Когда беседуешь с такими людьми, моментально попадаешь под их обаяние. Говорят доверительно и увлекательно, примеры приводят красочные и могут тремя словами объяснить самые сложные и непонятные стороннему человеку тенденции. Андрей Клюкин, генеральный продюсер фестиваля «Дикая Мята», именно такой. Кажется, что у него нет более важных дел, чем наше интервью, – и приходится сказать себе «стоп», чтобы перестать задавать вопросы. До 2007 года он работал креативным директором радио-холдинга News Media, который включает в себя несколько радиостанций, например «НАШЕ радио». Сейчас – генеральный директор компании J Group и продюсер ряда музыкальных фестивалей.
Андрей, почему креативный продюсер крупной медиаструктуры стал организовывать собственные музыкальные мероприятия?
Тут скорее вопрос, как этот человек пришел в медиаструктуру. С детства я слушал очень много музыки. Потом начал ее изучать, играть. В итоге у меня два образования: дневное – авиационный институт и вечернее – джаз-колледж. Я всегда был влюблен в музыку и понимал, что хочу работать на радио. Когда появилось «НАШЕ радио», я просто закидал Мишу Козырева письмами о том, что я должен там работать. Я довольно энергичный человек, что позволило мне совершить карьерный рост от продюсера одной вечерней программы до креативного директора всего холдинга. И уже потом, поняв, что музыка, которую я люблю, все же чуть шире, чем формат пусть и любимой, но одной радиостанции, я решил отправиться в свободное плавание.
Вы и в рамках холдинга занимались организацией фестивалей, стояли у истоков легендарного уже «Нашествия», но захотелось чего-то своего, отличного?
По сути дела, когда ты организуешь подобный фестиваль, ты обязан работать для определенной аудитории, поддерживать формат станции. Это очерчивает определенные границы, которые ты вынужден принять. Но со временем любимой музыки становится столько, что она переливается за края заданных форматов. Кроме того, в любой медиаструктуре есть руководство, инвесторы, которые преследуют понятные и определенные задачи, а именно получение прибыли. Это естественная ситуация. Ты работаешь на чужие деньги, за зарплату. Твоя задача – просто быть хорошим менеджером. Но в определенный момент стало понятно, что мне, скорее, хочется идти за мечтой. Пусть зарабатывая меньше, пусть рискуя больше, но делать именно то, что нравится мне.
Сейчас вы лишены начальственного диктата?
Диктата нет, а есть мнения моих единомышленников, друзей, к которым я прислушиваюсь. С ними мы начинали эту компанию. Правда, у нас не бывает диаметрально противоположных взглядов. Мы можем спорить, но это, скорее, дружеские споры – как на кухне за чашкой чая или в баре за кружкой пива.
Как сейчас вы можете определить формат фестивалей, которые организует ваша компания?
Мне вообще не нравится слово «формат». Сразу в воображении рисуется некий тоннель, по которому надо ехать. А мне кажется – чем больше музыки ты слушаешь, чем больше фильмов смотришь, тем свободнее становишься. Можно жить в сложных условиях, испытывать различные ограничения, но если ты свободен в голове, ты – свободен. И как только появляется слово «формат», тут же возникают рамки. Формат лишь в мозгах продюсеров. Ты можешь его придумать сам – и сам же его разрушить. Один из наших проектов – фестиваль «Дикая Мята», в нем мы показываем культуру разных стран. Шинейд О’Коннор представляет Ирландию, Горан Брегович – Сербию, Нино Катамадзе – Грузию. Но вот я, например, очень люблю группу Billy’s Band, а культуру какой страны они представляют? Как пригласить любимую группу на свой же фестиваль? И тогда мы решили, что это культура больших городов. И теперь у нас существует отдельная сцена, на которой звучит это направление. Там выступали Guru Groove Foundation и Optimystica Orchestra, а в этом году будут Сергей Бабкин и Therr Maitz и Антон Беляев. Но все же формат у нас есть, и определить его можно так: какой бы звездной ни была звезда, на каких бы выгодных для нас условиях она ни была бы готова принять участие в фестивале, если ее музыка несет в себе какое-то деструктивное начало и негатив, ее у нас не будет.
То есть вы борец за добро?
У меня такое ощущение, что темпы разрушения всего доброго, светлого, хорошего в искусстве в том числе довольно высоки. Поэтому и темп созидания тоже должен увеличиваться. Я совершенно не считаю, что люди, которые занимаются так называемой «темной стороной музыки», обязательно плохие. Просто мы выбрали для себя другую дорогу. Хотя совершенно понятно, что темная сторона жизни всегда продается лучше. Самое простое, что может делать человек, – опустить руки и падать. На этом падении построена вся маргинальная культура. Движение к свету требует воспитания, какой-то работы – прежде всего над самим собой.
Знакомство с вашими проектами оставило у меня ощущение, что основные направления в них – это этно, world music, фолк, культура хиппи. Почему именно они? Это ценности, которые вам близки?
Все наши фестивали разные. У нас только в прошлом году их было семь. Что касается «Дикой Мяты», вы все правильно заметили. Когда я работал на «НАШЕм радио», обратил внимание, что каждый первый музыкант старается как можно дальше держаться от корневой культуры своей страны. За время Советского Союза она превратилась в каких-то ужасных петрушек и раскрашенных баб. Но это никак не отменяет культуру крупнейшей в мире страны. Да, все тогда хотели звучать, как в Лондоне или Бронксе, а никак не ассоциироваться с Россией, – и мы сделали фестиваль, который показывает и зрителям и музыкантам, что культура родной страны намного богаче, чем это показывает ящик. Хиппи? Ну конечно, мы и есть хиппи, которые начали заниматься бизнесом. Мое ощущение свободы сформировано музыкой Джими Хендрикса и Дженис Джоплин. Я не считаю, что с момента выхода этих артистов на сцену в музыке произошло что-то большее. И компания J Group тоже названа в честь них.
По каким принципам вы формируете программу?
Я как-то смотрел передачу о современном сельском хозяйстве. И понял, что нынешняя музыка очень его напоминает. Раньше я приходил в магазин и видел там различные виды помидоров – большие и маленькие, водянистые и упругие, сладкие и кислые, но все они были разные. Сейчас я вижу помидоры, которые отличаются только по форме. Они все одинаково блестящие, гладкие, без вкуса, аромата и запаха. Какой-то идеальный биопродукт. Современная музыка – она очень похожа на генно-модифицированный овощ. Музыкальному продюсеру это видно особенно хорошо. Сотни одинаковых хипстерских и хип-хоп групп, регги или поп-проектов, как будто созданных под копирку. Формой все овладели идеально, но своего лица нет. Поэтому мы стараемся находить музыкантов, у которых оно как раз есть.
Почему вообще – организация фестивалей? Что было импульсом движения в этом направлении?
По большому счету, меня ничего кроме музыки больше и не интересует. Конечно, мы делаем и сайты, и графику для музыкантов и коммерческих брендов, но фестиваль, особенно выездной, похож на создание отдельной маленькой страны для меломанов. Чистое поле, ты привозишь туда сцены, туалеты, проводишь воду и электричество, устраиваешь кемпинг, потом приезжают люди, которые тебе нравятся, они общаются друг с другом, ты организуешь им питание, определяя даже ценовую категорию. По сути – ты организуешь новый мир. Это очень приятно, очень амбициозно и очень бодрит, дает много энергии. Каждый фестиваль – это как твой собственный день рождения.
Что самое сложное в их организации?
Найти деньги. Деньги – это «кровь» фестиваля. Когда они есть, ты можешь сделать многое. К сожалению, на данный момент культура спонсирования музыкальных фестивалей в России не очень высока. Пока еще со стороны многих компаний нет понимания, что такая активность работает лучше, чем наружная или телевизионная реклама. Я не имею в виду только наши фестивали. На «Дикую Мяту» собирается замечательная публика – открытая, позитивная, семейная. Сделай им что-то хорошее, и они не забудут твой бренд очень долго: для тысяч людей наш фестиваль – событие, которое ждут целый год. Например, когда одна известная марка водки привезла свой продукт в клуб Faithless, я после этого год отдавал предпочтение только ей. Потому что хотел сказать им как спонсорам – спасибо!
Если говорить о «Дикой Мяте», то я дичайше благодарен компаниям, которые из года в год работают с нашим фестивалям. И только благодаря им мы можем, сохраняя невысокие цены на билеты, привозить артистов со всего мира.
Мне кажется, что с развитием культуры потребления людям становятся все менее интересны мероприятия, когда нужно ехать за город, жить в палатках, испытывая определенные бытовые сложности. Всем же подавай пять звезд и all inclusive. Не замечаете подобной тенденции?
Полагаю, что это не так. Я и сам с удовольствием время от времени бываю на фестивалях, где можно жить только в таких условиях. Мы, городские жители, просто обязаны раз или два в год выезжать из мегаполиса. Зачем, убегая из города, брать его с собой?.. Когда ты собираешься с друзьями на фестивале, вечером тесной компанией сидишь возле костра, это совсем не то же самое, что встреча в гостиничном ресторане. Как показывает общемировая практика – интерес не падает, наоборот! Все билеты на Glastonbury разлетаются за неделю. А там сотни тысяч палаток. Для тех же, кому важен комфорт, в «Этномире» есть свои гостинцы. Кроме того, в дни фестиваля зрители скупают номера в Боровске, Балабаново, Обнинске.
Каким вы видите будущее фестиваля? Станут ли меняться формат, артисты?
Фестиваль меняется каждый год. Он уже сам диктует нам правила: на каждом следующем должны быть музыканты более высокого уровня. Когда мы впервые привезли зарубежного гостя, Горана Бреговича, это было вау! Теперь количество звездных имен просто зашкаливает. Это и финалисты шоу «Голос», и Сурганова, и латвийский «Брэйнсторм», и британец Alex Clare, у которого только на YouTube более 50 миллионов просмотров, и Sunsay, и Сергей Бабкин – это как лавина, которая набирает скорость. Сначала была только музыка, потом появилась отдельная территория Green Age, где люди занимаются различными практиками: от японских мечей до йоги и цигуна. Образовалась ярмарка, где можно купить и непальскую одежду, и серебро из Тибета… Есть спортивные площадки, ночной кинотеатр, огромная игровая зона, детские городки. Мы даже не прогнозируем, что будет дальше! А еще мы все чаще думаем о небольшом фестивале цирков мира.
Александр Стрига
Фото: предоставлены J Group
Метка Brain Storm, J Group, Therr Maitz, «Этномир», Андрей Клюкин, Антон Беляев, Горан Брегович, Дикая мята, музыка, Нино Катамадзе, Светлана Сурганова, Сергей Бабкин, фестиваль, Шинейд О’Коннор
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Александр Киреев: «Я ещё не наигрался»
2 декабря «золотой голос» «Фабрики Звёзд» соберёт зрителей и звёзд на первый сольный концерт. Александр Киреев приоткрыл завесу тайны предстоящего...
-
Художник, что нашел свой миллион
Никас Сафронов о своем видении искусства, источниках вдохновения, новых техниках, картинах и женщинах, почему почти перестал посещать светские мероприятия и том, каким он хочет остаться в памяти потомков – в интервью поп-звезды художественного мира.
-
Виктория Власенко — человек, преданный миру и моде
Особое внимание к бренду привлекает быстрый успех, который пришел к его владелице Виктории Власенко на параллельном поприще — в качестве художника по костюмам для кино.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.