Параллели

Не плыть по течению

[one_half]Максим, обращаюсь к вам как к великолепному лирику, критику и редактору, держащему руку на пульсе нынешнего литпроцесса. Мужество как-то выражается в ваших стихах? Поэт чувствует свою, ученым языком выражаясь, «гендерную принадлежность», или наша поэзия постепенно превращается в толерантный «унисекс»?

В наше время быть профессиональным поэтом, т. е. человеком, чей основной род занятий не приносит ему абсолютно никакого материального дохода, – вот мужество, по сравнению с которым специально написанные брутальные стишки были бы детским лепетом. Что же касается гендерной принадлежности, то, как вы верно заметили, это «ученый язык», и в языке художественной литературы такое словосочетание просто отсутствует. Проблема же, насколько я ее понимаю, в том, что русская поэзия основывается на богатой и славной традиции, что автоматически относит ее к явлениям, противоположным всему нетрадиционному.

Стихи про любовь нынче не в почете у пишущей братии. Готовясь к интервью, я просмотрела множество стихов и высказываний по теме. В основном раскрывается тема «поэт о себе», исполненная рефлексии, разных страхов, и, того хуже, политики. Если вскользь и задета тема любви – это либо иронично, либо о разрыве и страдании, либо о смерти. А подчас – так просто «чернуха» о соитии алкоголика с умственно неполноценной «дамой», проходящая под маркой «любовная лирика».

Не могу согласиться, что тема любви сейчас не в почете. Любой стареющий графоман, любая мечтательная ученица старших классов школы покажут вам исписанную чуть грубоватыми или розовато-нежными признаниями тетрадку. Тут ничего не изменилось со времен Петрарки и Шекспира. Другое дело, что человечество, которое, как известно, «смеясь, расстается со своим прошлым», зашло в самовысмеивании слишком далеко. С прошлым расставаться нельзя, иначе позабудешь, кто ты и зачем ты здесь, а у непонятно кого нет будущего. И все же ирония, как и смерть, сопутствует и жизни, и любви. Так было и будет всегда. Помните, у того же Шекспира: «Зову я смерть! Мне видеть невтерпеж достоинство, что просит подаянья…»? С другой стороны, о любви Ромео и Джульетты можно написать гору вздора и гадостей. Подлинное же искусство облагораживает и смерть, и самое зло. И даже описание соития алкоголика с дурочкой может стать шедевром, если, конечно, дотянет до высокой планки художественности. Вот эта-то планка в наши дни и стала редко кем и когда досягаемой.[/one_half] [one_half_last]

Скажите, Максим, поэты, которые нынче у всех на слуху и пользуются спросом на рынке стихотворных услуг, отдали главную тему – любовь – на откуп графоманам, или все еще есть те стихи, которые влюбленным хотелось бы заучить наизусть?

Сейчас никаких поэтов «у всех на слуху» нет и «рынка стихотворных услуг» не существует, если, конечно, не называть так тусовку сочинителей текстов для музыкальной попсы и корпоративных гимнов. Старые советские классики либо умерли, либо состарились и уже никому не интересны. Дмитрий Быков или Всеволод Емелин – просто кое-как рифмующие «на злобу дня» публицисты, а не никакие не поэты. Первый к тому же известен гораздо больше как прозаик. А девятиклассницам остается вся русская и мировая классика.

Избегая того, что литературный бонтон и бомонд считают пошлым, не ударяется ли сам поэт в непроходимую пошлятину поэзии без сердца, искусственности, литературщины в самом дурном смысле слова?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кому или о ком он задается. Я наблюдаю в современной литературе разные случаи. Если говорить о некоей общей тенденции, то она, конечно, именно такова: скатывание в пошлятину, искусственность, дурную литературщину. Но жить-то надо так, чтобы как раз противостоять тенденциям, а не плыть по их течению.[/one_half_last]


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Антиутопия «Саша, привет!»

24 и 25 сентября на малой сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля Марата Гацалова «Саша, привет!» по одноименному роману...

Московские театры открыли сезон

В сентябре театры распахнули свои двери и приглашают зрителей отправиться в путешествие в волшебный мир театрального искусства. Какие премьеры подготовили...

Концерт «Лучший город земли»

10 сентября в День города оркестр «Русская Филармония» выступит в самом большом в Москве открытом амфитеатре. Прозвучат известные произведения о...

Еврейский музей: провожаем лето с Echo и «Интуристом»

4 сентября Еврейский музей и центр толерантности приглашает на День New Israeli Sound. Гости музея смогут проникнуться израильской культурой благодаря...

Проклятие Супермена

На престижном американском фестивале LA Shorts состоится премьера фильма «ДУЭЛЬ» российского режиссера Влада Козлова («Имморталист», «Немая жизнь»). Фестиваль проходит с 21...

Алексей Франдетти — новый главный режиссер «Ленкома»

По сообщению РИА Новости главным режиссером московского театра «Ленком» назначен Алексей Франдетти, режиссер, актер, художник, трехкратный лауреат национальной театральной премии...

С ночи до утра я танцую словно пьяная!

Новый трек Anna Dimi «Папайя» — вскружит головы и взорвет танцполы!

Владимир Яглыч в новой кинокомедии «Приплыли!»

«Приплыли!» - яркая авантюрная комедия, выполненная по всем законам жанра.
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Антиутопия «Саша, привет!»

24 и 25 сентября на малой сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля Марата Гацалова «Саша, привет!» по одноименному роману...

Московские театры открыли сезон

В сентябре театры распахнули свои двери и приглашают зрителей отправиться в путешествие в волшебный мир театрального искусства. Какие премьеры подготовили...

Концерт «Лучший город земли»

10 сентября в День города оркестр «Русская Филармония» выступит в самом большом в Москве открытом амфитеатре. Прозвучат известные произведения о...

Еврейский музей: провожаем лето с Echo и «Интуристом»

4 сентября Еврейский музей и центр толерантности приглашает на День New Israeli Sound. Гости музея смогут проникнуться израильской культурой благодаря...

Спектакль «Полная иллюминация»

6 и 7 сентября на сцене Государственного музея Владимира Высоцкого театр «Шалом» представляет первую премьеру сезона – спектакль «Полная иллюминация»...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/