Макс Покровский. 17 years old/young

«Умираю от тоски, от тоски,
Рву на попе волоски, волоски,
Пальцами живот щекочу, щекочу –
Интервью давать не хочу, не хочу!..»

1Месседж этого четверостишия, написанного Максом Покровским десять лет назад, к счастью для журналистской братии и поклонников «Ногу свело!», не актуален — лидер группы таки дает интервью. Причем делает это он с запалом настоящего перфекциониста: если задали вопрос, отвечает максимально честно, развернуто.

Есть подозрение, что музыкант Покровский обстоятелен во всем. Однако, отвергая досужие домыслы, приведем весомые аргументы. Все они — далее по тексту. (Предлагается параллельно со словами Макса воспроизводить в голове воображаемый звуковой файл с размеренным темпоритмом его речи.)

Максим, интернет-сайты, специализирующиеся на “copy–paste” биографий знаменитостей, пишут: «Макс Покровский. Активные годы — с 1988‑го по настоящее время». Какие годы в вашей карьере вы назвали бы действительно активными?

В принципе, всё правильно пишут. Но есть две составляющие: первая — этапы существования коллектива «Ногу свело!». Вторая — моя активность, которая может быть публичной, а может — внутренней. Кстати, внутренняя не всегда выливается в публичную. А периоды у нас были такие: «Доисторическая эпоха»; «История Древнего мира» (это все, что начинается с «Рок-лаборатории» и заканчивается 1993 годом — фестивалем «Поколение‑93»); потом идут «Средние века», когда в середине 90‑х мы стали относительно большим коллективом, — у меня этот этап ассоциируется с песней «Хару Мамбуру»; и, наверное, время самого активного взлета длилось до 1997–98 годов — до презентации альбома «Сибирская любовь», которая проходила в Концертном зале «Россия», где у нас было три аншлага: один — почти, а два прямо совсем. Вслед за этим начинается «Смутное время». Оно воплотилось в альбом с названием «Бокс», который, на мой взгляд, музыкально является самым сильным и цельным. А с точки зрения успеха, этот альбом — самый провальный у «Ногу свело!». Потому что мы там совершенно бескомпромиссно поступили с музыкой — сделали так, как нам нравилось. Затем начинается выход из пике, ознаменованный альбомом «В темноте», который нам после провала «Бокса» удалось каким-то образом продать. Далее берет старт телевизионный период — мои беспрестанные явления во всевозможные программы, на ток-шоу. 2Самые громкие из них — три «Форта Боярд» и два «Последних героя». Квинтэссенцией этой деятельности явилась песня «Я не последний герой», которая шумела на Первом канале. Вслед за этим мы выпустили альбом «Идем на Восток», а потом еще и DVD «Потерянный поезд» по мотивам одноименного альбома. Говоря про это, всегда хвалюсь, что в день, когда мы закончили съемку, я весил 61 кг. Было много потрачено сил и нервов. И после этого началась «Великая депрессия», которая в каком-то смысле продолжается и до сих пор. Но тут я возвращаюсь ко второму аспекту: это вовсе не означает период пассивности. То есть «Великая депрессия» зиждется на отсутствии развития в том жанре, в котором я работаю. Если откатиться назад, в тот же самый 1993 год, можно увидеть, что мои амбиции, связанные с существованием в Москве как культурном центре и в движущемся поп- и рок-искусстве, были высоки. А в период, предшествовавший «Великой депрессии», который был связан с альбомом «Идем на Восток» и фильмом «Турецкий гамбит», я просто рвал и метал — в хорошем смысле этих слов. И потом до такой степени все остановилось в развитии в той среде, в которой я существовал, что потребность в самовыражении стала выливаться в какие-то другие формы. Это совпало еще и с моей усталостью от «Ногу свело!». Я остро почувствовал необходимость начать что-то делать самому. Это воплотилось в сингл и видеоклип «Шопинг». Мне хотелось больше учиться музыке там, где, собственно, родился жанр, интересный для меня. Я много лет промотался в Англию, последние два года — в Америку. Зачем? Не знаю. Возможно, потому, что здесь я ничего не могу себе предложить. А не развиваться я не могу.

И все-таки — для вас ценнее периоды внутренней или внешней активности?

Когда-то были важней внешние проявления — сейчас, определенно, внутренняя активность. Потому что она и есть цель, она является подлинной деятельностью. Впрочем, на данном этапе меня это немного раздражает, ведь результат «лабораторных работ» должен выходить наружу и приносить какой-то успех. В противном случае получается, что ты только у мамы на кухне талантливый. Сейчас с этим нет ясности, но мы на сносях: скоро выйдет новый альбом «Ногу свело!». Туда войдет достаточно много элементов моей деятельности за пределами России и за пределами группы. Я не стал бы их называть коммерческими, но очевидно, что все это будет подано под именем «Ногу свело!». Здесь нет лукавства, никакого обмана, потому что песен, сделанных в традиционном составе «Ногу свело!», в этом альбоме будет предостаточно. Во многих композициях участвуют пацаны из группы. И потом, я сам все-таки из «Ногу свело!». Значит, это будет стопроцентное детище «Ногу свело!», но чем новый альбом будет отличаться от предыдущих пластинок — мне сложно судить.

Вы говорите о неком «стопроцентном „Ногу свело!“». То есть надо полагать, что жанр, атмосферу, «карму» группы вы определяете четко. Поделитесь, в чем оригинальность коллектива, работающего под вашим началом?

Вы начали свой вопрос с того, что я понимаю «карму» «Ногу свело!», а я ее, безусловно, не понимаю. И это как раз причина того, что «Ногу свело!» является тем, что есть. Естественно – не единственная причина, потому что я не один тут пуп Земли. Скажем, я не знаю формулу хита и до сих пор пытаюсь научиться писать добротные песни. Не хочу по-фабрикантски говорить, но все равно мы понимаем, что в той или иной степени написание музыки — производственный процесс. Однако надо, чтобы песня была непременно своя, родная и чтобы она пришла сама и тогда, когда нужно. Согласитесь, парадоксальное заявление с моей стороны. Это говорю я, не зная формулы хита и производя годами нечто не понятное для публики (один из примеров уже прозвучал — альбом «Бокс», который многим показался странным). Возможно, в этом кроется причина, как говорят, «творческого долголетия». Такие штампы меня подбешивают, но я ими пользуюсь, потому что они, в конце концов, понятны.

3«Интеллигентный панк», «панк-интеллигент» — вы согласились бы с таким определением себя?

Мне, в общем, льстит это понятие, эта формулировка, меня подмывает с ней согласиться, что я и делаю с большим удовольствием.

Какие из своих песен вы считаете переоцененными и наоборот?

Безусловно, переоцененная — это «Идем на Восток». Недооцененная? Например, «Печальная Лариска» из часто упоминаемого сегодня альбома «Бокс».

Вы любите создавать ремиксы на свои композиции – это попытка «дважды войти в одну реку», чтобы донести-таки до ушей слушателя свое творение?

Может быть, это и попытка. Но тогда она довольно вялая — в том смысле, что из меня «производитель ремиксов» так себе. Все весьма очевидно, потому что этим надо заниматься профессионально, каждый день. Один из самых замечательных наших ремиксов, кстати, сделал не я — Макс Вишневский. На песню «Хару Мамбуру». Что касается «дважды войти в реку» — мы делали это не лучше и не больше остальных. Надо было бы еще лучше и еще больше.

Позвольте отчасти личный вопрос: какие мгновения своей жизни вы считаете самыми значимыми?

Я являюсь настолько амбициозным и жадным до жизни и до результата, что постоянно отдаю себе отчет в том, что сделанное на настоящий момент — это только подготовка к чему-то более важному. Безусловно, есть большая опасность, что с такими принципами я пройду мимо своих главных мгновений, не пойму их, не оценю и потом буду очень об этом жалеть. Чтобы ответ на ваш вопрос был более полным, скажу (как бы тривиально это ни звучало), что этими мгновениями, наверное, были те, когда приходили какие-то музыки, мелодии. Например, когда пришли песни «Хару Мамбуру» или «Волки»: я помню, в какой момент ушел в себя, а потом раз! — отдал себе отчет в том, что у меня в голове музыка… Еще мы получали много разных премий. Значимы ли для меня эти мгновения? Значимы. Но я с ними как-то легко обращаюсь внутри себя. Для меня важные моменты — это когда просто очень хорошо, когда я слышу какие-то мелодии, когда понимаю, что жизнь хороша и богата событиями, что многого я не сделал и многое можно будет совершить, если постараться.

Вы человек, зависящий от обстоятельств?.. Ощущаете груз, внешнее давление, которые делают невозможной реализацию каких-то творческих планов?

Да, в последнее время особенно. Причиной является переход количества в качество. Нельзя быть постоянно недовольным, и нельзя терять амбиции. Я же их здесь потерял. В последние буквально полтора-два месяца (не стану сам себя уничижать и критиковать) я закончил производство нескольких стоящих песен — но при этом меня не могут не тяготить беготня, переезды, отсутствие дома. Когда я вижу, что музыкальная индустрия не рождает во мне желания состязаться в своей стране, начинаю понимать, что в итоге могу от недовольства перейти к меланхолии, а оттуда — два шага до деградации. Это надо очень внимательно сечь.

4Пока удается балансировать?

Не знаю. Надеюсь, что удается. Но это действительно очень давит. Мои английские пацаны говорят, что в области музыки каждый англичанин хочет стать американцем, а каждый американец — англичанином. А нам, ребятам из Восточной Европы, хочется стать и англичанами, и американцами, и остаться русскими, украинцами и белорусами — не потерять свое. В нас настолько много намешано — в том числе парадоксального. И это тоже давит. Хочется уже к чему-то прибиться, быть «приписанным к какому-то порту». В данном случае идеальным вариантом для меня было бы переформатирование «Ногу свело!» в интернациональный проект: очень сильно давит жесткая локальность. В жанре поп-музыки она почему-то проявила себя и приобрела очень уродливые формы.

Соответствуют ли вашим метрическим данным нынешний статус и душевное состояние?

До вчерашнего дня мне удавалось оставаться «семнадцатилетним раздолбаем». Впрочем, мне удается это и сейчас без особых усилий. Я могу на гастролях нормально погулять — и после концерта пойти не чайку попить, а в клубе оттарабанить так, что мама не горюй! И все же в какой-то момент времени я понял, что чувствую себя даже старше своего возраста. Потому что, во‑первых, тебе постоянно капают на мозги — «остепенись, будь серьезным», — а во‑вторых — у меня складывается впечатление, что я взвалил на себя задачу бóльшую, чем реально могу осилить. Это меня в самом себе пугает. Ведь я не остановлюсь — буду ползти, как муравей, движимый инстинктом, потому что по-другому никак. За последние несколько лет было пройдено несколько этапов, свершилось немалое количество событий, обозначился определенный конфликт с группой «Ногу свело!». Обращаю внимание: это конфликт с самим собой в «Ногу свело!», а не с парнями из группы, которым надо ставить памятник за то, что терпят меня. Нынешний состав «Ногу свело!» ничем не хуже «золотого». Кстати, это условная терминология — я ничего и никого ни с кем не сравниваю: говорят же, например, про Deep Purple времен работы с Гилланом. Между прочим, в том составе мне жилось плохо, в реальном коллективе — очень хорошо. Но я не могу с «Ногу свело!», которая есть, работать на мировую публику… Я самостоятельно сделал много неправильных творческих шагов за пределами России, где из меня старались сделать кого-то другого. И на компромиссы шел, потому что из меня кого ни лепи — все равно я круче всех. Однако у всего есть предел. Один западный продюсер был очень удивлен успешности «Хару Мамбуру», сказал — у такой песни здесь нет ни одного шанса стать хитом, это не транспонируемый товар. И это, конечно, все давит, превращает меня в такого угрюмого старикашку, который понимает, что надо постоянно думать, искать какие-то выходы. При этом я понимаю, что выходы можно найти только тогда, когда будешь в состоянии семнадцатилетнего и, безудержно пьяный, станешь все крушить и ломать.

Беседовала Юлия Смолякова
Фотографии: Михаил Бучин


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/