театр

Stand-Up, леди & джентльмены!

ЭдинБурный успех Игоря Меерсона

Российский стендап-комик, участник телепроекта «Ленинградский Stand-up клуб» Игорь Меерсон вернулся на родину после участия в международном фестивале искусств Fringe в Эдинбурге. Он был единственным, кто представлял нашу страну в юмористическом жанре, – и сделал это блестяще: тридцать стендап-концертов на английском языке, полные залы улыбающихся лиц и четыре звезды из пяти возможных в ревю уважаемого британского comedy-издания.

Eclectic встретил звездного юмориста практически у трапа самолета и поговорил с ним о разрушении стереотипов, тонкостях юмора для иностранцев и перспективах развития стендапа в России.

Игорь, расскажите – как вы попали на международный фестиваль искусств Fringe?

Позволите для начала небольшую историческую справку? Эдинбургский фестиваль искусств проводится с 1947 года, это одно из самых ярких событий в мире культуры, объединяющее массу направлений: театр, балет, опера и другие. Fringe – фестиваль современной развлекательной индустрии – раньше был лишь небольшой его частью. Вдобавок к растущей популярности стендапа на Западе еще и экономически очень выгодно привозить на фестиваль больше комиков: один такой человек может целый час фокусировать на себе внимание и интерес публики не хуже балетной труппы и при этом ему не нужны костюмы, декорации, дорогостоящая аппаратура. Сейчас Fringe в какой-то степени даже подмял под себя Эдинбургский фестиваль, став значимой его частью.

Первый раз я приехал в Эдинбург год назад, на неделю и без цели участвовать в фестивале, потому что и человек я там был новый, и английский мой оставлял желать лучшего, – хотелось посмотреть выступления, завести знакомства с комиками и их промоутерами, чтобы наша компания Stand-Up Original могла привозить их в Россию. В Эдинбурге у меня действительно появилось большое количество новых друзей. Известный комик Дилан Моран, с которым мы познакомились еще в 2012 году, когда привозили его в Россию, предложил поучаствовать в импровизационном шоу, прошедшем очень удачно. После этого мне организовали несколько небольших выступлений в клубах, которые увидел основатель крупного концертного агентства Мик Перрин. Он-то и предложил через год приехать на Fringe в качестве участника.

Игорь МеерсонКакие впечатления у вас остались от выступления на Fringe?

Потрясающие! У меня были концерты каждый день, весь август. На английском языке. Для выступающего и пишущего человека это отличная школа. Я просыпался утром, пересматривал запись шоу, состоявшегося накануне, отмечал недочеты и думал, как их устранить. Вечером снова выходил на сцену перед новой публикой. И так в течение тридцати дней. К концу августа мое шоу сильно преобразилось. Честно говоря, это редкий случай,
когда я могу похвалить себя сам.

Насколько свободно вы чувствовали себя на сцене перед иностранцами?

Если зритель видит, что ты расслаблен и получаешь удовольствие от собственного выступления, он прощает тебе и ошибки в английском, и какие-то недосказанности в юморе. Я начал получать такое настоящее удовольствие где-то в середине августа, после моего единственного выходного. И все оставшиеся шоу был уже полностью уверен в себе.

Какие существуют нюансы при выступлении на иностранном языке перед иностранной публикой?

Скажем, довольно интересно раз-
венчивать стереотипы. Многие, приходя на концерт русского комика, предполагают увидеть огромного мужика в шапке-ушанке и послушать про медведей с балалайками. А на деле оказывается, что в России все совсем не так.

Какие перемены должны произойти, чтобы российский стендап вышел на международный уровень?

Игорь МеерсонСегодня у нас стендапом занимаются преимущественно люди, прошедшие школу КВН, – так называемое первое поколение. Они очень быстро соображают, мгновенно реагируют. Но их юмор весьма усредненный: в каком бы шоу ни выступали бывшие кавээнщики, структура шуток не меняется.

На смену этому поколению приходит второе – молодые, зачастую тщеславные люди, отрицающие все, что было до них. Им не нравится ни старый советский, ни новый российский юмор. Они смотрят только западный стенд-
ап и копируют его – но при этом никоим образом не выражают собственную индивидуальность. У них сложилась иллюзия, что, подражая кому-то, можно повторить чужой успех. Однако это, конечно, не так: залог признания любого комика – проявление яркой индивидуальности.

Поэтому я надеюсь, что скоро придет третье поколение, которое объединит в себе лучшее: возьмет индивидуалистичную искреннюю свободу зарубежного стендапа и одновременно будет очень тонко и точно использовать в шутках все возможности русского языка, который обладает немыслимой широтой и многогранностью. Вот тогда у нас появятся комики с потенциалом мировых звезд.

Но до этого, я думаю, еще лет пять придется подождать.

Может быть, в сознании зрителей тоже должно что-то измениться?

Нужно перестать ориентироваться на телик. Ведь в России так: если тебя нет в телевизоре, значит ты не существуешь. Это неправильно. За рубежом, например, количество достойных стендап-комиков сильно превышает количество мест в телевизионных программах. И они собирают полные залы, не засветившись на голубом экране. Там очень авторитетная пресса, которой верят и зрители, и промоутеры. Если комик получил в обзоре 4 или 5 звезд, на его шоу точно никогда не будет пустых мест. Когда подрастут те, кто ныне воспитывается на YouTube, значимость телевизора начнет падать и многие юмористы получат возможность себя проявить. А пока популярные в Интернете люди должны продолжать делать свои выступления и терпеливо ждать, когда их аудитория станет большинством и начнет покупать билеты на их концерты.

Вы продюсер и участник телепроекта «Ленинградский Stand-up клуб». Поддерживает ли проект молодые таланты?

Да, конечно. Мы открыты ко всем, у кого есть оригинальные, свежие идеи, готовы позвать их на нашу площадку. Находите нас в социальных сетях, присылайте свои видео или тексты. Мы часто ездим по стране, смотрим людей на опен-майках (open mike, open mic – «открытый микрофон». – Ред.). Молодые ребята должны ставить себе цель, стремиться к ней, постоянно обновлять репертуар и давать как можно больше выступлений в клубах родных городов.

Игорь, на вашу личность каким-то образом повлиял шоу-бизнес?

Мне кажется – нет. Вообще, об этом надо спрашивать не меня, а моих близких. Я видел, как людей меняет успех, причем в любой сфере деятельности. К сожалению, изменения почти всегда происходят в худшую сторону.

Иными словами, между Игорем Меерсоном на сцене и Игорем Меерсоном в жизни разницы нет?

Игорь Меерсон

Нет. В этом и заключается смысл стендапа. Мы немного гиперболизируем – это закон пребывания на сцене, – но остаемся собой.
Если я на выступлении буду так же тихо говорить, как сейчас, меня просто никто не станет слушать. Поэтому на сцене я – это я, это моя личность, но каждая ее грань немного преувеличена. Пожалуй, это самый эгоцентричный и самовлюбленный жанр.
Каждый стендап-актер, выходящий на сцену, уверен, что именно он интересен людям. Если ты так не думаешь, лучше сидеть дома.

Как в таком случае отличить настоящую популярность от ложной?

Ее надо здраво оценивать. Нельзя оголтело доверять своей популярности в Интернете.
Существует множество людей, у которых есть по несколько сотен или тысяч подписчиков в социальных сетях, которые ставят бесконечные лайки и оставляют простыни комментариев. И тебе уже кажется, что ты популярен. Только половина из них еще ходит в начальную школу, а другая половина живет за несколько тысяч километров и никогда не приедет на твой концерт.
К себе стоит относиться максимально критично. Если над твоими шутками смеются друзья, это не значит, что ты смешной.
Просто друзья тебя любят.

Вы являетесь сценаристом всех частей фильма «Ёлки». У вас возникало желание попробовать себя в качестве актера в кино или театре?

В театральной постановке – сыграл бы с удовольствием. Притом что, честно говоря, я не очень верю в свои актерские способности. У меня получается чувствовать настроение аудитории в зале. Мне интересен современный театр без этакого Карабаса-Барабаса в роли режиссера, который при каждом удобном случае будет тебя штрафовать, увольнять и расстреливать. Я вписался бы в тот проект, где есть место импровизации.

Когда вы поднимаетесь на сцену, в душе происходят какие-то изменения? Может, поворачивается потайной ключик или нажимается секретная кнопка?

Все комики находятся в поиске этой секретной кнопки. И я в том числе. Наверное, ее местонахождение знают те, кто собирает стадионы. А я пока еще в процессе.

Дмитрий Веселов

Фото: Роберт Каримов

 

 


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/