Рерихи, которых не знали

Eclectic совместно с Государственным музеем Востока представляет 8 неизвестных фактов об одной из самых удивительных и талантливых семей ХХ века

Портрет Н.К.Рериха, 1934 г., холст, масло

В день рождения величайшего художника, исследователя и философа своего времени – Николая Константиновича Рериха (1874–1947) и в преддверии масштабной выставки «Свет Шамбалы. Центральная Азия в жизни и творчестве Рерихов» журнал Eclectic совместно с Государственным музеем Востока представляет вашему вниманию 8 неизвестных фактов об одной из самых удивительных и талантливых семей ХХ века. 

  

Ленин-Майтрейя

Сон Востока

В феврале 1927 года в Монголии Николай Константинович Рерих пишет картину под названием «Явление Срока», где изображена голова воина в шлеме, парящая в облаках. Лицо воина имеет удивительную схожесть с чертами вождя мирового пролетариата – Владимира Ленина. Но что интересно: прототипом картины явилось другое полотно Рериха, написанное в Европе в 1920 году – на нем голова будто вырастает из земли, так же с лицом Ленина, но глаза этого воина-Ленина закрыты, он будто спящий, и называется она – «Сон Востока».

Явление срока

В 1920 году Николай Рерих не принимал революции и считал, что явление большевизма – это всего лишь сон, не более. И только после того, как Николай Константинович соотнес приход ленинизма в Россию с приходом Будды Майтрейи — грядущим Учителем человечества – глаза воина-Ленина на картине «Явление Срока»  распахнулись. Вождь мирового пролетариата устремляет свой с прищуром взгляд в будущее. Рерих принял революционные идеи.

линия 760х30

Театр души

Николай Константинович Рерих всегда интересовался театром. Мало кто знает, но из-под пера великого художника вышло, по меньшей мере, две-три пьесы.

Одна из них – «Милосердие» – сохранилась до наших дней. Исследователи Рериха, в том числе и Дмитрий Попов, куратор выставки «Свет Шамбалы», считает, что некоторые картины карельского периода являются иллюстрациями к пьесам, над которыми работал Николай Рерих. Это подтверждает характерная театральность некоторых полотен того периода.

51_5484

 линия 760х30

ККэмпбелл-222Госпожа Кэмпбелл

У Рерихов была верная соратница и последовательница – американская гражданка Кэтрин Кэмпбелл, меценат. Она долгие годы позировала младшему сыну Николая Константиновича – Святославу, тоже художнику, была настоящим другом семьи, а Елену Ивановну Рерих считала своей духовной матерью.

Именно ей мы должны быть благодарны за возвращение уникальной коллекции полотен Рериха на родину. Еще до революции, путешествуя по старым городам России, Рерих создал более 90 этюдов «архитектурной серии», объединенных темой Древней Руси.

Во время экспонирования полотен в Америке в начале ХХ столетия, вся коллекция была незаконно распродана с аукциона. И только благодаря госпоже Кэтрин Кэмпбелл на родину Рерихов вернулись 42 уникальных этюда, – справедливость восторжествовала.

 линия 760х30

Интерпретация образа

Как было упомянуто выше, Кэтрин Кэмпбелл часто позировала Святославу Рериху для портретов. Во время посещения госпожой Кэмпбелл Москвы в начале 1980-х годов, сотрудник музея Востока Ольга Румянцева спросила, как так получилось, что на одном из полотен изображена вроде бы сама Кэтрин Кэмпбелл, но разрез глаз какой-то восточный? Кэтрин Кэмпбелл ответила просто и честно: «Мне пришлось держать глаза». Нарядив госпожу Кэмпбелл в китайские одежды, Рерих понял, что-то здесь не то, модель не восточная. Так Кэтрин Кэмпбелл для соответствия образа пришлось «держать глаза» все время позирования.

 ККэмпбелл-2линия 760х30

ЕИРерих-333Голос судьбы

В силу разного социального происхождения, изначально отношения между Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем были сложные: она из дворянского рода, внучатая племянница Кутузова и родственница Мусоргского, отец известный архитектор – Шапошников, отстроивший пол-Петербурга.

А Рерих — кто? Для семьи Шапошниковых брак Николая Константиновича и Елены Ивановны был невозможным. Но в какой-то момент Елена Ивановна услышала голос, который ей сказал: «Выходи замуж за Рериха».

А она, будучи человеком тонким и, в определенной мере, мистическим, знаки воспринимала, как действительность.  Двум влюбленным суждено было быть вместе.

 линия 760х30

ЕИРерих-333окДве подписи одного таланта

Елена Ивановна стала для Николая Константиновича не просто верной спутницей, любимой женой, но и идейной вдохновительницей. Многие полотна Рерих пишет по её снам, видениям и мыслям.

Именно такого Рериха, накануне Первой мировой войны, писатель Максим Горький назовёт «великим интуитивистом современности». В своих автобиографических очерках Николай Рерих писал, что по большому счету, под его картинами надо бы ставить две подписи.

 линия 760х30

Сын своего отца

Юрий Николаевич Рерих, старший сын Николая, выдающийся ученый-востоковед, тоже прекрасно рисовал. Во время проживания в Финляндии, начиная с 1917 года, мольберты Николая Константиновича и сыновей, Юрия и Святослава, стояли рядом. Так, лет 10-15 тому назад в аукционном доме Сотби’с в Лондоне случился громкий конфуз – картины кисти Юрия Николаевича были проданы как работы Николая Константиновича. Настолько изысканными оказались работы старшего сына Рериха!

ЮНРерих-760

 линия 760х30

НКР-Учись240Метод везения сработал «автоматически»

Не секрет, что Святослав и Николай Рерихи практиковали для рисования метод «автоматического письма», основанный на фиксации подсознательных образов в состоянии медитации. «Открытие» этих рисунков было практически случайным: работая в архиве Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, Дмитрий Николаевич Попов, сотрудник Государственного музея Востока, буквально в первой попавшейся ему коробке обнаружил уникальную графику Николая Константиновича и Святослава. 

автограф«Автоматические рисунки», известные только в фотографиях, долгие годы были практически погребены в архивах Музея в Нью-Йорке, и только благодаря везению Дмитрия Попова, они стали достоянием художественного мира.

Елена Новикова

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Иосиф Бродский. Место не хуже любого

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященная истории отъезда поэта за границу,...

Театр Наций открыл театральный сезон

5 сентября в Новом Пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2024-2025 гг., а следом на Основной сцене прошла VI церемония...

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

ВКОНТАКТЕ

Афиша

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Иосиф Бродский. Место не хуже любого

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященная истории отъезда поэта за границу,...

Театр Наций открыл театральный сезон

5 сентября в Новом Пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2024-2025 гг., а следом на Основной сцене прошла VI церемония...

Театр «МОСТ»: открытие юбилейного сезона

Что подготовил для взрослых и маленьких зрителей Театр «МОСТ» в свой 25-й театральный сезон – в материале ECLECTIC. В афише...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/