко выступал прямо в доме у румынского короля. К слову, Федора Шаляпина домой никогда не приглашали. Его голос мог звучать только со сцены.

Федору Ивановичу дистанция нужна была, он не опускался до уровня публики.

Да. Так было. Но с Петром Константиновичем он дружил… С Лещенко многие великие приятельствовали, он притягивал своим талантом. К нему из Парижа, извиняюсь, Чарли Чаплин наведывался! Они жили друг у друга в гостях. И их знакомство, насколько я знаю, началось с премьеры знаменитой картины «Великая иллюзия», Лещенко выступал перед началом фильма.

Судя по всему, для такого тоталитарного государства, как Советская Россия, герой вашей картины был неудобной фигурой. Выходит статус персоны нон грата, а позже гибель за тюремной решеткой – это чуть ли не закономерный трагический финал?

Образ Петра Лещенко был в полной мере буржуазным, мещанским, его нельзя было назвать пафосным патриотом. Но почему-то простые глупые песенки гораздо больше трогают, чем гимн, например. Ему предлагали вернуться в СССР, как и Вертинскому, тот вернулся, а Лещенко не смог. Как раз про это у нас история.

Вера – вторая жена певца, все дело ведь было в ней?

Да. Лещенко вывез свою будущую супругу из оккупированной Одессы в Румынию. Для того, чтобы официально оформить отношения, Вере пришлось поменять советский паспорт на документ другой страны. Позже ей это поставили в вину и грозились посадить в тюрьму, а ехать назад в Россию Петр Лещенко без жены не мог. На такие приглашения отвечал: «Нет, не откажусь от Веры своей». В результате – погиб в тюрьме. Она за измену родины получила сначала высшую меру наказания, а потом 25 лет заключения. Вера Лещенко отсидела 4 года, после смерти Сталина ее выпустили на свободу, и она стала певицей.

Петр Лещенко в вашей картине – сильная личность, которая вершит судьбы?

Съемки проходили в Одессе, Львове и Москве, в том числе и в исторических местах, которые помнят Петра Лещенко

Съемки проходили в Одессе, Львове и Москве, в том числе и в исторических местах, которые помнят Петра Лещенко

Нет. Он абсолютный конформист, но человек, который не предает. Даже есть такая фраза у Хабенского в фильме: «Да, я не герой; да, все борются с фашизмом, а я пою свои песни. Я больше ничего делать не могу». Он не был героем, но его песни очень воздействовали на людей. Лещенко это знал. И еще факт – певец умудрился организовать гастроли в оккупированную Одессу. Немцы поставили ему условие, чтобы в концерте была хотя бы одна песня на их языке. Он отказался, пел только по-русски для наших граждан. Что важно, Петр Лещенко, будучи майором румынской армии, по сути – фашистом, он не сделал ни одного выстрела. Чтобы его не призвали, пошел на операцию по удалению аппендицита – приспосабливался как мог, подлости делать не хотел.

Вы очень подробно рассказываете о жизни этого артиста. И все факты, включая мелкие, в ленте «Петр Лещенко» – исторически подтверждены?

Поскольку мы занимаемся художественным произведением, я в это верю. Любая легенда имеет под собой основу.

Можно сказать, что ваша картина – попытка сделать музыкальное кино? Все-таки рассказ о судьбе певца…

У нас есть серии, где вообще нет ни одной песни, но есть части, где можно увидеть и по 4 музыкальных номера. Это не мюзикл, это очень сильная драматическая история, где присутствуют песни. Впрочем, озвучены они не как клипы. У нас акустика – как будто все это происходит живьем.

Натура в кадре тоже подлинная? Вам удалось побывать на всех «исторических родинах» шансонье Лещенко?

Вторую жену Петра Лещенко Веру Белоусову сыграла Елена Лотова

Вторую жену Петра Лещенко Веру Белоусову сыграла Елена Лотова

Нет. Мы были около и в самой Одессе, в Кишиневе, во Львове. В Румынии не были – Бухареста в кадре не будет. Там тяжело относятся к Петру Лещенко. Нам даже ни одного кадра с его выступлениями не дали… На румынской земле он был чужим. Он все время пел о России. И вообще Лещенко оказался там случайно. Это мы заключили Брестский мир, и Кишинев стал частью Бессарабии, частью Румынии. А он, белогвардейский офицер, лежал в это время раненный в госпитале. Очнулся уже в другой стране. И вообще – гражданином Румынии. Вот так это было.

Прототип героя картины – случайная жертва обстоятельств?

Да. И для меня самое интересное – показать человека, прошедшего через сломы эпох. Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война…. Он узнал, что такое вынужденная эмиграция. В жизни Лещенко было много невероятных событий, он постоянно влюблялся— идеальный герой для кинорассказа, который заканчивается арестом и смертью. Это в высшей степени драматическая судьба!

Владимир, вы вторгаетесь в события минувших дней и переписываете прошлое. А как вы относитесь к истории, как науке?

Плохо. А к истории, как к истории – хорошо отношусь. Для меня, например, важно мое детство. 80-е, 90-е – юношеское знакомство с миром, первая любовь – для меня это история. Когда снимаю современные сюжеты, не начиняю их предметами реальности – в картинах «Муха» и «Громозека» нет мобильных телефонов, нет компьютеров. В сериале «Полярники», который я только буду снимать, время действия – 60-е годы, но дело совсем не в них, хотя антураж тех лет, разумеется, сделаем, а в суровой романтике, в соцреализме, который нес добро. Кстати, раньше говорили о непонравившемся кино: «Фильм плохой, но добрый». Так вот, я хочу, чтобы мои картины были хорошими и добрыми.

 

Беседовала Юлия Смолякова
Фотографии: Виктор Новиков; из архива кинокомпании «Централ Партнершип»


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Мартовская афиша выставок Москвы

ECLECTIC приглашает окунуться в мир изобразительного искусства и знакомит с выставочными проектами галереи ArtStory, Еврейского музея и центра толерантности, арт-платформы...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

«Белый вальс» и «Хвала котам…» — премьеры апреля

Eclectic знакомит с двумя ближайшими театральными премьерами в Москве. В афише Театра Пушкина появится спектакль студентов Евгения Писарева «Белый вальс»...

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Мартовская афиша выставок Москвы

ECLECTIC приглашает окунуться в мир изобразительного искусства и знакомит с выставочными проектами галереи ArtStory, Еврейского музея и центра толерантности, арт-платформы...

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/