Наташа Романова: «Поэт — конструктор новой реальности»

Питерский трэш-поэт, художник, автор методики «Идеальная грамотность» Наташа Романова не привыкла скрывать неприглядную правду за вежливыми эвфемизмами – её меткие, обладающие потенциалом атомной бомбы стихи нацелены на самые болевые точки. О предназначении поэта и рациональном подходе к творчеству Наташа рассказала в интервью Eclectic.

Борщевик


Наташа, как вы считаете, можно ли дать характеристику интеллекта писателя?
снежинка3 Поэты – это глубокие мыслители или эмоциональные, с тонкой душевной организацией, невротики?

Я считаю, автору незачем выражать эмоции в произведении. Литературный текст, построенный на эмоциях, незрел и непрофессионален. Невротики с «тонкой душевной организацией» неприятны не только в литературе, но и в жизни вообще. Неуравновешенный псих лишен возможности осмысленно работать и подчинять текст своей воле. Утверждать, что искусство не должно быть «от головы», – то же самое, что считать, будто искусство должны делать исключительно больные на голову дураки. А вот графомания – это как раз-таки признак психоэмоциональной ущербности, она сродни расторможенности речевых центров при расстройстве личности – это я как нейрофизиолог говорю.

снежинка2В чем тогда главное предназначение поэта?

Задача настоящего искусства, не обязательно поэзии – создание новой реальности и изменение сознания читателя, слушателя, зрителя. Иначе получится кружок «Наше творчество» при ДК завода резиновых изделий или поэтический вечер для тех, кому за 70. Одни и те же люди на всех выставках, одни и те же лица на литературных мероприятиях; показывают друг другу свои картины, друг другу читают свои стихи – и так годами, десятилетиями.

механизмы22

Может ли поэт влиять на законы, по которым живет и развивается современная речь?

Язык и речь не нуждаются в поддержке поэтов. Наоборот, поэт должен чутко реагировать на все изменения, происходящие в языке. Литература и кино могут влиять на язык, но это будет опосредованное, вторичное влияние – благодаря самому языку. Русский перевод мультсериала South Park продолжает формировать речь подростков около 10 лет, но этот лексикон в него пришел из реальной жизни, этот неповторимый глоссарий никем не выдуман ради художественной цели. Некоторые «закрывают лицо руками», услышав слова, которые им не нравятся, и стыдливо затыкают уши, не желая слышать, как меняется язык, так как, по их мнению, он может меняться только к худшему, а люди до сих пор должны разговаривать, как в XVIII веке. Многие авторы так себя и ведут, но при этом хотят быть «современными» и потому иногда употребляют «молодежный сленг» времен их молодости 30–40‑летней выдержки. И это выглядит примерно так же, как изображение «молодежи» в тупых сериалах, где студентов играют 30‑летние дяди и тети, а диалоги для них пишут сорокалетние подшитые алкоголики.

Любое ханжество по отношению к языку оборачивается отвратительной гримасой, можно даже сказать – оскалом, за которым уже никакого языка не видно.

Ящики

«Задача настоящего искусства — создание новой реальности»


Некоторые ваши стихи похожи на признание в нелюбви к миру…

Любовь к миру, не говоря уже о любви к обстановке в стране, – серьезный диагноз. Если это состояние вызвано воздействием психоактивных веществ – оно преходяще, если же оно носит затяжной характер – дело намного хуже: на смену нездоровой эйфории неизбежно приходит тяжелое состояние, а тут уже и до агрессии рукой подать.

Опишите свое отношение к слову: что поэтам можно, а чего нельзя?

Поэту нельзя быть отсталым, самодовольным, глупым, относящимся к своей персоне с повышенной серьезностью и выражающим в творчестве позиции среднестатистического большинства.

Когда вы пишете стихи, вы видите адресата? Это конкретный человек или, может быть, группа людей?

Конечно вижу. Мои читатели – это честная в своих воззрениях и наклонностях молодежь от 20 до 30 лет, которая толпами ходит на мои выступления не только в Санкт-Петербурге, но и в других российских городах. Как правило, это люди, ищущие себя и свое место в жизни, молодые музыканты, художники и просто думающая и читающая публика, с которыми мы говорим на одном языке. Я пишу о сложных вещах, которые близки и понятны именно этой аудитории.

Ушки.

Внешний вид должен соответствовать внутреннему содержанию, считает Наташа Романова

О монстрах, которых порождает окружающая жизнь, о техногенных мутантах, о наркотиках, о внутреннем бунте угнетенного маленького человека, оборачивающегося чудовищем, големом, способным уничтожить породившую его цивилизацию.

Ваша экстравагантная внешность – это проявление характера, вызов? Вообще, важен ли для поэта его внешний вид?

Слово «экстравагантный», на мой взгляд, означает — вульгарный, вычурный, неестественный. Экстравагантных дам полно на любом светском мероприятии. Многие из них лишены индивидуальности. Я никогда не стремилась к экстравагантности, всегда хотела быть органичной – чтобы внешний вид соответствовал внутреннему содержанию. Я следую своему стилю, который позволяет чувствовать себя уверенно и спокойно в любом месте. Мне нравятся люди, умеющие представить себя как арт-объект, и люди, которым безразлично, как они выглядят. Лично я принадлежу к первым, имея при этом самое прямое отношение и ко вторым.

Какова роль семьи в вашем творчестве?

снежинка 1Моя семья – это художник Григорий Ющенко, мой муж, и Котов Кот Котович, мой кот. Две мои последние книги, «Zaeblo» и «Индюк», вышли с иллюстрациями Григория, и новая книга тоже выйдет в его оформлении. У нас с мужем крепкое творческое содружество и наряду с личными много совместных проектов. Суперпопулярный музыкальный проект «Альбина Сексова» – наших рук дело. Сейчас мы продюсируем дарк-фолковую группу «Беглый Чечен», число фанатов которой неуклонно растет. В ноябре везем ее сразу на два выступления в Москве.

Каким был для вас уходящий год?  

В этом году я получила международную поэтическую премию им. Г. Григорьева – очень важное событие для меня, потому что это независимая премия, а я не являюсь видным литературным функционером, так что мне дали ее именно за стихи, а не для повышения престижа мероприятия или установки подковерных литературных связей. Важно и то, что моя новая книга готова и в ближайшее время выйдет в издательстве «Лимбус-пресс».

яблонька

С мужем Григорием Ющенко у Наташи Романовой союз не только семейный, но и творческий


Как вы можете оценить свое отношение к миру, к окружающим людям?

К миру я, как уже было сказано, отношусь без идиотского восторга и ажитации, а к окружающим меня людям – с большой любовью и нежностью, потому что имею, в отличие от многих, возможность жить, общаться, работать и иметь дело исключительно с теми, с кем у меня есть взаимопонимание и взаимное уважение.

Любите ли вы Петербург? Из связанных с этим городом воспоминаний — какое самое приятное и самое неприятное?

Zaeblo

Под обложкой «Zaeblo» весьма любопытное сочетание панковских сюжетов и подросткового новояза

Поздний октябрьский вечер. Мы с подругой идем из университета по пустынной Дворцовой площади с лекции профессора Максимова о поэзии Блока. Настроение соответствующее. Вдалеке появляется романтическая фигура высокого незнакомца в длинном черном плаще и шляпе. От его вида исходят достоинство и гордое одиночество, будто бы перед нами материализовался сам дух поэзии Александра Блока, а то и сам Александр Блок. Завороженные этим мистическим видением, мы затаили дыхание. Незнакомец, поравнявшись с нами и продолжая идти так же медленно и торжественно, вдруг распахнул полы своего романтического плаща, и мы увидели огромный член, торчащий из его расстегнутых брюк. Не меняя отстраненного выражения лица, он так же гордо прошествовал мимо и удалился в направлении Дворцового моста. Этот случай является грубой, но убедительной аллегорией петербургских мифов и миражей. Восторженное и пафосное отношение к Петербургу как к культурной столице или как к городу Пушкина и Достоевского и должно было обернуться как раз тем, что предстало перед нашим зачарованным поэзией взором в тот осенний вечер.

 

 

Беседовала Виктория Козлова
Фотографии: Дэн Каменский


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/