театр

«Эдип» Римаса Туминаса – современный спектакль на века

Академический театр имени Вахтангова закрыл театральный сезон премьерой Римаса Туминаса «Царь Эдип» по трагедии Софокла.

Академический театр имени Вахтангова закрыл театральный сезон премьерой Римаса Туминаса «Царь Эдип» по трагедии Софокла. Во время спектакля около здания театра на Старом Арбате артисты давали представление для публики. Концерт на свежем воздухе, по словам Римаса Туминаса, «альтернатива той уличной культуре, которая заполонила Арбат».

На спектакли Туминаса зрители покупают билеты за несколько месяцев вперед, и на финальном «Эдипе» свободных мест не было. Эта постановка отличается от всех работ Римаса Туминаса и от всех спектаклей по античной трагедии. Знаменитый театральный фотохудожник Михаил Гуттерман сказал: «Эдип» — мое самое большое удивление этого театрального сезона. Никогда не видел такую античную трагедию». Михаил Гуттерман прекрасно знаком с творчеством режиссера: он даже делает портреты гордого, скульптурного облика Римаса Туминаса, которые  экспонируются не только в Москве, но и за границей. Не так давно была выставка в Канаде.

«Эдип» — трагедия о сильном, гордом человеке, которому очень не повезло с самого рождения. Правда, об этом невезении он узнает в роковой час расплаты и озарения, но невезение не избавляет его от наказания за свои поступки.

Главная тема спектакля – рок, судьба, фатум, – у разных народов свои термины. В России, конечно, судьба-судьбинушка. У греков более лаконичное и беспощадное – рок. Спектакль «Царь Эдип» создавался на родине Софокла, в самом древнем амфитеатре мира «Эпидавре», и, разумеется, в нем сильный греческий след, который тянется с мифических  времен зарождения мира. Римас Туминас пригласил греческий хор, который выполняет в спектакле две миссии – роль народа, роль комментатора событий, а также создает атмосферу, многоголосье древнегреческой античности. Музыка в спектакле, без доли преувеличения, невероятно глубокая и красивая. Музыка Фаустаса Латенаса надолго остается в сознании зрителей. Она как бы входит в кровь на микроскопическом уровне.

Актеры играют как надо играть в трагедии Софокла в постановке Римаса Туминаса – на века. Слова режиссера во время репетиций в «Эпидавре»:  «Играйте для небес, играйте для звезд» звучали как никогда раньше убедительно. На московской премьере в ноябре 2016 года некоторых критиков смущал серьезный разрыв в возрасте Эдипа и Иокасты – Виктора Добронравова и Людмилы Максаковой. Не будем говорить банальных слов, что Людмила Васильевна – истинная царица и на сцене, и в жизни, и у больших артистов в театре нет возраста (кино – другое искусство). Главное в том, что Римас Туминас, распределяя роли, ставил спектакль с расчетом на будущие поколения зрителей. Сегодня мы понимаем, что возраст становится все более относительным понятием, особенно для любви. Не исключено, что будет изобретен рецепт вечной молодости, и тогда все будут молодыми, красивыми и желанными. Пожалуй, «Эдип» — самый современный и, возможно, преждевременный спектакль Туминаса. Он о том, что еще пока остается тайной, но, судя по ходу истории, очень скоро люди узнают, есть ли душа, другие жизни, перевоплощения или все это фантазии?  Человечество подходит к разгадке главной тайны – есть ли жизнь после смерти, встретимся ли мы еще со своими родными на небесах? Возможно, эта разгадка дорого обойдется миру, но истину утаить невозможно, — и об тоже этом спектакль «Царь Эдип».

Не все хотят, чтобы правда открылась. И далеко не всем нужны истины. Многие предпочитают жить в неведении, лжи. И если бы в царстве Эдипа – в Фивах, не наступил мор, то людям и не нужны были бы истины. Эдип продолжал бы царствовать, любить Иокасту, своих детей и, разумеется, народ…И его власть – законная как по рождению, так и по завоеванию. Только морального права у него нет ни царствовать, ни любить, ни спасать. Эдип – вне закона, вне совести, вне норм морали. Он – игрушка рока, страшное орудие судьбы. Проклятый сын Лая и Иокасты. Но Эдип предпочитает правду. Он ее ищет, находит и мужественно принимает всю трагедию своего рождения и ужасной жизни. Чувствуется, что Римас Туминас восхищается героем Софокла, его смелостью, бескомпромиссностью, но одновременно звучит современный мотив толерантности и смирения. «А что если бы Эдип уступил, остановился, ушел в сторону, промолчал?» Конечно, в древней Греции Эдип не был бы царем и героем, если бы так мыслил и действовал. Но мир изменился. Мир стал очень материальный и не такой пытливый, как в далеком прошлом. На этом контрасте века Софокла и века нынешнего Туминас ставит свой трагический спектакль. Красивый, страшный, сильный и при этом светлый. У Эдипа – две дочери… Одна из них – Антигона. Девочки в спектакле – это надежда. Девочки – будущее. Римас Туминас признался, что «долго не знал, как вывести на сцену дочерей Эдипа». Но у режиссера этого получилось, как всегда тонко, верно, нежно и величественно. Театральный критик Глеб Ситковский сказал о постановке Римаса Туминаса «Царь Эдип»: «Очень сильная режиссура. Чтобы ее осмыслить, необходимо время и, конечно, усилие души».

И дождаться следующего театрального сезона.

Анжелика Заозерская
Фото: Людмила Зарубинская, vakhtangov.ru

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Art Weekend в Cube.Moscow

В пространстве арт-платформы Cube.Moscow проходят 13 новых выставок современного искусства. В большом зале можно увидеть обновленную выставку «Кабинет галериста», которую...

«Территория. Иркутск» пройдет в июне

Фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск» пройдёт в Иркутске с 5 по 11 июня 2025 года. Это совместный проект Фонда развития культуры и современного...

Театр «МОСТ»: от мелодрамы до стендапа

В марте и апреле Театр «МОСТ» анонсирует подборку театральных историй в разных жанрах, вызывающих у зрителей особенный отклик, «эмоциональные мурашки»....

Галерея Artstory. Солнечные боги

В галерее ARTSTORY проходит выставка Саши Соколовой «Солнечные боги». Представлены две новые серии работ. В серии «Солнечные боги» автор обращается...

Катя IOWA откроет мальчику тайну

Необычные плакаты появились в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Новосибирске в самых проходимых местах на улицах, в парках и у станций метро.

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Art Weekend в Cube.Moscow

В пространстве арт-платформы Cube.Moscow проходят 13 новых выставок современного искусства. В большом зале можно увидеть обновленную выставку «Кабинет галериста», которую...

«Территория. Иркутск» пройдет в июне

Фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск» пройдёт в Иркутске с 5 по 11 июня 2025 года. Это совместный проект Фонда развития культуры и современного...

Театр «МОСТ»: от мелодрамы до стендапа

В марте и апреле Театр «МОСТ» анонсирует подборку театральных историй в разных жанрах, вызывающих у зрителей особенный отклик, «эмоциональные мурашки»....

Галерея Artstory. Солнечные боги

В галерее ARTSTORY проходит выставка Саши Соколовой «Солнечные боги». Представлены две новые серии работ. В серии «Солнечные боги» автор обращается...

В театре Пушкина состоялась «Сделка»

В афише театра Пушкина появился новый спектакль «Сделка» по мотивам трагикомедии Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» в постановке Игоря Теплова....

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/