погружение

Нет никого, кроме тебя – целебные сны из вещества по имени Жизнь

Интервью с автором терапевтического байопика о новой книге, и обо всём, что способствует вдохновению – переживаниях, конфликтах, агрессии, обрядах, ритуалах, древних сакральных практиках – и, конечно, об искусстве, гаджетах и короновирусе.

В начале апреля в издательстве «Родина» выйдет первый художественный роман Анны Бену «Сны жизней». Известный научно-популярный труд Анны — «Символизм сказок и мифов народов мира», переизданный дважды, открывает уже взрослым читателям двери в сказку заново, даря к ней ключи – авторский декодер для скрытых и тайных смыслов. На фоторазвороте этой книги автор перевоплощалась в персонажей, своим примером показывая, как герои сказок живут внутри нас. Для раскрытия идеи о том, что все вокруг является нашим отражением (вынесенной в подзаголовок новой книги – «Сны жизней: Нет никого, кроме тебя») Анна выбрала другой подход. Культуролог, специалист в области египтологии и ведущая курсов по египетским практикам в центре «Белые облака» и ведущая курса «Сказкотерапия. Миф и символ» в институте ИТОП – представляет читателям сказку своей жизни. В автобиографическом романе Анна готова открыть не только тайны сакральных практик народов мира – она делится тем, как к ней приходят практики и, более того, даёт читателю настройки для работы с божественными архетипами в собственном подсознании. Издательство называет новую книгу «уникальной синергией жанров» — это одновременно остросюжетный мистический роман о воплощениях в Древнем Египте и Средних веках; современный байопик-странствие по местам силы; интернет-переписка; духовные практики и сакральный внутренний поиск. Основанная на реальных событиях, книга шокирует читателей, доказывая, что древняя магия все еще используется современными учеными. Однако демонстрация пугающей изнанки реальности не является самоцелью. Главная задача, по мнению автора, показать, как можно вернуться к радости и наслаждению жизнью, даже пройдя через боль и предательство.

Поскольку так получилось, мы с Анной знакомы не первый год: и 10 лет назад мне довелось участвовать в ее перформансе «Все женщины – богини» и показе мод «Грани женщины» в Доме Художника – событиях, которые описываются в «Снах жизней», интервью получилось довольно личным и откровенным. Но, думаю, оно будет интересно потенциальным читателям книги — любителям путешествий, целителям, психологам, мистикам, исследователям древних культур, женщинам, пережившим тяжелые жизненные обстоятельства, а также тем, кто интересуется символизмом танца, мифов, праздников.

Каждый раз этот факт не удерживается у меня в голове – неужели 15 лет уже как ты занимаешься этой книгой?

Может даже и больше, визионерские вещи я начала описывать лет в 26. Сначала это было в записках. Где-то в 31 я собрала эти записи и отнесла в эзотерическое издательство. Мне сказали, что египетские практики –  духовные гимны, танцы — это все прекрасно, возвышенно и духовно, конечно, но на книгу не тянет, потому что нет конфликта.

Интересно, что, когда ты принесла в издательство версию с конфликтом, там сказали, что лучше бы были одни только практики.

Да, это потрясающе (смеется), но это было уже другое издательство. После того совета жизнь потекла своим чередом и конфликтов в ней возникло хоть отбавляй. И хоть я описала в книге далеко не все и многие смягчила, издательство, не буду называть какое, нашло конфликтную линию слишком напряженной и попросило ее убрать, оставив только возвышенное. Как у Коэльо. Вырезать конфликты я отказалась – слишком дорого они мне дались. И потом, жизнь каждого человека сопровождается какими-то тревогами, переживаниями, болью. И те способы, которые даны в книге как пережить боль и выйти в ресурсное состояние — это может кому-то помочь, кого-то вдохновить, исцелить. Поэтому я считаю, что конфликты должны быть и я их оставила.

Мы будем вообще говорить о том, что книга автобиографична?

Те герои, которые запечатлены на фото –  реальные люди и те, кому я объявила благодарность в конце книги, а по остальным – совпадения случайны.

Я знаю, что ты проводишь в «Белых облаках» обучающие курсы по сакральным церемониям не только египетским, описанным в книге…

Египет – самая большая часть, которая приходила, поэтому в книге им уделено большое внимание. Я бы хотела, чтобы этим можно было пользоваться…

А ведь можно, там прямо тексты молитв на египетском даны ?

Да, эти практики подлинные и они работают, трансформируют состояния, дарят целостность. Молитвы обращены к нам самим, но через архетипы богов, которые больше чем наше иллюзорное Я, к архетипам,  которые не заблуждаются. Если мы обращаемся к этой части себя — она дает верный ответ, идущий из нашей глубины, нашей истины. Потому что богиня Хатхор – это любовь, вдохновение и творчество, которые есть в каждом и в тоже время, Хатхор больше каждого конкретного Я. Когда мы обращаемся к ней,  эта сила начинает нас исцелять. Про другие практики, которые я веду, про которые ты спрашиваешь – североамериканских индейцев – они будут во второй части книги. У меня были сны, много снов про жизнь среди индейцев и были визионерские путешествия к архетипам. Я видела ритуальные танцы женщин и мужчин, танцы, посвященные плодородию, процветанию, направленные на раскрытие в себе созидательной плодотворной силы. Танец – это потрясающий способ раскрыть свой творческий потенциал, сбросить боль, усталость, трансформировать то, что мешает состоянию счастья, радости, гармонии. Танец позволяет «открыть ворота», снять блоки. Много лет я занимаюсь изучением танца и касаюсь этой темы в книге «Сны жизней».

Для меня всегда загадка то как ты двигаешься – грациозно, естественно, завораживающе красиво. А ведь как таковой танцевальной подготовки у тебя нет.

Спасибо за эпитеты. Я не проходила подготовку в специальных учебных заведениях по танцу, но изучала танцы и соприкасалась с носителями разных культур. В детстве я жила в Африке и мне было интересно как это они так быстро вращают бедрами – причем повторяла я и за мужчинами, и за женщинами, а мужские и женские танцы отличались – у мужчин бедра выстреливали вперед-назад активно, а у женщин из стороны в сторону. Спустя годы на телевидении ВКТ у меня была передача, посвященная африканским сказкам, а на СГУ-ТВ я создала цикл передач, посвященные танцам народов мира и там были и африканские танцы тоже. Говорят, у меня неплохо получается…

Это так и есть!

Некоторые белые не могут повторить африканские танцы. Когда африканцы танцуют, у них будто костей нет – сплошной поток, в котором нет ни зажимов, ни напряжений. А когда европейцы начинают повторять, то видно малейшие блоки в теле. В этом и разница менталитетов – они вообще живут в потоке, они спонтанны. С другой стороны, они не способны к четкости – например, вовремя прийти на репетицию. У нас была запланирована передача и съемочная команда прождала группу африканцев, а они не пришли  — никто. Если им хорошо сейчас вместе петь и играть – они дома будут петь и играть, и не придут в телевизионную студию. Они люди, живущие из сердца. Мы, люди западные, забыли, как жить из сердца, мы живем в голове и от этого наши проблемы и состояние несчастья. А вот жить спонтанно, сердцем, здесь и сейчас мы забываем. Слишком много планируем. Поэтому поучиться у африканцев этому, не оставляя нашу пунктуальность и продуманность, мне кажется, прекрасно.

Про структуру книги. Она основана на том, что ты проходишь сеансы у регрессолога. Ты обретаешь там определенные инсайты и терапевтические находки…

Мне не хотелось делать книгу просто как описание событий. Которые действительно могут быть интересными, но хотелось бы, чтобы книга была и полезной. Я всегда искала ответы на вопросы, мне хотелось изменить свою жизнь к лучшему. И походы к психологу и регрессологу мне помогали в этом. И инсайты, которые я получила относительно проблем, которые у нас случаются, одних и тех же ситуаций, лежат часто глубоко в нашем детстве. И если увидеть это, можно исцелить ситуацию – мне хотелось бы, чтобы эта книга была способом каждому подумать о своей жизни, и читая практики, данные в книге, трансформировать то, что человек хочет изменить. То есть эта книга – это еще и путешествие читателя по собственной судьбе и собственному сознанию. Каждый поход к психологу – маленький золотой ключик. На одном рассматриваются отношения с мамами, и способы как, меняя себя, свои чувства по отношению к тому, что с нами было, исцелить боль отношений, влияющую на взрослую жизнь. На другом – как пройти собственную инициацию.

То есть человек может собственную практику создать, я правильно понимаю?

Да, опираясь на рекомендации, которые даны в книге, следуя алгоритму, человек может многое – например, создать и пройти свою инициацию.

По-моему это что-то новое, но расскажи, на что ты  сама опиралась…

Сказкотерапией я занималась много лет, изучала как работают архетипы и описываю это в художественной форме в этой книге. Слова «инициация» многие боятся – на самом деле это ступень , переход – из одной возрастной категории в другую, из одного социального статуса в другой. Ведающая мать не обязательна та, которая состарилась, она та – которая дает мудрость. К сожалению, многие древние практики были утеряны. Когда приходили наши месячные мы их стыдились, вместо того, чтобы радоваться, что теперь мы – те, которые могут дать жизнь. Радоваться своей судьбе и предназначению прекрасному. Другое отношение к своему телу и к тому, что практики перехода естественны, ступени – это не страшно, это прекрасно.

Интересно в этом плане слово Знахарь – тот, кто знает, и это тоже инициация.

Да, каждый человек, который постигает свой путь взросления становится сам себе Знахарем.

В книге описываются моменты, когда душу захватывают сомнения и боль, и показано как из ситуации, когда такие состояния буквально пожирают, героиня переходит на светлую сторону. Но готовы ли женщины в таких состояниях слушать вообще советы какие-то – вот в чем вопрос? Что делать, если ты в таком состоянии и тяжелой ситуации, что ничего уже не воспринимаешь извне? С чего начать?

Тут главное продолжать что-то делать. Когда мне было плохо, я взяла ленты черные и писала на них акрилом «Женщина прекрасная, чистая, любящая, сердце ее в радости» (по-египетски) – когда сердце захватило горе, я наполняла его светом. Это очень важно, когда отчаяние захлестывает дать себе некий спасательный круг. Можно назвать это и арт-терапией и аффирмацией – точнее, тут это совмещено – я и рисую иероглифы и одновременно это же и является аффирмацией. Даже если очень плохо – важно брать ручку в руки и писать то, что хочется в этой жизни – на русском языке, не обязательно иероглифами. Заставлять себя писать, как можно больше. И то, что мы пишем, постепенно начинает работать, работать на клеточном уровне, потому что когда в жизни много горя, того, что погружает нас в состояние депрессии, важно противоположное. Светлое, как бы нам ни было плохо, создавать. И концентрироваться на этом. Также помогает работа. Ни в коем случае нельзя сидеть дома без дела – это худший вариант, если только это не касается смерти близкого, любимого человека. Тут, бывает, нужно уйти в себя, пережить, побыть одному. Но долго в этом состоянии я бы не рекомендовала, постараться заставлять себя созидать, делать что-то полезное, в чем нуждаются другие люди. Для меня это были дети, работа с детьми.

Ты много сталкивалась с агрессией и описываешь это в книге. Какое твое отношение  сейчас к этому состоянию и может ли агрессия быть полезной, не только уничтожающей и разрушительной? И как отличить одно от другого? И какую агрессию по отношению к себе нельзя женщине терпеть?

Никакую по отношению к себе не надо терпеть. Надо сразу ставить точку. Даже если попросил прощения, но это повторяется – надо разворачиваться и уходить. Если вы чувствуете, что эта агрессия действует разрушительно. Если внутри нет точки уязвимости – и вы можете тоже порычать и понимаете, что ваш ресурс от этого не тает, не исчезает  — ну тогда значит агрессия этого человека совместима с вами и вы способны трансформировать, проявлять это. Чем опасна агрессия со стороны другого человека – даже если она минимальна. В маленьких дозах, но каждый день – это самое страшное. Потому что она накапливается. Домашнее насилие со стороны близкого человека, который унижает, растаптывает — это все накапливается в клетках тела нашего, которое запоминает все, что мы слышим. Это разрушительно действует на нашу самооценку и на здоровье. Поэтому терпеть это нельзя, это нужно обязательно останавливать. Уходить от такого человека. Если мы не можем поменять поведение другого, менять свое окружение. Если это наши друзья, подруги, которые хоть чуть-чуть опускают нашу планку и мы чувствуем, что им это приносит удовольствие – надо ставить точку. Потому что рано или поздно это скажется на нашем здоровье.

Наверное, единственные люди, с которыми мы не можем поставить точку при агрессии – это наши дети.

Тут нужно работать с собой, со своей душой, потому что дети –  наше зеркало, наше отражение. Конечно, и взрослые тоже. Если мы видим рядом с собой взрослого, который агрессивно проявляется по отношению к нам – значит где-то в тени живет состояние жертвы. Но дело в том, что пока мы найдем все крючки этой жертвы – где-то глубоко в детстве, где-то в юности – мы прорабатываем один, всплывает другой – на это могут уйти годы. Для того, чтобы трансформировать все эти зацепки, все эти крючки. А человека морально растоптать можно очень быстро. Поэтому, если мы чувствуем, что на нас это действует деструктивно – надо отворачиваться и уходить. И работать с собой, трансформируя в себе жертву. В поиске внутренней гармонии, целостности, не ударяясь ни в деспота, ни в другую крайность. Тоже не становясь ни агрессором, ни жертвой. А с детьми мы никуда не можем деться. Здесь только работать с собой.  Своими качествами. Искать свою целостность постоянно. Например, писать. Составить аффирмацию так, чтобы она выливалась в позицию человека сильного, уверенного, целостного, гармоничного, в котором нет бреши, куда ребенок может закинуть свою агрессию. Помогая себе таким образом. Обращаться к психологам, регрессологам, шаманам, целителям, искать того помогающего практика, на которого откликается сердце.

Ты описала много замечательных мест силы, в которых какие-то практики могут интересно разворачиваться или какие-то качества проявляться… Столько путешествий в этой книге не только по внутренним пространствам, но и по планете Земля. Что ты можешь сказать про практики на местах силы – они действительно там активнее действуют или это неважно, где ты находишься?

Человек такое существо – наш мозг питается новым. Как нам предотвратить болезнь Альцгеймера? Старость тела не минуешь, тело постепенно стареет, но наш разум может постареть, а может и не постареть. Развиваясь, мы познаем новое. Путешествия- это питание новым и это продление жизни – любые путешествия. А если говорить о местах силы – горы – это места силы. Чем гора отличается от равнины. Когда мы приезжаем к морю – что мы чувствуем? Горизонталь, это состояние нашей анимы, у моря мы расслабляемся, снимаем эмоциональные напряжения. А в горах не расслабишься – там нужно усилия прилагать, чтобы преодолевать путь к вершине, поднимая вверх свое тело. Зато на вершине мы получаем заряд бодрости, свежести, радость. Горы дарят преображение. Но, наверное, не любые горы. Сколько людей лишились жизни, покоряя горы, чтобы доказать что-то, но кому? Мне близок принцип Махаяны – быть счастливым со множеством других людей, быть счастливым, делая других счастливыми. А места силы действительно есть. В какие-то места приезжаешь и чувствуешь отток силы. Геленджик находится у подножия гор и там сила начинает пробуждаться. А в Анапе она застаивается. В книге я описываю именно те места, где происходит подъем и приходит ресурс.

Ты интересно описываешь священные постройки, храмовые комплексы. Мне очень близко то, как ты говоришь о них как о неких даже живых существах. Расскажи, как у тебя это началось, ты сразу стала чувствовать строения как существа со своей душой?

Нет, не сразу. Многому в жизни мы учимся. Я училась во многих школах – философских, духовных. Я не могу даже точно сказать, когда точно качества начали просыпаться, раскрываться. В юности. Ощущение, что это одно место несет благо, силу, а другое наоборот.

А когда ты впервые почувствовала возможность войти в контакт с пространством? Полюбить его…

Наверное все-таки это Карнак. Когда я впервые приехала в Египет и увидела карнакский храмовый комплекс – мне захотелось его обнять как родное существо. Живое. Как дорогого любимого человека, которого я давно не видела. Физически. И там у меня произошло ощущение, что Карнак не мертв, как мне показалось сначала, а жив в ином измерении. И что этот комплекс храмовый включает в себя не только то пространство, на котором он стоит – он включает в себя всю нашу Землю. Обнимает своей энергетикой. Храм – это аналог Вселенной. Каждый храм строился на священном первом холме и каждый египетский храм символически вмещает в себя весь Египет. Весь космос. Божество. Храм – это макрокосмическая сила и внутри храма наше индивидуальное Я соединяется с Макрокосмосом. Поэтому внутри Храма происходит Преображение. Точно также и в индийских храмах. Индийские храмы для меня тоже живые. Первый храм, который я посетила был храм Шивы около горы Аруначала, и меня потрясло, что этот Храм был абсолютно аналогичен египетскому по своей структуре, символике и по степени сокрытия истины. Сначала идет открытый двор с колоннами по периметру, в нем много света, потом сумеречный гипостильный зал и потом Святилище, где абсолютная темнота и только узкий луч света падает на культовую статую в этом месте – в Индии это Шива Лингам. В египетском точно также – на культовую статую льется узкий луч света в алтарной части. Индийский храм – это тело Пуруши, который попирает тело бога невежества, строится на нем и также является Макрокосмомом. Только индийская культура, обряды и ритуалы живы. А египетская, к сожалению, нет.

Может быть, от нас это зависит? Говорят же, что качеством Мага является делать Живым неживое.

В метафизическом плане все живое. И если мы совершаем определенные практики мы можем совершить открытия в определенной культуре, которой мы близки.

Хочу спросить, начинающим практикам, кто только входит в это пространство, им же нужна поддержка, вот даже с практиками из этой книги.  И, я так понимаю ты ведешь группы как руководитель, на которых помогаешь наставничеством…

Я работаю в институте трансориентированной психологии ИТОП и там веду группы по сказкотерапии. Группа обучается 3 месяца. В конце каждый получает сертификат, сдав экзамен. В течение этих трех месяцев можно поработать с собой, создать свои трансформационные методы, пройти свои инициации, создать авторские преображающие сказки. От культурного центра «Белые Облака»  веду египетские духовные практики и танцевальные духовные практики народов мира. Мы изучаем африканские танцы, индийские, индейцев Северной Америки и тд. Я не преподаю их как классические преподаватели, тк обучаться, чтобы стать профессионалом в танце можно всю жизнь, я даю прикосновение к душе танца, мы учимся проживать каждый жест, я знакомлю с его символизмом и как через символизм жеста освобождаться от напряжения и находить собственную радость в танце. Даю танец как практику, которая способна преобразить сознание, душу и тело. А египетские духовные практики – это второй курс обособленный, который идет в «Белых облаках». На курсах я даю египтологические знания, а вторая часть занятия посвящена пению и танцу — мы исполняем практики, направленные на обретение собственной целостности. Весь путь к этим практикам подробно изложен в книге.

Много сейчас дискуссий по теме естественных родов, ты раскрываешь и этот путь в книге, почему ты на нем остановилась?

Я бы всем рекомендовала проходить курсы подготовки к родам. Где рожать – выбор каждого. Но нам почему-то кажется, что женщина должна знать физику, химию, математику, квадратные корни, но женщина ничего не знает про то как рожать. Вам не кажется, что это просто сумасшествие современного общества? Это какой-то бред. Женщина, я считаю, просто обязана знать как развивается плод на каждом месяце беременности, на курсах подготовки  к родам с этим можно познакомиться, узнать как правильно питаться, как готовить свое тело к родам. На первых месяцах беременности я попала в больницу – ничего страшного не происходило, но положено было отлежать неделю. И врач, которая приходила на осмотры – кричала на беременных, всех заставляла лежать, даже тех, у кого не было никаких причин лежать, как у меня, например. У меня все было в порядке. В лежачем положении органы атрофируются. Токсикоз –  это не болезнь. Необходимо двигаться. На курсах подготовки показывают как какие мышцы растягивать, как тренировать, чтобы во время родов они не порвались, чтобы ребенок вышел естественно. А если «лежать не вставать», то к моменту родов мышцы у женщины будут уже такие деревянные, что она родить самостоятельно не сможет. Совершенно здоровым женщинам делают кесарево и ребенок не проходит свою первую инициацию – прохождение через родовые пути. Естественные, без кесарева лучше, а чтобы его не было, надо готовить свои мышцы. Дома рожать не обязательно всем, если страшно — нужно идти в больницу, а узнавать как меняется плод, как готовить тело к родам нужно всем. Я счастлива, что рожала дома и рядом был отец ребенка и акушерка, которая за эти месяцы стала родным человеком, счастлива, что не было лишних людей и слепящих софитов. Ведь ребенок приходит оттуда, где темно. Раньше рожали в банях, в бане полумрак. А софиты для новорожденного — это шок.

Меня еще потрясло, что ты рожала или заворачивала ребенка – в полотенце домотканое, которое тебе было передано по наследству от прабабушки. Как ты относишься к такого рода практикам родовым, насколько они важны? Практически каждое следующее поколение сейчас отсекает себя от предыдущего…

Да, раньше было специальное тканое полотно, в которое принимали ребенка новорожденного на свет. Полотно передавали по наследству. Оно не использовалось никак иначе. Приняли его, дальше это полотно убирают и хранят для следующих родов, следующего ребеночка. И это полотно считается целебным. Кудель, из которой пряли нити на полотно, привязывали к верхней части прялки, которая олицетворяла мир небесный и в эту чистоту дождя, в небесный свет, оборачивали ребенка, который пришел в наш мир. Во время родов, вертикальные роды были, рожали, держась за веревку, спускали с млечного пути душу в этот мир. И важно было понимание ребенка как сакральной сущности, которая приходит в этот мир через женщину.  Было почитание женщин, которые знали как безболезненно и благополучно родить. Роды принимали целительницы-знахарки, которые считались живущими между двумя мирами – миром живых и миром предков. И эти повитухи, почитаемые в народе, они были не обычные люди. Счастье, что сохранились знания до наших дней и, если поискать, можно найти курсы повитух. Беременная женщина в момент родов тоже находится между двумя мирами – миром предков и миром живых. Её почитали – нельзя было оскорбить беременную и нельзя было отказать ей в просьбе – надо было дать ей обязательно, что она попросит. Потому что в этот момент она связана со всеми предками и если ей что-то не дать, то предки могут и обидеться. В момент родов она открывала врата в тот мир, мир предков. Многие говорят про послеродовую депрессию, обесточенность после родов, это происходит потому что окно открыто. И раньше повитухи его закрывали, окно в тот мир и женщина снова обретала свою целостность. В мире живых, здесь. А так как эти практики ушли — у женщин появились эти послеродовые депрессии.

Это уже считается за норму, что послеродовая депрессия должна обязана быть.

Слава Богу, что есть современные повитухи.

Сейчас еще проблема, что поколения не связаны и в конфронтации друг с другом.

Конфронтация внутри рода? На мой взгляд, это происходит оттого, что исчезли инициации. Во время первой инициации подросткового возраста нужно было принять свою собственную тень  и тень своих родителей. А в современном обществе  мы живем с непринятой тенью всю жизнь и всю жизнь происходит борьба с ней. И борьба с тенью матери и отца. Мы рождаемся не один раз. Первый – физически. Второй, когда полностью принимаем и понимаем своих родителей. Важно не носиться с обидами на родителей всю жизнь, это крадет наше счастье. Если вернуть обряды, практики, инициации можно с любовью жить со своим родом в гармонии…

Я прочла про осетинские традиции, потому что наш домик в Осетии рядом с осетинским капищем. Там есть праздник небесного Хранителя рода и семьи и другой праздник – демона семьи. И считается, что если род не почтит демона совместным ужином с определенной едой – демон будет мстить, а почтит – демон на год оставит род в покое.

Здорово, не боятся. Психологическим языком – тень каждого рода. И уметь признавать силу темной стороны и, осознавая, отдавая дань, направлять в позитивное русло.

Ты объездила с Егором весь мир , как тебе это удалось?

Еще не весь. Ребенку хорошо там, где мама. Маленькому ребенку прекрасно можно путешествовать в слинге – ребенок спокойно спит, пьет мамино молоко и, просыпаясь, изучает мир. Мои родители работали в Африке, когда я была маленькая и это повлияло на мое мировоззрения, на то, что я люблю и исследую все культуры, вижу чудо каждой, каждого народа. Потому что в Замбии была мультикультурная среда, там работали учителя из Германии, Индии, России. У меня были подружки — две индианки и африканка – мы все едины в стремлении к радости и счастью. Поэтому путешествовать с маленьким ребенком прекрасно – он впитывает новое. И в будущем это залог космополитичности. Чем больше будет детей, путешествующих по миру, тем больше будет любви, принятия разных точек зрения, религий, обычаев и обрядов. А дети впитывают мир как губка. Дети сами по себе любопытные существа. И где ребенку лучше – в четырех стенах – или познавая мир? Важно соблюдать меры гигиены, путешествуя по странам Азии. Я всегда с собой брала папины настойки антипаразитарные, которые уничтожают паразитов и микробов, нельзя в Индии пить сырую воду, нужно покупать в бутылках, если из-под крана — кипятить, соблюдать меры гигиены и не забираться в самые грязные места. В Индии есть и прекрасные чистые места – это ашрамы. Это точно безопасно, там даже пол можно целовать, так там относятся к чистоте. Бали – прекрасное чистое место и безопасное с точки зрения гигиены. В Египет – мы путешествовали со школой, жили в отеле Римавера, изучали культуру Египта, путешествовали к пирамидам, в храмы, об этом будет подробно во втором томе.

Скажи, может быть какие-то штампы относительно менталитета каких-то народов, этносов были развенчаны во время твоих даже не путешествий, а жизни в некоторых странах…

Да, штампы были. У меня были штампы по поводу египтян. Я была поначалу знакома только с теми, кто занимается торговлей, кто старается что-то продать. Они навязчивы и грубы. Но важно знать. Если женщина идет даже с открытыми руками и ногами в Египте –  для них она подобна проститутке. Их женщины целомудренно скрывают тело. Торгующие египтяне казались мне агрессивными и навязчивыми, пока мы со школой не приехали в Египет и не начали там жить. Через неделю все египтяне стали понимать, что мы не туристы. Не знаю как, но они это моментально вычисляют. Нам везде помогали. С сумками, донести, в маршрутку, подняться, выйти, передавали детей. Невероятно заботятся, поддерживают, помогают, когда приболел кто-то из детей — бесплатно приезжали, везли в больницу, где нам оказывали бесплатную помощь и обратно. У них такая круговая порука – они все помогают друг другу. Египтяне оказались очень отзывчивыми, добрыми, честными, когда они понимают, что ты не турист, что ты там живешь.

Меня в тебе восхищает, что ты не боишься вступать в неизведанное, открывать новые пути, идти к мечте, которая людям более приземленным, хоть может даже и не лишенным средств, может казаться пустой фантазией, как например, твоя идея с музыкально-театральной Лодкой сказок – «Сказочная Ладья». Люди, которые могли бы это легко воплотить, сочли идею фантазией, хотя впоследствии выяснилось, что проект хорошо окупался и мог бы приносить им дивиденды. А ты не побоялась осуществить свою красивую мечту художника и артиста без какой-либо финансовой подушки безопасности. Как это тебе удается, заражать единомышленников – и читателей хотелось бы убедить в том, что это возможно.

Мне нравится мечтать и превращать мечты в реальность. Я люблю видеть счастье в глазах людей и я видела его столько, когда мы путешествовали на этой лодке – в глазах детей, взрослых! Это невероятно, ощущение полноты жизни – когда ты счастлив вместе с другими. Если я иду к своей мечте и мне, например, не удается — я как обычный человек сажусь у себя дома и плачу, расстраиваюсь.

Да, но ты при этом не говоришь: это был бред и ошибка.

Да, я плачу, а потом ищу новые способы. Тут главное – вычленить первое, второе и третье из нашей мечты. Потому что, какая бы она ни была большая, к ней ведут маленькие ступени. И для начала нужен один маленький шаг – купить одну банку краски. То есть не надо думать о глобальности, думайте о кисточках. И о сегодняшнем дне – что можно сделать здесь и сейчас. И каждый день делать маленький мазок на полотне жизни. Также как с этой книгой – писать, потом собирать это всё. Также с постановками. Я занималась реконструкцией египетских костюмов, париков, где мы все делали постепенно. Мы все вместе собирались – коллектив — человек 15 и плели косички для египетского парика, потом сшивали. Это такая радость – мы сегодня делаем парик, просто парик, просто косички из тесьмы плетем! А завтра – маску из папье-маше. Постановка была создана тоже без спонсорских вложений. Реконструировали своими руками костюмы, плели сетки-платья из бисера. Так материал постепенно обрастал реквизитом и превращался в постановку. Здесь и сейчас надо делать просто один маленький штрих.

Хотела сказать, ведь сейчас у тебя есть группа в институте, вместе с которой вы делаете книгу…

Мы со студентами копим сказки на книгу, да. Я стала получать такие заявки – есть ли сказки для помощи взрослеющим мальчикам лет 12-13, инициатические, для девочек тоже в этом же возрасте. И получается, что нужны сборники, мы копим, я планирую, что это вырастет в полезные книги.

Этап творческий по этой книге окончен, нет ли чувства опустошения?

Нет. Столько планов и проектов на разной стадии, что просто некогда опустошаться. Чего в моей жизни нет — так это скуки и обыденности. Моя жизнь непредсказуемая и волшебная, то есть я люблю ее делать такой.

Какие у тебя новые планы?

Моя мечта сделать профессиональное шоу в Египте на фоне пирамид на тему Древнего Египта, там сейчас нет мистерий египетских, а они могут быть. Это шоу может идти не только в Египте. И еще мечта, чтобы туристы, заходя в египетские храмы слышали аутентичные литании на древнем языке, звучащие через динамики. Я мечтаю о шоу, где будут профессинальные танцоры, вокалисты, но для светомузыкальных композиций нужны средства. Опять же, искусство маленьких шагов, на наших практиках мы делаем маленькие репетиции с нашими исполнителями – постепенно они становятся концертами. И конечно, есть желание, чтобы кто-то помогал, кому откликнется эта идея после прочтения. Беру на себя ответственность заявить, что это будет глубже чем «Аида» Верди, потому что постановка, которую я задумала — преображает и исцеляет и исполнителя, и зрителя. Эта постановка — путь души к собственному Макрокосмосу, к ответу на свои вопросы.  А еще я мечтаю, чтобы таких институтов как ИТОП было больше, где наука соединяется с сакральными знаниями древних народов, мечтаю поехать в Африку, изучать символизм и обряды, исцеляющие танцем, изучать с точки зрения науки, снимать энцефалограммы мозга, чтобы знать, почему именно этот ритм исцеляет. Театр когда-то вышел из мистерий, из получения откровений, и я мечтаю, чтобы появилось больше институтов, изучающих сакральные практики с научной точки зрения. Мечтаю о том, чтобы мы больше заботились об экологии и с научной точки зрения изучали целебные и сакральные свойства растений.

Вы планируете этим летом, кстати, выездные практики в природных ландшафтах?

Да, летом будут практики  у нас в ближайшем Подмосковье, в Черногории и Турции, (в Египет тоже планируем, ждем прямых рейсов). Земля для меня живая.  Я написала серию картин, где страны и континенты как органы нашего тела. Африка для меня матка – из нее вышли народы и там все основано на ритме, а Индия для меня – сердце и продолжает распространять духовность по всему миру. В Индии раскрывается сердце, об этом многие говорят, и В. Полунин. Органы в нашем теле не воюют, слаженно работают. И я уже давно начала создавать серию картин, где страны, континенты как органы единого тела. Мы все нужны друг другу – все страны, все народы – без конфронтаций, во взаимногармоничном сотрудничестве-сотворчестве.

У тебя есть проект концепт-арта на эту тему и есть проект «Космических органов» в символическом стиле

Да, есть «Космическое сердце» – оно на обложке книги и есть  «Космический рот», «Космические уши»…

Хотела как остеопат тебя спросить – внимание же активизирует орган – твои органы что-то почувствовали, что вообще ты думаешь о целительстве через рисование органов?

Очень рекомендую, когда мысли и душа вразброд брать в руки кисть и рисовать.Через руки, через наши пальцы, когда эмоции проживаются, мы извлекаем боль на пространство листа и она перестает нас разрушать. Одна африканская женщина впала в состояние комы после потери одного из близнецов, барабаны достучались до ее сознания и первым ее танцем был танец боли. Каждый вечер племя приходило и помогало ей танцевать танец боли и лишь потом она начала танцевать танец радости. Также и сначала на холст будет выплескиваться боль…

На мой вопрос ты не ответила — почувствовала ли ты что-то про органы, когда их писала?

Я начала больше понимать сакральность каждого органа. Это невероятная Вселенная. В момент написания Уха была концентрация на органе и я поняла как необходимо молчать , полежать на печи как Емеля и ничего не делать. А уши нам даны для того, чтобы остановиться и помолчать. Научиться любить себя. Услышать свои желания, свое предназначение. Из тишины рождается новое желание, новые идеи. Ухо напоминает зародыш в утробе матери. Ухо – спираль бесконечная, ведущая вглубь. Я написала спираль из ушей, в каждом ушке – из звезд соткана спираль ушной раковины, напоминающая спящего младенца –  это бесконечное ученичество, бесконечное рождение новых миров из покрывала тишины и тайны. Пока писала уши пришли откровения про Крошечку-Хаврошечку. Она не трудилась в поте лица – она вошла в ухо коровы в тишину, в гармонию с собой – и вся работа готова. Написание каждой картины рождало порталы-измерения – внутрь себя, в слышание себя и вовне в мир. Каждый орган был написан как соединение маленького и большого мира.

Ты как бы хотела познакомить с твоими картинами публику?

Конечно! Сделать выставки с перформансами. Под картины я создаю танцы, костюмы. Костюмы матери-земли, органов. Чтобы девушки оживляли картины, оживляли танцы. Хотелось бы, чтобы это была выставка и шоу одновременно. И разные страны на картинах – ожили в танце и костюмах, в которые облачены танцоры, чтобы между танцорами родилось взаимное притяжение – показать это в перформансе – как нам – людям разных культур хочется жить вместе в диалоге, сотворчестве. Танец стран, танец органов планеты.

Тема жертвы, насилия и последствий этого раскручивала динамику и конфликт этой книги. А какая следующая проблема тебя возможно вдохновляет на новое творчество, кого бы ты еще прижгла глаголом?

Тема деспотов и жертв бесконечная, мы постепенно идем к целостности. Меня вдохновляет сама жизнь. В следующей книге будет про наводнение, про создание школы, с которой мы жили в разных странах, однажды даже в пещерах и учились в храмах, про творчество и картины. Меня вдохновляет исследование нашего сознания, психики и тела. Как к этому относились древние культуры и как мы сейчас. Откуда запреты, взгляд на грешность человеческого тела. Мне нравится развенчивать догмы и концепты, которые приводят к стагнации. Следующий том много размышляет на тему матриархата, патриархата, где мы потеряли гармоничный диалог, стоит ли продолжать бороться как феминистки или стоит поискать другой путь к гармонии мужского и женского. Я считаю, что в будущем мы постепенно к этому придем – к гармонии, а пока у нас катастрофа между мужским и женским. У мужчин теряется осознание мужественности и ответственности за других, а у женщин теряется осознание женского предназначения, они начинают соревноваться с мужчинами…

Вроде дали женщине привилегию, а на самом деле лишили…

Да, теперь женщина и работает наравне с мужчиной, и моет, стирает, убирает, и над собой на тренингах бесконечно работает — как вдохновить мужчину. Раньше мужчины брали ответственность за свой род. Мужчина был Солнцем, детки – планетки вокруг. Было в сознании, что он Хранитель Рода. Инициации взросления исчезли и у нас появилось много маленьких мальчиков и девочек во взрослых телах. Взрослый человек не будет перекладывать ответственность за свою жизнь на чужие плечи. А что мы сейчас видим? Не только в реальности войны между мужским и женским, но и в соцсетях. Взрослый человек не будет указывать прилюдно в чужих постах на ошибки, но напишет в личное сообщение, с целью помочь, а не прилюдно опозорить. Из недавнего — веду онлайн-эфир «Грани женщины» — для женщин, разумеется. И вот приходит его послушать мужчина. Я говорю про отсутствие инициаций и вследствие этого рождение поколений инфантильных мужчин и женщин, не разделяя, что только мужчины инфантильные или только женщины, говорю о явлении вообще. И вот этот взрослый мужчина пишет в чате: «Нет! Это женщины инфантильные!» — разве может такое написать взрослый человек, взявший ответственность за себя, свою жизнь и жизнь близких? Нет. Это кричит маленький обиженный мальчик, желающий повысить свою самооценку за счет унижения женщин. Когда мы видим взрослого – не важно – мужчина это или женщина – желающего повысить свою самооценку за счет унижения другого, за счет понижения его планки – мы видим перед собой незрелую личность, не прошедшую свою стадию взросления. Это относится и к женщинам, унижающим других людей.

Интересно по спирали у нас идет интервью, как логотип твоей «Перелетной Школы». А вот скажи, что ты думаешь про короновирус – это проклятие или благословение?

Каждый выбирает для себя. Я считаю, короновирус сосредоточил нас на ушах — феминном состоянии — слышать свою суть, для чего мы живем. Мы перестали слышать планету, и  планета нас посадила в условия, чтобы мы послушали себя. Я считаю это гуманно. От короновируса умирает не более, чем от обычного гриппа, но массовое явление изоляции посадило нас в бочку, чтобы задуматься. Это как в темной утробе матери побывать, чтобы родиться заново и короновирус  — это  про дыхание – почувствовать, как мы заботимся о своем дыхании и как дышит наша земля. Надо научиться дышать заново, дышать не потреблением.

Много мультимедийных проектов в сети родилось за время пандемии. Люди закрытые решились выйти в сеть…

Я также стала работать онлайн, теперь люди из разных точек России и мира могут подключаться к нашей сказкотерпаии и египетским практикам. Изолировав всех, получается, что вирус все равно объединил тех, кому нужно — и расширил горизонты.

И как ты считаешь подключение к архетипам через онлайн? Я-то верю, что даже усиливается…

Да, и это Всемирная сеть — мы подключаемся к информационному полю человечества, образовательный скачок уже произошел.

У технологий и гаджетов есть свой архетип — говорят Ариман его зовут и многие в плен его попадают, а ты как — дружишь с ним?

Мне кажется дружу и сотрудничество у нас получается хорошее. Образовательное. Все зависит от того, как мы ту или иную силу, явление используем. Я не только обучаю, но и учусь у других мастеров. Интернет еще больше помогает тем, кто следует пути махаяны – объединяет нас в желании делиться открытиями, объединяет нас в том, что делает нас счастливыми. Хочется завершить фразой, которая родилась у меня в Индии: «Самая лучшая карьера – карьера счастья – она не может быть сольной».

Беседовала Алёна Королева
Фото: архив героя


Поделиться:

Один комментарий на «“Нет никого, кроме тебя – целебные сны из вещества по имени Жизнь”»

Добавить комментарий

афиша
новости

Школа молодых журналистов, пишущих о культуре

8 мая 2024 года в рамках XVI Международного музыкального фестиваля искусств Юрия Башмета в Ярославле состоится уже Шестая Школа молодых...

Выставки мая: женщины и космос

В Москве проходит много разноплановых художественных событий. ECLECTIC традиционно знакомит с новыми выставками на арт-площадках столицы: галерея ArtStory, Центр Вознесенского,...

Приглашение в театр

ECLECTIC знакомит с тремя очень разными театральными постановками, которые можно увидеть в мае. «Электротеатр Станиславский» представляет премьеру трагифарса «Мюнхгаузен» по...

7 ярких событий мая: чем заняться в праздники

ТОП-7 идей для новых впечатлений в мае

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Школа молодых журналистов, пишущих о культуре

8 мая 2024 года в рамках XVI Международного музыкального фестиваля искусств Юрия Башмета в Ярославле состоится уже Шестая Школа молодых...

Выставки мая: женщины и космос

В Москве проходит много разноплановых художественных событий. ECLECTIC традиционно знакомит с новыми выставками на арт-площадках столицы: галерея ArtStory, Центр Вознесенского,...

Приглашение в театр

ECLECTIC знакомит с тремя очень разными театральными постановками, которые можно увидеть в мае. «Электротеатр Станиславский» представляет премьеру трагифарса «Мюнхгаузен» по...

7 ярких событий мая: чем заняться в праздники

ТОП-7 идей для новых впечатлений в мае

Город сад и новое искусство

В Центре современного искусства М’АРС проходят две футуристические выставки: «Город Сад: Мультивселенные» — о проектировании утопических миров и культуре будущего...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/