Параллели

Не плыть по течению

[one_half]Максим, обращаюсь к вам как к великолепному лирику, критику и редактору, держащему руку на пульсе нынешнего литпроцесса. Мужество как-то выражается в ваших стихах? Поэт чувствует свою, ученым языком выражаясь, «гендерную принадлежность», или наша поэзия постепенно превращается в толерантный «унисекс»?

В наше время быть профессиональным поэтом, т. е. человеком, чей основной род занятий не приносит ему абсолютно никакого материального дохода, – вот мужество, по сравнению с которым специально написанные брутальные стишки были бы детским лепетом. Что же касается гендерной принадлежности, то, как вы верно заметили, это «ученый язык», и в языке художественной литературы такое словосочетание просто отсутствует. Проблема же, насколько я ее понимаю, в том, что русская поэзия основывается на богатой и славной традиции, что автоматически относит ее к явлениям, противоположным всему нетрадиционному.

Стихи про любовь нынче не в почете у пишущей братии. Готовясь к интервью, я просмотрела множество стихов и высказываний по теме. В основном раскрывается тема «поэт о себе», исполненная рефлексии, разных страхов, и, того хуже, политики. Если вскользь и задета тема любви – это либо иронично, либо о разрыве и страдании, либо о смерти. А подчас – так просто «чернуха» о соитии алкоголика с умственно неполноценной «дамой», проходящая под маркой «любовная лирика».

Не могу согласиться, что тема любви сейчас не в почете. Любой стареющий графоман, любая мечтательная ученица старших классов школы покажут вам исписанную чуть грубоватыми или розовато-нежными признаниями тетрадку. Тут ничего не изменилось со времен Петрарки и Шекспира. Другое дело, что человечество, которое, как известно, «смеясь, расстается со своим прошлым», зашло в самовысмеивании слишком далеко. С прошлым расставаться нельзя, иначе позабудешь, кто ты и зачем ты здесь, а у непонятно кого нет будущего. И все же ирония, как и смерть, сопутствует и жизни, и любви. Так было и будет всегда. Помните, у того же Шекспира: «Зову я смерть! Мне видеть невтерпеж достоинство, что просит подаянья…»? С другой стороны, о любви Ромео и Джульетты можно написать гору вздора и гадостей. Подлинное же искусство облагораживает и смерть, и самое зло. И даже описание соития алкоголика с дурочкой может стать шедевром, если, конечно, дотянет до высокой планки художественности. Вот эта-то планка в наши дни и стала редко кем и когда досягаемой.[/one_half] [one_half_last]

Скажите, Максим, поэты, которые нынче у всех на слуху и пользуются спросом на рынке стихотворных услуг, отдали главную тему – любовь – на откуп графоманам, или все еще есть те стихи, которые влюбленным хотелось бы заучить наизусть?

Сейчас никаких поэтов «у всех на слуху» нет и «рынка стихотворных услуг» не существует, если, конечно, не называть так тусовку сочинителей текстов для музыкальной попсы и корпоративных гимнов. Старые советские классики либо умерли, либо состарились и уже никому не интересны. Дмитрий Быков или Всеволод Емелин – просто кое-как рифмующие «на злобу дня» публицисты, а не никакие не поэты. Первый к тому же известен гораздо больше как прозаик. А девятиклассницам остается вся русская и мировая классика.

Избегая того, что литературный бонтон и бомонд считают пошлым, не ударяется ли сам поэт в непроходимую пошлятину поэзии без сердца, искусственности, литературщины в самом дурном смысле слова?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кому или о ком он задается. Я наблюдаю в современной литературе разные случаи. Если говорить о некоей общей тенденции, то она, конечно, именно такова: скатывание в пошлятину, искусственность, дурную литературщину. Но жить-то надо так, чтобы как раз противостоять тенденциям, а не плыть по их течению.[/one_half_last]


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/