Юрий может, например, замахнуться на Генрика нашего Ибсена, перенеся действие «Кукольного дома» в футуристическую техно-утопию. Он создает новый лексически беспардонный жанр «хип-хоперы» со всеми мемами 80-х в качестве персонажей. И приступает крепетициям театрального сериала о методике создания снов, приносящей пользу людям. Вещи страшные и большие от этого меньше и безобиднее не становятся. Зато меньше и безобиднее становятся, по словам режиссера, его собственные амбиции.
Хип-хопера «Копы в огне» – произведение модного ныне «междисциплинарного» формата: замес хип-хоп баттлов, решенных в стилистике комикса, с оперным пафосом, раздувающим героев. Сюжет криминального боевика под завязку забит цитатами, абсурдом и убойным сленгом. На сцене присутствует гигантский экран, на котором мы видим мульт-перспективу истории, часть персонажей натурально, а не метафорически«картонны» – сделаны из картона, игра «живых» актеров по гротеску соизмерима разве что с размерами их сигар и пушек. Цирк, да и только.
Но на него зритель приходит и приводит друзей. Не потому ли, что получить пощёчину общественному вкусу по вкусу той самой не коллективной общественности? Или потому, что очередной сброс балласта с корабля современности позволяет подняться на иную высоту?
Юрий, я была на «Копах в огне», оторваться от вашего нахального детища благодаря неистощимым режиссерским трюкам невозможно, спасибо за провокацию. Вопрос будет философским. Меня заинтриговали две антагонистические позиции главных героев – главного копа Козульского и главного злодея Нейромориса — концепция «смех исцеляет» и концепция «мне на всё насрать». Скажите, как они лично Вам отзываются?
Для меня смысл в том, что и та и другая концепции имеют место быть (сюжет разворачивается так, что носитель позиции «мне на все насрать» оказывается «копом под прикрытием» и родным отцом «исцеляющего смехом» благородного копа – Ред.). Если переводить в «полезные советы», то «Всё. Насрать!» имело место, когда я только начинал делать проекты, и многое мне мешало. Собственная рефлексия в первую очередь.
Всё, насрать – и я иду вперёд, я делаю своё дело и добиваюсь результата. Применительно ко мне философия срабатывала таким образом, но я обнаружил дилемму. Захлёстывали эмоции, было важно «вперёд» – и я не обращал внимания на человеческий фактор. Кто-то из окружающих меня людей не смог просуществовать в таком темпе и меня накрыло волной оправдания. И вот концепция, что есть паровоз, который едет, и остальные – веточки, которые простоему мешают, и он не может из-за каждой веточки останавливаться, сейчас переосмысляется. Сейчас то, что я делаю, уже не столько проекция моего внутреннего мира вовне, сколько анализ и синтез с максимальным учетом Человека. Не знаю, на сколько меня хватит, но подход изменен.
Изменились ли при этом «Копы»?
Нет, это та же кочегарка, которая перемалывает всё. Вперёд через надлом и невозможность, через отсутствие каких-либо «за». И после того, как ты добиваешься в этом успеха, после того, как ты понимаешь, что это возможно, ты начинаешь задумываться – а оправдывает ли цель средства? Что касается концепции «смех исцеляет», она появляется, когда ты начинаешь воспринимать себя частью космоса. Я говорю сейчас очень банальные вещи, но жить ими по-настоящему сложно. Истины просты, но всерьез как жизненную концепцию их никто не рассматривает. Мы все куда-то бежим … а понимание человеческого масштаба на этой земле дает правильную интонацию в отношении к жизни. У меня и у моих учителей, во всяком случае, получалось разрешить напряженные моменты творческого взаимодействия «юмористической пятиминуткой».
Я заметила в «Копах», что чем больше герои «саморазоблачаются», тем больше …
Это подкупает зрителей? Да, это подкупает. Но это проект тотально беспардонный. В мизансценах, во всём, он прет напролом через психологические «букашки», агрессивно.
Это я уже поняла, но что касается финала почти как из «Звездных войн», у меня навернулись слёзы …
Это же всё цитаты из детства. В детстве запоминаешь не мораль, а то, как красиво всех перебил Шварценеггер. Он за дочь свою сражался, а ты запоминаешь только, как он идёт и кровища во все стороны. А то, что мотивация у него была нравственная – тебе по барабану. Это будет потом.
Мы в этом номере всесторонне рассматриваем все, что имеет отношение к смешному. Может быть, вспомните, что смешило в детстве, что могло стать поводом для смеха?..
Первое, что приходит в голову – меня мама будила определенным образом: она скидывала с меня одеяло, хлопала меня по заднице и говорила: «писеть-какать-умываться, писеть-какать-умываться-писеть-какать-умываться». И я почему-то сразу начинал хохотать – это было в первом-втором классе, и так я с каким-то уже настроем делал эти вещи, которые в считалочке предлагалось делать, и потом уже день начинался.
Я в Италии жил в детстве и у меня были любимые рекламные ролики – и я до сих пор их помню и пою про себя, например, из рекламы кроссовок … Фантоцци был кумиром моего детства. Что я могу сказать об итальянском юморе? Да, он иной, более грубый, наверное. Эльдар Рязанов тоньше шутил. А там вокруг туалета было все, главный герой блевал смешно – они совершенно этого не стесняются, даже за столом в компании. Американцы, кстати, тоже не считают «сортирный юмор» низкопробным – «Фантоцци» – серьезное произведение искусства.
Выходит, грустненько оказалось за «железным занавесом»?
Я был слишком молод, чтобы грустить. Но игрушки, которые были там, и которые были здесь – это как сравнить сырую и вареную картошку, и я не знаю, как смешно об этом рассказать.
Не надо смешно, мы же не фельетон пишем …
Мне родители подарили в 3 года набор вот с этот стол: коробка, там лежал один робот, главный герой фильма Mamamamamatronma (поёт), огромный робот и еще 4 вокруг него: можно было их вместе собирать в одного или играть по отдельности. Я в него играл до 12 лет, по-моему. Я понимаю, что вырос на другой планете по сравнению с моими одноклассниками, для которых событием была жвачка, но … какой тут смех
…Возвращаясь к «Копам» – это такой микс из детского сознания поколения 30-летних: бандиты, копы и поп-артисты, Вероника Кастро… И, конечно, какой же «Рембо» или «Звёздные войны» без моралитэ, но всё это – штампы.
Для многих людей эти штампы – религия.
Что поделать. Когда проект вышел, он возвращал людей в детство: о, я помню это, я это видел. Через полгода милицию переименовали в полицию – и в «Афише» вышла статья – как точно мы попали в общественную струю, как чувствуем ситуацию. Честно, насрать нам было на ситуацию. Мы занимались только внутренними коммуникациями, искали себе подобных. Это был такой стартап, что либо пан, либо пропал, и нужно было попасть на качественно новый уровень.
Вышли? Начался новый уровень?
Для всех. Для всего креатива, и команды, и вне команды … Что есть в тенденции – это соединение скучного социального анализа и сценических фокусов, той формы, от которой я получаю эстетическое удовольствие. То и другое по отдельности – спорно, если только не брать цирк как таковой, где человек, висящий под куполом – самодостаточная история.
Тогда перейдем сразу к грядущей премьере – «Dreamteam» -команде сновидений». Как пришла идея и ещё раз про жанр, потому что я слабо представляю себе, с чем это можно сравнить.
После «Копов» о нас пошла слава, как о мастерах нетипичных, и при этом реально смешных вещей. И потом наш друг Фил Григорян пришёл в «Московский театр кукол». Он захотел сделать его мультиформатным и экспериментальным, одно направление выделил нам – кукольный театр для взрослых. Вечернее умопомрачительное шоу для людей, которые хотят пригласить девушку или друга на крутое мероприятие неожиданного формата. В России нет адекватного современного и смешного кукольного шоу, на которое могли бы прийти в 9 часов вечера взрослые люди.
Я уже в предвкушении.
Мы изучили массу удачных юмористических проектов – «Южный Парк» для меня в этом смысле эталон (но шапочку я купил, не думая об этом),самое известное – это маппет-шоу, то есть суперсмешно и со всеми ссылками на злобу дня. У маппетсовесть легенда – каждый вечер им нужно спасать свой театр от угрозы закрытия – и вот они доказывают директорам, которые сидят на балконе, что они еще «ого-го». Естественно, мы не могли повторить эту идею, и начали искать какую-то зону, где бы герои могли постоянно выдавать. Они бы собирались ради того, чтобы некий продукт делать и на выходе его обсуждать. Разные варианты были, но мы остановились на команде, которая придумывает сны – такая фабрика, которая находится в другом измерении, небесная канцелярия, где собраны самые сигмачи…
Кто, простите?
Сигмачи… это долго объяснять, у нас просто есть свои термины – сигмачи, ворсила, жулимэ – понятия, которые выработались за несколько лет. Это мы придумываем с автором «Копов в огне» Алексеем Легчаковым. Актеры были набраны специально для этого проекта, но костяк – это «Цирк Шарля ля Танна», автор всей художественной концепции Галина Солодовникова, музыку группа CYKA делает. Сигмач – это такой суперрезидент, герой со сверхспособностями – может мыслить нелинейно и во всех областях развит хорошо. Основой сигмы является ворс. Ворс – это когда тебе не лень задницу свою приподнять, идти вперёд – тогда приходит успех в ворсе. Такие у нас шутки, а кроме шуток у группы НОМ вышел фильм «Звездный ворс» неожиданно. Уже многие пользуются…
А жулимэ?
Жулимэ – это такая философия. Если коротко – понимание того, что жизнь бессмысленна и если не ворсишь, то и жить незачем. Ворс – основная мотивация для жизни. А зачем ворсить – чтобы стать сигмачом. Существует супер-командасигмачей, которые придумывают вещие сны для людей. Они служат своему шефу, но его не видят, это уже самый верх. У каждого человека на земле есть ангел-хранитель, но как ангелам общаться с человеком, если он не медиум? Есть не так много способов на самом деле, сны – один из них, когда через сон идет некий посыл. У ангелов нет способностивыдумыватьсны. Сон – как спектакль, он тоже состоит из разной атрибутики – атмосфера, символы, свет, звук. И вот эти сны создает команда, которая отвечает за все элементы вещего сновидения. Доктор Зи отвечает за символизм, есть персонаж по имени Карлос, он отвечает за музыку и спецэффекты. Есть персонаж по имени Космонавт Гречка, он механик и отвечает также за волю, добавляя в сон такие атрибуты, которые заставят человека встать на ноги и ворсить. Ну, Овца усыпляет, Жирафа – секретарша. Изначально мы хотели брать историю, основанную на реальных событиях, и окружать нереальными обстоятельствами…
Я так понимаю, Ваши экзерсисы – это переработка эзотерического мейнстрима?
Да, точно. Под подушкой держим трехтомник «Осознанные сновидения». Сценарий нам пишет Георгий Ереза – он открыл в Москве школу гипноза.
Так Вы считаете, можно шутить с эзотерикой?
Конечно. Нет вещей, над которыми шутить нельзя. Смотря, что считать шуткой, а что – продолжением отношения к жизни. Если пообщаться со старцами, светлыми людьми, людьми, которые сами испытали это все, получили благодать, для них характерны простота, легкость бытия и… юмор. А что касается эзотерического мейнстрима, то вот Вербер – самый что ни на есть мейнстрим – пишет, что ангелы побеждали чертей любовью и юмором, любовью защищаясь как щитом и бросая юмор как камни. Естественно, что Фрейд и Кастанеда были «обстёбаны»задолго до нас, так что то, что мы делаем можно назвать таким пост-пост-модернизмом…
И кого думаете посмешить?
Да мы всегда для хипстеров работали. А если хипстер полюбит, то уже и орехи придут.
Так… я опять не понимаю что зашифровано.
Все говорят, что нужно разговаривать со зрителем на его языке, а я считаю, что необходимо создать некую школу зрителя, которая начнется с того, что будет обламывать его ожидания, потому что со стереотипным восприятием мы далеко не уйдем…
Гипноз Вам в помощь!
Гипноз нам, да, тут бы очень помог, но это будет уже в другом нашем проекте…
Беседовала Алена Михайлова
Фотографии: Алексей Семенюк
Метка Алексей Семенюк, Михайлова Алёна, Театр, Юрий Квятковский
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Некурортный роман в МХАТ им. М. Горького
Спектакль «Некурортный роман» сделан в технике документального театра - в пьесе использована речь реальных женщин. В некотором смысле документальность жанра – отсылка к МХАТ начала ХХ века, когда театр открыл Чехова и Горького как больших драматургов.
-
Шаляпин и О’Нил — неожиданные герои комедии Жаман
В спектакле тонко показана психология двух гениев, которой не были чужды страхи, сомнения и даже минуты отчаяния..
-
Черный юмор «Макбета» в «Глобусе» на Сретенке
В театре «Школа Драматического Искусства» премьера – «Макбет» по пьесе Шекспира.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.