Танго – простая музыка, придуманная эмигрантами на берегах Ла-Плата, – оказалась вечной. Наверное, потому, что внутри музыкальной ткани уже содержится решение. Скрипка, бандонеон, рояль и контрабас – инструменты, как будто созданные для перевода печали в восторг, тоски в мечту, одиночества в парный танец. И тогда, как бы ни рвали сердце слова, чаще всего рассказывающие о любви, как бы ни будоражил воспоминания терпкий голос певца, объятия в танце меняют знак действия. Танго говорит о том, как потери становятся приобретением, как боль переходит в радость, как близость размыкает цепи привычки.
За три минуты танцоры и музыканты исполняют полноценную драму. Единственно важную драму жизни – обретение любви. Оно может быть серьезным, как классическое танго, а может быть легким, как танго-вальс, или непринужденно-остроумным, как милонга. Музыка танго взламывает нашу эмоциональную защиту, даже когда никто не танцует, даже когда в чопорном Светлановском зале Дома музыки сидит почтенная публика и смотрит на музыкантов, разыгрывающих по нотам сценарий избавления от одиночества. В финале искушенные зрители со столичным скепсисом в глазах и припорошенным пресыщенностью сердцем все-таки взрываются аплодисментами и (о, ужас!) криками. И, признаться, наблюдать за теплеющей от композиции к композиции публикой было не менее интересно, чем за виртуозами на сцене.
Solo Tango Orquesta доказывает простую истину: наше умение впитывать в себя феномены чужой культуры и жить в них подлинной, страстной, наполненной жизнью, никуда не делось. Оно здесь. Его впечатляюще демонстрируют русские музыканты, играя аргентинское танго так, что лучшие милонги Буэнос-Айреса превращаются в стадионы, неистово ревущие и беснующиеся, как на концерте крутейших рок-звезд. Но на чем базируется такое уверенное восхождение к вершинам известности в глобальном танго-мире? На увлеченности, глубоком чувстве причастности к феномену аргентинского танго и на мощной профессиональной музыкальной школе. «Русский музыкант» в мире – все еще бренд: наша система подготовки исполнителей исправно создает конкурентоспособных профессионалов.
Молодые музыканты оркестра, самому старшему из которых всего 29 лет, прошли серьезную музыкальную школу, которая позволяет им себя свободно чувствовать, работая с самым сложным материалом. Так иногда бывает приятно найти повод для гордости! Для гордости совершенно обоснованной.
Александр Рязанов (скрипка), Иван Таланин (бандонеон), Артем Тимин (рояль), Илья Алпеев (контрабас) после репетиции спектакля «Ложь во спасение» в Ленкоме, где они постоянно присутствуют на сцене как музыканты-артисты, слегка возбуждены, голодны и разговорчивы. Ирина Перетятько, директор, не скрывая гордости, любуется звездным составом оркестра.
Музыканты настолько увлечены тем, что делают, что каверзные вопросы про трудности, выбор, возможные провалы их не заботят. Они играют танго и этим все сказано. Играют хорошо и «танцевабельно». Играют так, что захватывает дух от сочетания звучания и эмоционального посыла. Их исполнение подсвечено собственным переживанием, словно они извлекают звуки не из инструментов, а напрямую – из собственной души. Solo Tango Orquesta эффектно смотрится на сцене, ведь это настоящие артисты с присущим им мастерством и безупречным чувством стиля.
19 августа 2010 года состоялась первая презентация оркестра на Международном фестивале танго. С тех пор начался подъем, причем череда успехов даже слегка пугает. Всего три года как музыканты вместе, но они уже воспринимают себя как одно целое и видят общий путь.
Самый опытный из них – Александр Рязанов (скрипка), пионер российского танго-движения, играет танго более 12 лет, начиная со второго курса музыкального училища им. Гнесиных. Иван Таланин играет на бандонеоне с 2007 года, его мастерство произвело на аргентинцев такое впечатление, что музыканта прозвали русским Тройло (Анибаль Тройло – один из известнейших аргентинских исполнителей. – Ред.). Иван известен как сильный баянист с широким репертуаром, он лауреат многих международных конкурсов, работал с известными дирижерами. Но бандонеон оказался его инструментом. Кстати, он был создан в Германии в середине 19 века как маленький орган, а сегодня используется только в аргентинском танго. Пианист Артем Тимин и контрабасист Илья Алпеев – профессиональные музыканты с большим опытом в классической музыке. В танго их привлекает открытая эмоциональность, артистизм исполнения и живой контакт с залом.
В своем музыкальном развитии оркестр шел от танго нуэво композитора-новатора Астора Пьяццо́лла к старому танго, от современности к истории. Поездки в Буэнос-Айрес способствовали погружению в среду бытования танго, в живую материю культурной традиции.
Илья: Аргентинцы с молоком матери впитывают танго, поэтому для них оно органично, а мы люди другой культуры, естественно, нам нужно ездить, и слушать, и читать, смотреть. Обязательно надо узнать, как происходило зарождение стиля, какие были оркестры, какие люди. Здесь у нас в основном танцевальные школы, милонги, ди-джеи. Музыкантов мало очень. А там это целая жизнь, много стариков, которые с тех самых времен еще остались. И более того, еще играют, с ними можно пообщаться. Ты садишься в такси, там звучит музыка. Таксист знает все песни наизусть и поет.
Александр: Наш экскурс в Золотой век танго привел к убеждению, что танго – скорее – не латиноамериканская культура, а синтез европейских культур. В нем есть итальянские, немецкие, испанские корни. Огромное значение для формирования танго имели еврейские скрипачи. В конце 19 и в начале 20 века в Монтевидео и Буэнос-Айрес приехало множество прекрасных музыкантов из Италии, Польши, даже из Одессы. Это музыка эмигрантов. Может быть, поэтому она нас так задевает. И танго не расползлось по всей Аргентине, оно так и осталось локальным феноменом, а потом в начале 20 века произошел его реэкспорт в Европу и Америку.
Илья: В принципе, все песни, все старые танго о том, что «ты ушла, я страдаю, я приехал в страну один, ты тут, я там». Тема скитальца. Мне кажется, можно просто представить картинку: вот ты приехал в чужую страну, вот ты влюбился, вот тут живешь. О чем ты думаешь? Об этом и играешь. Я не знаю, как у ребят, но за собой замечал такую особенность, что мне больше всего нравятся песни, где мужчина поет о неразделенной любви. Это универсальный язык для музыки и он, наверное, мне ближе всего.
Александр: Наш интерес к работе перманентно подогревается. Мы, конечно, ориентируемся на старые записи, которых большое количество, на музыкантов, которые сейчас играют, на аргентинцев как носителей культуры – музыкантов, певцов, профессиональных тангерос. И при этом привносим что-то свое. Каждый самовыражается в процессе игры, на репетициях, на выступлениях, добавляет что-то от себя. Особенно приятно, когда силы и устремления попадают в одну точку. Здорово, когда мы сами понимаем, что это получилось, и видим, в каком направлении нам сейчас надо поработать, чтобы звучать еще более стильно и выразительно.
Неудивительно, что на милонги (танго-вечера) в Москве, когда там играет Solo Tango Orquesta, приходит отборная публика. Я редко где встречала такую концентрацию красивых людей. Молодые музыканты умеют создать атмосферу празднично-приподнятую, эмоционально насыщенную и душевную. Когда пары уже на паркете, музыканты играют так, чтобы поддержать живой интерес партнеров друг к другу, чтобы объятия не размыкались до того момента, когда танцоры остановятся, чтобы поблагодарить их аплодисментами.
Аргентинское танго в Москве и других городах России – уже субкультура, которая привлекает чувствующих людей вне зависимости от возрастного и социального ценза как красивая социальная активность. Когда звучит музыка и на паркете разворачивается спонтанное действо, уже нет места одиночеству. А есть желание прожить этот вечер, как единственный.
Нино Самсонадзе
Фотографии: Владимир Косарев
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Звезды сошлись: Федор Шаляпин и Юджин О’Нил встретились в Москве
С первой и до последней минуты спектакля мы понимаем, что перед нами разворачиваются драмы двух гениев, которые могли бы соединиться в творчестве, но, увы, звезды не сошлись .
-
«Души душ» в городе Клуж
Режиссер театра «Школа Драматического Искусства» Александр Огарев с душой учит играть молодых артистов в Румынии.
-
Откройте, к вам пришел инспектор…
«Инспектор пришел» – это о том, что каждый из нас должен впустить инспектора, свою совесть – в свою душу.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.