После принятия закона «о мате» все задумались: а нужна ли нам нецензурная лексика в фильмах, спектаклях и книгах? У режиссера Валерии Гай Германики ответ однозначен – «Да и да». Ее провокационный фильм в стиле гранж получил Серебряного Георгия за лучшую режиссуру на церемонии награждения ММКФ-2014. В рамках фестиваля прошло несколько показов картины, билеты на которые раскупались молниеносно. Затем ленту обещали пустить в широкий прокат, но вмешалась цензура. И небезосновательно. Ведь история любви молодой учительницы и пьющего андеграунд-художника с лихвой насыщена элементами «социальной дистрибьюции». Гай Германика отказалась избавить фильм от запретной брани и призналась, что «лишение «Да и да» мата вырежет ножом мое сердце». Дальнейшая судьба картины о силе любви, «когда и в ад с закрытыми глазами» пока неизвестна. А мы предлагаем посмотреть, что происходило на кинофестивале и осталось за рамками основных обсуждений в СМИ. А затем, перешагнув границы реального времени, узнать, чем удивляла, покоряла и пугала великая Советская Россия своих зарубежных гостей.
По следам ММКФ. Забавные и забытые факты истории
Не все знают, но Московский Международный Кинофестиваль – один из старейших в мире. Создали его в 1935 году «в целях развития культурного обмена, взаимопонимания между народами и сотрудничества кинематографистов всего мира», — как писало одно советское издание. Тогда председателем жюри стал Сергей Эйзенштейн, а фильмом открытия – лента «Чапаев». Но в страшные годы Великой Отечественной Войны у страны не было ни сил, ни возможности организовывать фестиваль. Поэтому официальный отсчет его существования ведется с 1959 года. Тогда ММКФ возобновили и стали проводить, чередуя с кинофестивалем в Карловых Варах. И пусть обстановка в СССР была довольно суровой, а цензура жесткой, это не мешало забавным историям и романтическим приключениям периодически случаться даже на красной дорожке.
1961 – красавицы и платья. С Элизабет Тейлор и Джиной Лоллобриджидой был связан первый в истории нашего фестиваля модный конфуз. На прием в Кремле красавицы-актрисы пришли в абсолютно одинаковых платьях. Первой нашлась Лоллобриджида. Она со смехом поприветствовала Тейлор словами: «Привет, сестренка!». После чего актрисы намеренно держались весь вечер вместе, подчеркивая этим и свои платья, и отличное чувство юмора.
1963 – «Восемь с половиной». Одним из самых ярких стал третий Московский кинофестиваль, куда Федерико Феллини привез свой фильм «Восемь с половиной». Картина имела ошеломляющий успех у зрителей. А единственным человеком, который ничего не смог сказать после просмотра, был Никита Сергеевич Хрущев. Первый секретарь ЦК КПСС на показе… уснул. Не смотря на это, Феллини получил награду «За вклад в киноискусство». И, подняв приз высоко над головой, признался: « На разных фестивалях мира я получил всего 270 наград, но эта мне особенно дорога, потому что я получил ее в советской стране!».
1967 – французская колдунья и бард. Именно в кулуарах ММКФ зародилась одна из самых красивых и поэтичных историй любви. Здесь, в артистическом кафе, познакомились Марина Влади и Владимир Высоцкий. В Москву Влади приехала знаменитой «Колдуньей» и «Королевой пчел». Приехала получить заслуженные овации и зрительскую любовь. А полюбила сама. Внезапно, сильно и на всю жизнь.
1995 – строгий Ричард Гир. Жюри ММКФ в разные годы называли то политизированным и подвергали критике, то напротив – восхищались его непредвзятым эстетическим вкусом. Самой строгой и требовательной оказалась конкурсная комиссия под председательством Ричарда Гира. Впервые за всю историю Московского кинофестиваля главный приз – «Золотой Георгий» – не получил никто. Жюри сочло, что ни одна представленная на фестивале картина не достойна высшей награды. Смело, не правда ли?!
Три «почему» ММКФ-2014
Неприятно, но факт. Последний кинофестиваль многие называют едва ли не самым провальным за всю историю существования ММКФ. И, казалось бы, причина ясна. Да, к нам практически не приехали голливудские звезды. Да, под влиянием политических санкций, отменили показ множества заявленных зарубежных картин. Но разве это означает фиаско? Или все же дело в чем-то другом? Поговорив с гостями фестиваля, мы постарались найти ответ на самые частые «почему» 2014 года.
Почему на ММКФ так редко бывают представлены по-настоящему громкие российские фильмы?
«Да потому что их вообще практически нет. Это либо артхаусное кино, как у Андрея Звягинцева, либо комедии, которые делают ребята из Comedy Club» – Виктор Мережко.
Почему в ММКФ так редко участвуют мэтры?
«А почему именно они должны участвовать в фестивале? Если говорить о программе, то сейчас она интереснее, разнообразнее и полезнее. И многие корифеи киноиндустрии считают, что им в фестивалях уже нет смысла участвовать. Мэтры свое получили. А на фестивалях нужны новые имена. Так что кинофестиваль – дело и дорога молодых» – Владимир Хотиненко.
Почему искусство не остается вне политики?
А вот на этот вопрос, к сожалению, никто так и не смог ответить. Бернард Шоу называл подобные ситуации в своих пьесах «несостоявшимся вопросом, открытым к обсуждению».
Цитаты и мнения ММКФ-2014
«Политические безумцы не диктуют правила! Слава России, слава фестивалю, слава настоящему кино!» – Виктор Трофименко, режиссер фильма «Братья. Последняя исповедь», Украина.
«Санкции – не повод для грусти! И 75.000 русских зрителей – самое главное для фестиваля в столице России. Уже хватит смотреть в небо на чужие звезды. У нас есть великолепный повод обратиться к самим себе!» – Никита Михалков.
«Холод, дождь – это все ерунда. Мы мокнем, но не сдаемся! Красота ведь требует декольте. Тем более, что у любого артиста привычка оголяться уже в крови!» – Алиса Гребенщикова.
«Круто. Классно. Спасибо!» – Валерия Гай Германика, получая Серебряного Георгия за лучшую режиссуру, фильм «Да и да».
«Инна Чурикова – обычная рабочая обычного культурного учреждения Ленком. Дальше боюсь говорить, чтобы не впасть в истерический пафос!» – Марк Захаров, вручая Инне Чуриковой премию К.Станиславского «Верю».
«Мы создали новую коллекцию платьев специально для церемонии закрытия фестиваля. И были так увлечены работой, а потом начался футбол…в общем, не успели посмотреть ни одного фильма, увы! Придем обязательно в следующем году» – Вячеслав Зайцев, Вера Сотникова.
«Что-то я так жду, когда уже отниму у Глеба Панфилова золотую цепь председателя жюри. Есть в этом нечто от пушкинского Кощея, который над златом чахнет» – Никита Михалков.
«Пришло время фильмов не ради зрелищ, а для души. Вновь возвращаются традиции советского кинематографа, но только в новой, приближенной к современным реалиям вариации. Наверное, я успела в последний вагон популярности ситкомов, сыграв в сериале «Универ». Люди пресыщены комедиями, устали бездумно смеяться. Пришло время вспомнить историю. Поднять тему Первой мировой войны. Обратиться к нашим победам и поражениям, к героической русской душе! Наверное, отчасти об этом фильм «Батальон смерти»» – Мария Кожевникова.
«Для нашей творческой группы компании «Синематос» фестиваль был интересен благодаря документальной программе. Мы познакомились с американским кинорежиссером, создателем экспериментальных документальных фильмов Годфри Реджио. В этом году он представлял свою философскую работу «Посетители». В фильме нет ни единого слова. Реджио рассказал, что хотел показать, красоту и возможности тишины. Ведь лишь в абсолютном молчании человек способен увидеть многое. Даже сокровенное. Необыкновенно впечатляет и другая картина – «Соль земли» режиссеров Вима Вендерса и Джулиано Сальгадо. Фильм показывает творческий путь легендарного бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо. Его судьбу, совпавшую с трагическими страницами истории: войной, эмиграцией, голодом» – Тигран Матусян, генеральный директор компании «Синематос».
И подводя итоги всего вышесказанного, увиденного и услышанного, мне очень хочется надеяться. Надеяться на то, что спустя полвека один из актеров или режиссеров, представивших сегодня свою дебютную работу, выйдет на сцену ММКФ-2064. И зрители будут долго аплодировать ему стоя. Так, как в этом году аплодировали Алексею Баталову, а вместе с ним памяти Татьяны Самойловой и легендарному фильму «Летят журавли». Трогательной картине без провокаций и нецензурной лексики, заслужившей огромную народную любовь и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Но это уже совсем другая история…
Анастасия Недумова
Фото: secondstreet.ru, www.listal.com, forum.ladoshki.ch
Метка кино
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Изображая «Авиатора»
Знаменитый роман Евгения Водолазкина «Авиатор» для большого экрана адаптируют братья Пресняковы.
-
Константин Власенко: от детских миниатюр до киноролей
Молодой актер, родившийся в небольшом украинском поселке, покоряет американский шоу-бизнес.
-
Марина Штода: из московского театра на фестивали Лос-Анджелеса
В интервью нашему онлайн-журналу Eclectic актриса, продюсер и режиссер рассказывает о том, что Голливуд – не такая уж невозможная мечта для молодых, дерзких и, главное, талантливых.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.