О чем молчат куклы

Истории, рассказанные ECLECTIC Анной - будуарной шелковой куклой и другими уникальными игрушками

1С Анной мы познакомились недавно. Именно она стала моим проводником в сказочную страну, приоткрыла завесу, показав мир, который восхищает, привлекает и отталкивает одновременно. Здесь я увидела и поняла парадоксальное очарование уродства и пустоту совершенной красоты. О чем-то пришлось догадываться самой…

У Анны тонкие черты лица, внимательные голубые глаза и светлые волосы, всегда одинаково уложенные в аккуратную прическу. Она немного надменная и бесспорно умная. Аристократка, временами гостившая в императорском Александровском дворце. В холодном октябре 17‑го года ее дом был сожжен, а изысканные наряды втоптаны в грязь солдатскими сапогами. Сама Анна, спрятанная под грудой серых шинелей, эмигрировала в Америку. Возможно, ее возвращение на родину произошло бы еще в 1930‑е годы, но правительство СССР признало кукол буржуазным пережитком, дурной привычкой, которая подлежала если не уничтожению, то глубокому забвению.

Анна – будуарная шелковая кукла. Игрушка, созданная в Париже в начале XX столетия и отправленная к лучшим кутюрье Санкт-Петербурга. В столице по последнему слову моды для нее сшили великолепный гардероб – к сожалению, безвозвратно утраченный.
Сегодня российские коллекционеры по всему миру собирают аутентичные фарфоровые головки, ручки и остатки дорогих антикварных кружев, чтобы по старинным фотографиям и каталогам реконструировать императорских и дворянских кукол. Недавно удача улыбнулась Наталье Курочкиной: в рамках проекта воссоздания предметов Дома Романовых в Россию через аукцион вернулись Анна и ее сестра. Великолепно сохранившиеся игрушки пока очень одиноки. Но коллекционеры уверены: куклы, напоминающие нам об утерянной эпохе царской России, когда-нибудь (даже если на другом конце света) обязательно найдутся и возвратятся домой.
Здесь, в Музее авторских кукол, у любого персонажа неповторимая история. Грустная, смешная, трогательная или шокирующая. Но каждый из них вдохнул жизнь в маленького человечка с больным сердцем: цена любой куклы равна стоимости операции для одного умирающего ребенка.
Многое поведали куклы: глазами, выражением лица, языком жестов, говорящим молчанием и едва слышным шепотом. Наверное, сейчас вы недоверчиво улыбнетесь: игрушки не разговаривают. Возможно, мы просто об этом забыли? Куклы были нашими советчицами, подругами и спутницами долгое время. До тех пор, пока мы безвозвратно не покинули детство, плотно закрыв за собой тяжелую дверь. А вчерашние друзья остались у порога. И поверьте, они все еще ждут, когда мы вернемся…

Reborn: портрет немецкого младенца

Взяв на руки малышку – в Москву ее перевезли из неспокойной Украины – я, казалось, ощутила безмятежное дыхание и едва уловимый молочный запах детства. Исчезла, растворилась в далекой дымке Москва, музей и внимательные куклы, наблюдавшие за нами. Я баюкала дитя с безбрежно-синими глазами, светлыми ресницами и нежным пушком волос на голове. Глупо улыбаясь, бережно придерживала ручки с мягкой, как густая сметана, кожей и хрупкими пальчиками, на которых едва проступали ломкие ноготки. Спи, моя радость. Завтра будет новый день…

3Реборны появились в Германии много лет назад. Основателями этого направления стали сентиментальные родители, чьи дети взяли обыкновение слишком быстро вырастать. Сначала они превращались из невинных ангелочков в озорных школьников и угловатых подростков, а потом окончательно взрослели и покидали родное гнездо. Что же оставалось мамам и папам? Только неуловимые, неосязаемые воспоминания…

Тогда и решили сохранять в гипсе отпечатки миниатюрных ладошек и крохотных ножек новорожденных. А спустя десятилетия нашлись умельцы, научившиеся создавать безупречные кукольные копии младенцев.

Сегодня без реборнов не обходится ни одна выставка авторских игрушек. Очаровательные фарфоровые груднички – самые яркие представители опытных немецких кукольников.

Кедровая красавица: разрушая стереотипы

4При взгляде на стройную смуглую девушку, овеянную невесомым ароматом кедра, думаешь, что ее родина – жаркие Карибские острова. Или опьяненная молодым вином Греция. Наряд из полупрозрачных тканей и разноцветные бусы отсылают мысли еще дальше – к самобытным африканским племенам. «Грациозная танцовщица или дочь вождя?» – гадаю я. «Откуда же ты? Как оказалась в Москве?» – донимаю предполагаемую иностранку вопросами. Красавица насмешливо улыбается. Молчит. И отвечает неожиданно по-русски: «Из Сибири».

Сибирь… Государство в государстве. Уходящие в небо сосны и полноводные быстрые реки – именно так мы представляем себе край бесстрашных атаманов и героических походов. Воображение рисует картины дремучих лесов, мерещатся высокие сугробы, полноводные реки, огненные лисицы и пушистые соболя. И кажется, что даже все люди в Сибири похожи на Ермака Тимофеевича: сильные, крепкие, в длиннополых шубах и теплых шапках. Тем удивительнее видеть оголенные плечи и леопардовые ремешки, переплетающие загорелые ножки утонченной статуэтки из кедрового дерева…

Так искусный мастер, сибирячка Наталья Драгун изящно и бесповоротно разрушает существующие стереотипы и предлагает задуматься, как часто мы ошибаемся в том, что считаем абсолютно верным. И бесспорны ли наши непреложные истины?

От королевы до арлекина

6Вычурная пышность черно-красного наряда, кружевное жабо, яркие оранжевые кудри, оттеняющие белоснежную кожу. Бархатный шар – будто держава в левой руке. Королевская особа эпохи замысловатого барокко.… Но стоит присмотреться внимательнее, немного отвлечься от насыщенной игры цвета – и видишь несуразно большие помпоны на корсете и миниатюрных башмачках, а на лице – застывшую гримасу то ли глупости, то ли грусти. Платье с пышными фижмами не доходит до пола, оголяя ноги в цветных чулках. И венчает образ не остроконечная шляпа, а шутовской колпак придворного арлекина.

Эта яркая кукла приехала в Россию из Латвии. Большой дом ее создательницы напоминает уютный сказочный замок. А сама художница долгие годы увлекалась изготовлением костюмов разных эпох. Возможно, поэтому игрушки Владлены настолько убедительны и правдоподобны. Туристы съезжаются сюда, чтобы примерить точную копию средневекового платья, сфотографироваться в изящной карете ручной работы и полюбоваться невероятными куклами гостеприимной хозяйки.

После знакомства с латвийской гостьей мне вспомнились сказки о Щелкунчике и Халифе-аисте. Может быть, этот образ – тоже наказание? И теперь удел заколдованной принцессы – бесконечно долгое ожидание и спасительная надежда. На что? Не знаю. Но ясно одно: здесь, в благотворительном фонде, шанс искупить свою вину королеве-арлекину, безусловно, представится. В тот момент, когда прозвучит счастливый смех спасенного ею ребенка, злые чары непременно спадут…

Блеск и нищета Козетты

2В далеком XIX веке великий француз Виктор Гюго попытался оживить множество безнадежно закостенелых сердец. И рассказал на страницах своей книги трогательную историю маленькой сироты – шестилетней девочки с тяжелыми ведрами, полными ключевой воды. Хрупкую Козетту помнят и сегодня. Отрывок романа «Отверженные», посвященный ее жизни у Тенардье, современные дети читают в школе. И, как тысячи других до них, поражаясь контрасту бескрайней нищеты и кричащего блеска роскоши, учатся состраданию.

У фарфоровой Козетты история и предназначение не поменялись. Она по-прежнему просит людей быть чуточку добрее и милосерднее друг к другу…

Возвращение ангела

Вам когда-нибудь приходилось разговаривать с ангелами? Мне – нет. Не решилась я и в этот раз. Одухотворенность неземного лица и безмятежное спокойствие, какое бывает только у младенцев и небожителей, пугают осознанием собственного несовершенства. Поэтому поделюсь тем, что узнала об ангеле в музее.

5Долгое время каждый, кто приходил на выставку, увидев его, испытывал чувства, сходные с моими. И не осмеливался предложить неземной кукле свой дом. До тех пор, пока один известный коллекционер не рискнул приобрести необыкновенную статуэтку. На вырученные средства удалось совершить чудо – спасти безнадежно больного ребенка. Через несколько дней сотрудники музея получили посылку – ангел вернулся обратно. В сопутствующей записке не было подписи – только просьба: «Позвольте чуду совершиться вновь»…

Пугающие символы: memento mori

Есть на выставке и еще одно впечатляющее произведение искусства. Пройти мимо, не остановив на нем взгляд, невозможно. Уже от названия куклы по коже пробегает легкий холодок. Неудивительно – ведь человечеству свойственно избегать мыслей о смерти. Мы всячески пытаемся убедить себя если не в бесконечности, то в необозримой продолжительности своего земного пути. А здесь вдруг – «Помни о смерти».

Кукла-философ действительно немного пугает. Ее лицо безупречно красиво, но не выражает никаких эмоций. Оно выжидающе-сосредоточенно. Взгляд устремлен вдаль. Когда проходит первое оцепенение, замечаешь, что статуэтка насыщенна символами. Попробуем рассмотреть их более детально: песочные часы – скоротечность времени и жизни; книга со свечой – религия; обоюдоострый меч – образ высшей справедливости и правды: с его помощью отсекается все недостойное и бесплодное, «всякое дерево, не приносящее доброго плода»; роза – чистота и святость; человеческий череп – знак смерти и бренности всего сущего. Полагаю, мозаику символов в единую картину каждый сложит для себя сам…

Выжившая: от лица автора

Сначала мне очень хотелось поведать историю Выжившей своими словами. Но потом я поняла, что лучше Марины Бычковой, талантливой художницы, создавшей и пережившей с куклой каждое мгновение ее кукольной жизни, не расскажет никто.

«Этот трагический образ – дань тем женщинам, которые, несмотря на тяжелую болезнь, сохранили мужество и выжили всем смертям назло. Это также и дань тем, кто не смог победить… Должна признаться, что Выжившая – особая работа. Я ее сделала давно и поставила на полку. Уж слишком тяжелая тема. Каждый день смотрела на нее и думала: правильно ли я делаю, вторгаясь в мир людей, которые пережили весь этот ужас? Правильно ли награждать куклу такой судьбой? Казалось, кукла действительно пережила операцию и растерянно смотрит на меня – я не знаю, что мне делать с ней дальше, а она не знает, что ее ждет. Так день за днем, месяц за месяцем мы переглядывались, и вот я почувствовала, что она не просто готова выйти в мир – она радуется жизни, она полностью здорова, она победила!»

Карденчики: хрупкость мира

7Стоит ли говорить, что война – это бесконечно страшно? Война в любой момент готова уничтожить уютный дом, привычный уклад жизни, родной город, страну и нас самих. Именно война, как ничто другое, показывает, насколько хрупок и беззащитен мир.

Денис Шматов и Карина Буркацкая – супруги, талантливые авторы и – беженцы. Они создают кукол с доверчивыми детскими лицами, усыпанными веснушками.

Игрушки, в чьих жестах, взглядах, наклоне головы и смущенном румянце сквозит неподдельная трогательность. В их руках даже Шерлок Холмс с неизменной трубкой и в английском кепи выглядит растрепанным мальчишкой. Он пока только учится мастерству великого сыщика, но зато подкупает неиссякаемой энергией и юношеским задором.

Его сестренке мастера дали имя Аврора, или Пробуждение. Девочка в светлой шляпе поверх рыжих косичек восхищенно замерла, разглядывая алую бабочку у себя на руке. Кажется, сейчас она вздохнет, бабочка взмахнет крыльями и улетит. А до тех пор мы – счастливые наблюдатели остановленного мига абсолютной гармонии…

В куклах Карины и Дениса нет ни грамма враждебности или отголосков ужаса боевых действий. Они переполнены теплом и будто пронизаны солнечными лучами. Глядя на карденчиков, можно вспомнить строчки из стихотворения Маршака:

«Пишут друг другу дети:
 Мир всем народам на свете!
 Нам не нужна война!»

Несколько слов на прощание

К сожалению, за один раз невозможно рассказать истории всех моих новых друзей. Но я очень надеюсь, что скоро вы познакомитесь с ними сами. Главное верить, как в детстве, – и тогда доверчивая Белая Шапочка, грозные воители на тиграх, хрупкая Бабочка с бездонными глазами и гуттаперчевый Скорпион вновь откроют для вас дверь в удивительный мир кукол. Где уже вы, может быть, узнаете, о чем же так горько плачет Саломея…

Текст: Анастасия Недумова
Фотографии: Михаил Бучин


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/