афиша

Марио Баткович заново откроет для россиян аккордеон

31 мая в рамках фестиваля Sound Up на Трехгорной мануфактуре состоится концерт композитора и музыканта-экспериментатора Марио Батковича. Швейцарский исполнитель откроет слушателям с совершенно новой и неожиданной стороны такой, казалось бы, традиционный инструмент как аккордеон. Также слушателей ждет resequence-проект санкт-петербургского композитора и саунд-артиста Димы Аникина, захватывающе сочетающий синтетическую электронику и живой звук.

Аккордеон — не самый востребованный инструмент в современной музыке, но один из героев майского события SOUND UP, швейцарский композитор Марио Баткович доказывает, что в умелых руках его возможности практически не ограничены. Выступая соло, более того, декларативно не используя никаких электронных приспособлений, он вводит слушателей в транс своими причудливыми инструментальными композициями, в которых слышится эхо множества разных музыкальных стилей: от академического минимализма до панк-рока. Аккордеон Батковича похож не на рукотворное устройство для извлечения звуков, а скорее на живое существо — прерывистое дыхание мехов, сердцебиение басовых нот и нежный, хрупкий голос основных мелодических партий, порой, впрочем, срывающийся и на резкий крик.

Баткович родился в Боснии, но образование получал сначала в Высшей школе музыки и театра в Ганновере, а потом в Базельской музыкальной академии — из последней он выпустился с дипломом магистра камерной импровизации. Впрочем, несмотря на академическую выучку, он быстро осознал, что в этом пространстве ему тесно, и пустился во все тяжкие: играл в рок-группах, писал саундтреки к короткометражным фильмам и компьютерным играм, попутно разрабатывая собственный неповторимый стиль. Репетитивность минималистов в духе Майкла Наймана или Филипа Гласса в нём сочетается с яркими динамическими контрастами и мощной исполнительской экспрессией — порой трудно понять, как инструмент выдерживает разнообразные истязания, которым музыкант подвергает его и на концертах, и в студии.

В 2015 году Марио Батковича заметил Джефф Барроу, знаменитый прежде всего как лидер классического трип-хоп-проекта Portishead. Сначала аккордеонист съездил в гастрольный тур с ведомой Барроу неопсиходелической группой Beak, а затем подписал контракт с его лейблом Invada Records. Именно здесь два года спустя вышел альбом, который так и называется — Mario Batkovic, с явным намёком на то, что на данный момент именно это и есть магнум-опус артиста, запись, открывающая в его творческой истории принципиально новую страницу. Звучит здесь частью духоподъёмная неоклассика, но не обходится и без энергичных рóковых выходов, в которых один-единственный аккордеон успешно отыгрывает эстетические свойства целого электрического пауэр-трио. Журнал Rolling Stone включил пластинку в свой топ-10 авангардных альбомов 2017-го, а география концертов Батковича в последующие годы пополнилась Великобританией, Голландией, Южноафриканской Республикой, и вот теперь — Россией.

Вторым героем события выступит петербургский композитор и саунд-артист Дима Аникин со своим проектом resequence. «Перенумерация», «переупорядочение» — возможно, варианты перевода его названия на русский звучат немного странно, зато точно описывают суть: Аникин расщепляет окружающую нас звуковую среду на атомы, после чего заново ее собирает, упорядочивая их в новой захватывающей последовательности. В ход идут предельно разнообразные звучности: от жёсткой, колкой, царапающей электроники до живых струнных, от семплов и изобретательных found sounds до калимбы и старинного советского хроматического камертона. Реальность не деконструируется, а реконструируется заново: живьём, в «прямом эфире».

И кажется вполне логичным, что музыка resequence озвучивала множество театральных спектаклей и художественных выставок, ведь любой спектакль и любая выставка — это тоже опыт «переупорядочения», реконструкции окружающего мира. В 2010-м и в 2016-м Аникин работал с Павлом Пепперштейном: сначала в Лондоне над проектом «From Murder with Love», потом в московской галерее «Риджина» над выставкой «Чудеса в болоте». Годом позже была представлена и исполнена вживую оригинальная музыка к короткометражке «Пар» каннского лауреата Апичатпонга Вирасетакула. А когда Карстен Николаи, он же Alva Noto, немецкий классик глитч-электроники и резидент важного лейбла Raster Noton, представлял в московском музее Глинки свой проект Wall Paper, именно Дима Аникин выступил партнером в работе с легендарным советским синтезаторе АНС, названном в конце 1950-х в честь другого мастера изменять реальность средствами музыки и звука — композитора-символиста А.Н. Скрябина.

В рамках SOUND UP resequence представит треки с альбома «Вой сирен». Вдохновлённая образом мифологических сирен-искусительниц, эта работа, тем не менее, не является попыткой положить на музыку греческий миф. Сюжет о сиренах интересует автора скорее как архетип — он демонстрирует извечное человеческое стремление к прекрасному запретному плоду, и то, к чему оно неизменно приводит. И абстрактная электроакустика resequence — самый подходящий медиум для того, чтобы транслировать эту проблематику в звуке.

Партнер фестиваля Dewar’s удвоит впечатление от концерта особым пространством впечатлений Dewar’s Double Bar, где гости смогут попробовать коктейли и принять участие в психологическом перформансе Юрия Квятковского, двери которого раскроются только для тех, кто будет готов разделить свои тайны с кем-то.

31 мая, 20.00
Трехгорная Мануфактура, «Надежда»
ул. Рочдельская, д.15, стр.24
Билеты

Фото: Tabea Hüberli/пресс-материалы

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/