Русский султан свинга

Главный популяризатор латинской музыки на российской эстраде продюсирует молодых исполнителей, скрывает сложность за простотой и благодарит высшие силы за то, что в начале карьеры никто ему не помог

720

Леонид, откуда у московского мальчика такая любовь к испанским ритмам, к латинской музыке, к синкопам?

С синкопами либо рождаются, либо нет. Я поступил в джазовое училище «Москворечье» в 14 лет. Это было вечернее заведение, где можно было учиться невзирая на школу, невзирая на институт. Я сразу почувствовал, что это мое: как только начал играть свинг, сразу понял, что я в этом живу! А джаз и босанова — два совершенно слитных понятия. Бразильская музыка имеет совершенно джазовый стиль, а уж из босановы вышли все остальные латинские жанры.

Вы уже много лет играете в этом стиле: не хочется сделать резкий поворот — сыграть, например, фанк?

Я много чего делаю, но не все становится известным. Это вполне нормально. Люди подписывают героя воображаемым маркером и кладут на полочку в своем сознании под определенной табличкой: «Хоп-хэй, ла-ла-лэй». Залезть потом в чужую голову с чем-то новым очень тяжело. А я действительно делаю всякое: и фанк, и поп-рок, и кантри, и более сложные, развернутые вещи. Это добрая половина моего творчества, но об этом никто не говорит, никто не вдается в подробности. Песня «Хоп-хэй, ла-ла-лэй» — это, грубо говоря, какая-то Испания, хотя и очень «европеизированная». А песни «Пароход», «На сиреневой Луне» — это, в принципе, кантри, североамериканская мажорная музыка. А «Парень чернокожий», «Голос высокой травы» — это регги…

Вы были горды тем, что на вашем первом альбоме половина песен в мажоре. Почему это вызывает у вас такую гордость?

Возьмите сто популярных русских песен и посмотрите — в скольких из них мажорная тональность? В шести. Причем моих. Больше нет! Да, в мажоре кто-то сочиняет, но как хохму, как юмор, как музыку для мультфильмов. Или же это что-то джазовое, элитное. Поэтому моим огромным достижением являются «Аэропорты» — наполовину мажор, но, в принципе, изначально фа мажор. «На сиреневой Луне», «Время последних романтиков», все мои современные баллады — это всё мажор. А лирическая музыка в мажоре — это пласт, который почти никто не трогает, потому что боятся. Быстрые песни — «Парень чернокожий», «Пароход», «Всё только для тебя» — это всё мажорные тональности, которые для русской поп-музыки просто табу! Мы так устроены. Мы не воспринимаем мажор. Мы минорные люди. В английской, американской музыке в мажоре столько написано лирики, и даже очень грустной, но мы это почти никогда не используем. Нужна огромная смелость. Сделать хит в мажоре просто тяжело — реально!

444Многие говорят, что «загадочная русская душа» не воспринимает мажор, считает его поверхностным, а вот минор — другое дело, там глубины и бездны. Как вы полагаете, насколько продвинут российский слушатель?

У нас образованных, продвинутых людей не меньше, чем во всем мире. Главное — что любит слушать основная аудитория, эти 70 процентов? На что ориентирован радиоформат и музыкальный рынок? Нашей базой являются ресторанная музыка — некая смесь блатной с хороводной — и бардовская песня, где меньше музыки, больше слов. Слова должны быть хорошие — тут русского не проведешь, – а музыка должна быть простая, чтобы не мешала словам. Что является базой американской музыки? Кантри. Она изначально по-другому устроена, в ней много blue-нот, гармонических замен и так далее. В Америке простого народа, который не понимает джаз, столько же, сколько у нас, но их база — кантри — музыкально более интересна и более сложна. К тому же она замешана с черной музыкой. В этой музыке вообще очень много помесей — также, как испанская музыка замешана с арабской. Поэтому и в популярной музыке люди там больше готовы к каким-то экспериментам. Им даже скучновато, когда мало изобретений, — а русскому человеку, наоборот, изобретения мешают, ему становится неприятно. Слушатели не понимают — им кажется, что их обманывают, умничают, издеваются над ними. И они возмущаются!

Мне всегда казалось, что вы сложные вещи выдаете за простые, маскируете. А на самом деле — хотели бы играть музыку посложнее, как на диске “Cosmopolitan Live” с Al Di Meola?

Это, конечно, так — я упрощаю изначальную идею, делаю ее более попсовой. Считаю, что подавляющее большинство людей не виновато в том, что музыка не является их стихией и что они не воспринимают сложный ритм и множество звуков. Несколько моих весьма образованных друзей говорили: «Я не знаю, где конкретно звучат барабаны, бас. Для меня есть „больше музыки — меньше музыки“, а что конкретно звучит — я в этом вообще не разбираюсь». От музыки люди должны получать удовольствие, как от спектакля, цель которого — развлекать, но при этом не быть рассчитанным на идиотов. Идея должна быть красиво «завернута». Поэтому я иногда упрощаю. Мне дай волю, так у меня в ровном размере две или четыре четверти песен вообще не осталось бы — я бы их все сместил в пять четвертей или шесть восьмых…

Вы говорили, что вам не удается стать по-настоящему народным артистом. Почему?

Не то что не удается — невозможно! Всё потому что (поет): «Давай за жизнь, давай, брат, до конца!..» Это Коля, мой большой друг — я его очень люблю, он отличный мужик. Я не смеюсь над этим — это просто другое искусство, такое настоящее народное искусство: ровная, не синкопированная музыка. А я не могу без свинга! И то, что делаю я, не сделает никто. Я занимаю свое поле. Но с моего места стать по-настоящему народным — как Филипп Киркоров в поп-музыке или Николай Расторгуев в эстрадной — невозможно. И не нужно!

Как вы сочетаете в своем творчестве, условно говоря, то, что для тела, и то, что для души?

Если вы для души почитаете Набокова, а для тела посмотрите порнографию, тогда это очень сильно разделено. Но, в принципе, чем эти два понятия ближе, тем искусство выше. Если мы получаем и удовольствие, и пищу для ума, тогда это идеальное искусство во всех сферах. Поэтому я уважаю поп-музыку, ведь для меня Стинг, Simply Red, Jamiroquai — это все поп-музыканты. Это современная, взрослая, интеллектуальная поп-музыка, но — поп-музыка. В ней сочетаются движения, отчего ты качаешься, и аккорды, поставленные в правильное место, отчего душа иногда начинает парить. Ты получаешь удовольствие всеми чакрами сразу. Так что это для меня даже не компромисс, а правильная смесь.

Перед началом фестиваля «Новая волна» в Юрмале вы говорили, что конкурс нужно перенести в Сочи, потому что российским артистам запретили въезд в Латвию. Вы считаете, что артисты вне политики?

Я много об этом писал в Facebook’е — что артисты вне политики и так далее. Конечно — в политике (или, точнее, в общественной жизни), конечно — артистов слушают люди. Просто артисты даже если и виноваты в чем-то, то в последнюю очередь. И я считаю, что глупо быть маленькой, ничего не решающей в Евросоюзе – хоть и очень симпатичной – страной и запрещать исполнителям въезд. Эти артисты ездят в Швейцарию, Германию — и там никто не против. А Латвия, видите ли, решила «всем показать». Получается, что до сих пор идет фантомное противостояние с Советским Союзом. Но маленькие страны, входившие некогда в состав Российской империи и ныне граничащие с Россией, все равно будут с кем-то – либо с нами, либо с Западом. Трудно не быть интегрированным в большое экономическое пространство в наше время. Но они говорят: «Мы независимые». Какая же это независимость, когда Латвия демонстрирует Западу, какие они дисциплинированные, какие молодцы – не пустили «нехороших людей»! Не пустили на фестиваль, на который организаторы с российской стороны приглашают конкурсантов из любых стран, а жюри оценивает их честно и по достоинству! Другое дело, что время накатывает волнами. Сейчас такая нехорошая ситуация, в которой замешаны буквально все. И они, и мы, и нет одного виноватого. На этой волне будут случаться всякие глупости и переборы с обеих сторон. Россия не пустила Вячеслава Вакарчука с сольным концертом в Петербург, что было делать категорически неправильно. Говорят, что он стоял на трибуне и скандировал: «Слава Украине!». А вы бы что делали на его месте? Он национальный герой страны! Он поет на украинском! Он на украинском стал знаменитым в других странах! Он их лучший артист! Так что это был перебор. И тут же наш министр культуры говорит по телевизору: «Наших артистов не пустили в Польшу! Как же так, недопустимо…» Но ты же сам не пустил украинского артиста в Россию! Этот нынешний кошмар будет продолжаться какое-то время. Дай бог, чтобы сегодняшние конфликты не вылились в страшную мировую катастрофу… Честно говоря, Юрмала – лучшее место для проведения «Новой волны». Проблема в том, что мы нужны друг другу, и еще недавно это не было проблемой, это было счастьем…

20120712_bogomazПроект «Голос» показал, что вы отличный продюсер. Не думаете пойти по этой стезе?

Думаю, конечно. Уже «придумал». Если бы не было программы «Голос», может быть, эта мысль не пришла бы в голову. Вернее, она приходила, но не так уверенно. Пока работаю с девушками, потому что девушке не обязательно быть автором. Хорошая певица – желательно музыкально образованная, конечно, со своим представлением о музыке и своей позицией – вполне нормально себя ощущает, когда мужчины ей пишут музыку, слова, аранжируют. Парни же, не пишущие себе сами, творчески меня не сильно интересуют. А пишущие себе – в продюсерах не нуждаются: они нуждаются в хороших директорах. Им нужен, грубо говоря, нормальный кошелек, а также соратник, которого бы он уважал. Как у меня был замечательный продюсер Олег Некрасов: он не писал мне музыку, не делал аранжировку, но он был как друг, как человек со вкусом, с которым можно всегда посоветоваться.

Кого сейчас продюсируете?

Я работаю с Элиной Чага. В программе «Голос» она у меня до четвертьфинала доходила в группе, но для поп-музыки она, пожалуй, была в моем коллективе приспособлена лучше всех. У нее правильный возраст — 21 год, у нее любые вокальные возможности, 4 октавы диапазон, она музыкально образованный человек. Я попробовал ее вначале как бэк-вокалистку и сразу услышал, что у певицы есть субтон — то есть она умеет петь тихо, что очень важно. Мало кто из голосовых певиц это умеет. Громко — это само собой, иначе она не попала бы в программу «Голос». И ритмично, и попсово, и нежно, и громко, и как угодно — с любой задачей справляется! У нее еще интересная, необычная внешность. И по-человечески она приятная, очень воспитанная — спасибо ее родителям. Работается с ней быстро и легко, мы почти записали пластинку — уже 9 вещей.

Ваш творческий и семейный союз с Анжеликой Варум длится уже более пятнадцати лет — это редкость для шоу-бизнеса. Как вам удается друг другу не надоесть?

Cам не понимаю! Семнадцать лет мы вместе и настолько необходимы друг другу, что врозь просто не можем. Если даже на секунду представить, что ее нет рядом, — сразу пустота, черная дыра передо мной. В жизни мы, конечно, расставались, но дольше трех дней не случалось, потому что — как будто тебе отрубают руки-ноги. Поэтому какие-то вещи прощаешь. Всякое бывает: определенные мелочи начинают раздражать, иногда лезем на личное поле друг друга… Я могу задержаться где-то с друзьями — ее это злит. Или она слишком начинает командовать — мы ее «начальством» дразним в семье. Каждый кого-то может чем-то задевать, но все равно надо искать компромиссы. Если бы мы могли — наверное, уже разбежались бы. Но нет воздуха без этого человека, и всё!..

Вы сравнительно быстро достигли популярности. Какие чувства сопровождали исполнение заветной мечты?

Резко и бесповоротно я захотел заниматься музыкой в двадцать лет. А популярность пришла в 94‑м — то есть мне понадобилось 6 лет. Это не так быстро, честно сказать…

Но и не так долго…

Да. Скажем, мне не была уготована судьба Григория Лепса или Стаса Михайлова, которые к популярности пришли в возрасте, мягко говоря, зрелом, — но и не вышло так, что в 18 лет мальчишка стал резко популярным. Я, слава богу, пришел к этому осмысленно. У меня случалось очень много обломов, которые в итоге сильно помогли. К счастью, у меня не было некоего продюсера, который бы мной «занялся», увидел бы во мне «перспективу» и стал бы продвигать песни, которые на фиг никому не нужны. Он бы любой ценой меня продвигал, а я так бы и остался без развития и свалился бы через год-два в бездну. А так как я был один, я долго пел не то — и на своем опыте понимал, что вот это не нужно, и это не нужно, и это. Пока не случилось «то» — и без всякой помощи. К тому же мне постоянно твердили: пою плохо, я никакой не певец. И вот, помню, этот «Босоногий мальчик» тогда… Я еще даже петь не начал — мы просто сыграли гитары, я сделал какие-то первые три шага в аранжировке и понял, что только что, через 4 года попыток, я в первый раз делаю нечто интересное для самого себя и что-то очень праведное! И у меня побежали мурашки. Впервые за все время я, человек с двумя высшими образованиями, театральный режиссер, закончивший джазовое училище по классу фортепиано, не думал: «А дай-ка я сделаю что-нибудь такое, что понравится народу!» В этом и скрывался настоящий кайф — выбежать на сцену, снять ботинки, спеть про этого босоногого мальчика совершенно искренне! И вот именно тогда что-то стало получаться. А почему? Потому что — слава богу! — когда я был не прав, никто мне не помог.

Беседовал Алексей Черепанов

Фотографии: Юрий Богомаз

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/