театр

От анекдота до трагедии

«Посторонний»

ПостороннииГерой романа «Посторонний» Альбера Камю, которому было суждено прожить чрезвычайно короткую жизнь в колониальном Алжире первой трети прошлого века, – совсем не сторонний персонаж в картотеке реальных образов нынешнего общества. Так посчитала режиссер Екатерина Половцева, и выпустила на Другой сцене «Современника» свою версию повести французского классика.
Создатели нового «Постороннего» не задаются целью следовать тексту философствующего классика до буквы, но перед судом Мерсо (Илья Лыков) – главный персонаж трагедии предстанет, точно как в книге. Ему дадут «последнее слово» и отправят на гильотину. За что?
По сути это и есть основной вопрос, которым задается герой и зрители. Мерсо отправил мать в дом престарелых – за это? На следующий день после ее похорон заведет роман с юной Мари (Елена Плаксина) – может, за это? Станет приятельствовать с соседом, который окажется сутенером, любителем поколачивать женщин, – или за это?
Персонаж Нобелевского лауреата убьёт человека по неосторожности, но в действительности на смерть его осудят потому, что он посторонний в социуме, где огромное значение придают общепринятым истинам и ритуалам. Ни женитьба, ни карьера, не интересуют героя, он не верит в Бога, о чем открыто говорит. Его, «белую ворону», которая не прячется за масками и не играет роли, обвинят в преступном равнодушии.


И за самовольное право жить так, как считает нужным, его и лишат этой самой жизни…
Чтобы отойти от бытового изложения и перейти к метафорам, режиссер Половцева части сценического действа назвала «снами». Герои то парят в воздухе, то проваливаются в ямы; то находятся здесь и сейчас, то «всплывают» из прошлого. Этот спектакль с послевкусием, вероятно, для каждого разным, дающий возможность поразмышлять. А некоторым даже помочь с духовным самоопределением, дав возможность побыть «в шкуре» «Постороннего».

«ГенАцид. Деревенский анекдот»

ГенАцидКирилл Вытоптов, 28-летний режиссер, не понаслышке знающий, чем живет провинция, так как сам родился в казахстанской глубинке, на Основной сцене «Современника» поставил вольную инсценировку романа Всеволода Бенингсена «ГенАцид». И была бы эта фантазия про «Государственную Единую Национальную Идею» очень смешна, если бы не была так грустна.
Деревню Большие Ущеры постигла тяжелая участь: и Валере – трактористу (Шамиль Хаматов), и Тане – продавщице (Елена Козина), и Агафье Громовой – самогонщице и начальнице местной почты (Светлана Коркошко), и даже таджику Мансуру (Рашид Незаметдинов) – всем и каждому в рамках эксперимента государственной важности, в целях спасения от истребления языка, на котором говаривал Пушкин, пришлось выучить наизусть по одному произведению классиков русской литературы. Под чутким контролем библиотекаря Пахомова (Илья Древнов) и милиционера Бузунько (Сергей Шеховцев) в декламации литературного наследия отличились даже пенсионер со стажем Дядя Миша (Владимир Суворов) и почтальонша Катя (Клавдия Коршунова). Получив суровое домашнее задание, деревня с большим чувством буквально отдалась литературе. И так близки проза с поэзией стали народу, что заговорил народ на великом и могучем цитатами. Та же Катерина с почтовой сумкой посылает в космос отрывок про Катюшу Маслову из «Воскресенья» Толстого, посвящая его ухажеру Мите (Евгений Павлов), бросившему ее, беременную, в поисках нечитанных глав «Очарованного странника» Лескова. Громиха – первая гранд-дама на деревне увидела жизнь свою в «Незнакомке» Блока. И так к слову приходится фраза, из уст видавшего виды Бузунько, – «в деревне даже выпить не с кем стало».
И зажила бы эта самая деревня в лучших традициях старосветских усадьб, да не связать разовым насилием человека и мировую культуру. Ближе к красному дню календаря – экзамену – возник побочный эффект от рассказа «Студент» у завсклада Сереги Серикова: зацепила парня мысль Антона Павловича Чехова – что «и пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Сериков покончит с собой, станет настоящей жертвой русской литературы. У исполнителя этой роли Дмитрия Смолева была на спектакле еще одна миссия – ему, уроженцу коми-пермяцкого села, пришлось обучать актеров языковым особенностям речи. И, несомненно, форма в спектакле «ГенАцид. Деревенский анекдот» работает на содержание. Сценография и костюмы Наны Абдрашитовой – сельский casual с китайского рынка, сдобренный литературными образами 19 века, дополнили собирательный образ российской глубинки. Оказывается, бал Наташи Ростовой вполне мог состояться при дресс-коде не из кринолинов, а из сумок для шопинга… Поэзия и проза русских классиков ненадолго и коряво, но вписалась в жизнь Больших Ущер, операция под названием «Государственная Единая Национальная Идея» оказалась лишь практической работой библиотекаря ради защиты диссертации – такое участие интеллигенции в судьбах простого люда, но дала повод заглянуть героям в книгу с запыленными корешками. В финале спектакля местная библиотека сгорит. И обрывки прозы с поэзией превратятся в золу. Ведь говорили Антон Чехов с Серегой Сериковым: «И пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Юлия Смолякова
Фотографии предоставлены театрами


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Международный музыкальный фестиваль в Ярославле

XIII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области артистический директор Юрий Башмет пройдет с 1 по 9 мая...

Средневековая музыка возвращается в Москву!

VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года. Многие сочинения...

Афиша выставок Москвы в апреле

Eclectic знакомит с выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует. «Космос наш!» Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Космос наш!» —...

Кинотеатр «Художественный» открывается после реконструкции

«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы, объект культурного наследия регионального значения, 9 апреля снова распахнет свои двери после семилетней реконструкции. Будет...

Классика гитары

В Москве завершился XV Юбилейный Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары».

Театр имени Пушкина поставил рекорд!

Спектакль «Оffис» прошел на самой высокой смотровой площадке Европы PANORAMA360, на высоте 327 метров.

Весенний бал авторских кукол

В Москве состоялось открытие уникальной выставки «Весенний Бал Авторских Кукол».

Бронзовый дебют B-Tuning в чемпионате России по зимнему треку

Следующий боевой выезд B-Tuning состоится 23 февраля - команда выступит в трековых гонках на Центральном московском ипподроме. 

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Международный музыкальный фестиваль в Ярославле

XIII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области артистический директор Юрий Башмет пройдет с 1 по 9 мая...

Средневековая музыка возвращается в Москву!

VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года. Многие сочинения...

Афиша выставок Москвы в апреле

Eclectic знакомит с выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует. «Космос наш!» Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Космос наш!» —...

Кинотеатр «Художественный» открывается после реконструкции

«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы, объект культурного наследия регионального значения, 9 апреля снова распахнет свои двери после семилетней реконструкции. Будет...

«Аллилуйя» Шедевры европейской духовной музыки

4 апреля в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла состоится большой праздничный концерт «Аллилуйя» Шедевры европейской духовной музыки. В этот...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/