В интервью ECLECTIC художник Владимир Любаров рассказал о своем творчестве в российской глубинке, о том, как родилась знаменитая Перемиловская серия работ, почему у его персонажей нос Коли Малышева, глаза Сани Инопланетянина, а пластика дяди Леши. Поделился тем, как используются его работы в некоторых клиниках для восстановления речи у пациентов, перенесших инсульт, а еще о том, как в одной женской колонии провели успешный арт-эксперимент по созданию мультфильма из его картин.
Интервью с художником Владимиром Любаровым было приурочено к открытию его выдающейся выставки в галерее ArtStory «Коля видит третьим глазом. Картины маслом отечественного производства». На вернисаже было не протолкнуться от ценителей таланта художника. среди которых было много известных людей: Юрий Рост, Юрий Норнштейн, Клара Новикова, Леонид Якубович, Андрей Смирнов и многие другие. Экспозиция подарила новую встречу с удивительными и яркими, ироничными и философскими работами художника, вызвала большой интерес, наполнила позитивом и просто подняла настроение.
В.Любаров, Коля видит третьим глазом, 2023
Владимир Семенович, почему вы, московский художник и иллюстратор, выбрали для своего творчества местом силы деревню Перемилово во Владимирской области?
Возможно, это деревня меня выбрала. Всё произошло как будто случайно. Мы с женой искали дачу, заблудились, и мой «Москвич» заглох где-то на безлюдной дороге рядом с указателем с надписью «Дер. Перемилово». Пришлось звать на подмогу деревенских. Местные мужички оказались веселыми, доброжелательными, хотя и не очень трезвыми. Но машину мне каким-то чудом починили. Мы заинтересовались этой деревней на горке. Пошли посмотреть. Навстречу нам шел человек с огромной морковью. Мы его и спросили: “А тут вообще-то можно домик купить?”. “Вон, на самой горке, – махнул он морковью, – Андрей продает”. Андрей оказался историком. Он построил свой первый в жизни дом – по книгам и журналам. Дом у него получился кривоватый-косоватый, но очень уютный. И стоял он на косогоре, уходящем прямо в речку. Из-за этого косогора никто этот дом и не покупал. А мы с женой прямо дар речи потеряли от его красоты… Ударили с Андреем по рукам, заплатили аванс, и отбыли в Москву.
Поначалу я воспринимал этот дом как дачу, мыслей переезжать в деревню не было и в помине. У меня всё было хорошо: я работал главным художником первого в России частного издательства «Текст». Неплохо зарабатывал, мы наконец-то стали издавать интересные книжки. Но… Деревня меня потихоньку затянула. Мне надо было достраивать дом, который оказался с сюрпризами. Я делил свое время между городом и деревней, деревня всё больше перевешивала – и в конце концов я вдруг понял, что мне хочется жить именно здесь. И главное – мне хочется рисовать. Рисовать своё… Ведь раньше я иллюстрировал книги. Хоть и великих писателей, но книги чужие, мысли чужие, душу чужую – не свою. А тут, пожалуй, впервые в жизни мне захотелось рисовать своё.
Семья художника. Внук, дочь, супруга
Как же родилась та Перемиловская серия работ с колоритными персонажами про жизнь российской глубинки?
Своеобразным переходным мостиком «между городом и деревней» стала для меня книга «Русские пословицы», проиллюстрировать которую мне заказало одно британское издательство. Я начал работать над ней в деревне – и тут всё сошлось: и моя давняя любовь к русскому лубку, и сама по себе русская тема, и деревня, и то, что персонажи пословиц ходили прямо у меня под окнами. Может, книга потому и имела успех, что я насквозь пропитался деревенским духом… Книга закончилась, а персонажи продолжали ходить не только у меня под окнами, но и в моем сознании. Они всё ходили и ходили туда-сюда, буянили, танцевали, пели, иногда выпивали, что греха таить, – все «требовали» быть нарисованными… Ну, я и пошел у них на поводу. Стал рисовать свою деревню, которая за 30 лет разрослась до целой Страны Перемилово.
В. С. Любаров, российский художник и график. Член Союза художников России. Окончил Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и Московский полиграфический институт, факультет художественного оформления печатной продукции.
Проиллюстрировал и оформил более 100 книг, среди авторов которых: Эрих Распе, Э.Т.А. Гофман, Вольтер, Жюль Верн, Эдгар По, Станислав Лем, Николай Гоголь, Аркадий и Борис Стругацкие. Работал главным художником в журнале «Химия и жизнь». Вместе с Аркадием Стругацким и группой писателей организовал издательство «Текст». Участник персональных и коллективных выставок в России, Германии, Швейцарии, Франции, Люксембурге. Картины Любарова, которые сам он называет «картинками», подразделяются на серии. Основной серией Любарова является «Деревня Перемилово», её первый цикл был закончен в 1995 году и включает в себя около 300 работ. Издал и оформил несколько книг своих рассказов. Картины художника хранятся во многих известных музеях России и за рубежом, а также в частных коллекциях. |
Перемилово у меня немножко сюррное – может быть, потому что мой взгляд горожанина на местное житие-бытие не совсем исчез, я не перестаю всей этой деревенской Вселенной удивляться. И она по-прежнему кажется мне слегка чудной, иногда дурной, а иногда и чудесной. Но в любом случае я уже в эту деревенскую Вселенную вписан, я здесь не чужак, не сторонний наблюдатель, и в полной мере сознаю, что внутреннее биение пульса деревни может понять только тот, кто в ней поживет. Вот я перекопал весь свой косогор – и деревня мне открылась. Мне было вполне интересно жить в Москве. Но жизнь в деревне оказалась интереснее.
Вполне возможно, что поначалу я воспринимал деревенскую жизнь тоже как книгу для иллюстрирования. Но это была совсем другая книга. Книга, которая вбирает в себя солнце, дождь, ветер, людей, и тебя самого. И да, я уже внутри этой книги. Книги про Страну Перемилово – реальную и фантастическую одновременно…
В.Любаров., Сережа-экстрасенс притягивает предметы, 2008
Тем не менее есть ли реальные прототипы у ваших образов?
Все образы на моих картинах – собирательные, портретов я не делаю. «Посиди в лучах заката, чтобы на тебя правильно падала тень»… – такого со мной ни разу не случалось. Натура мою фантазию даже ограничивает. А вот когда я насмотрюсь, наговорюсь, начувствуюсь, тогда у меня может что-то получиться… Да и вообще, это даже хорошо, что у моих персонажей нос Коли Малышева, глаза Сани Инопланетянина, пластика дяди Леши и так далее… Было бы портретное сходство, односельчане узнали бы на моих картинах себя – и не ровен час, побили бы художника…
Что вас вдохновляет на такое позитивное творчество?
Честно говоря, рисуя, я никогда не думаю над тем, получается у меня нечто позитивное или негативное. Да и, в принципе, я не слишком понимаю, что такое позитивное творчество. Мне понятно, что такое искреннее творчество, и – не искреннее творчество, на заказ, или когда человек делает то, что он хочет. Понимаю, когда художник поет песню, созревшую у него в душе, а позитивная она или нет… пусть оценивают другие. Мне важно, чтобы у меня получались образы, характеры, атмосфера, а «позитивность» моих картин – это субъективное ощущение зрителя…
Ну да, мне уже не раз рассказывали, что некоторые психотерапевты рекомендуют своим подопечным для улучшения настроения смотреть на мои картинки. Кое-где в клиниках реабилитологи показывают их инсультникам для восстановления речи…. В одной женской колонии, продвинутой, разумеется, в рамках арт-эксперимента, исследовавшего благотворное влияние искусства на исправление заключенных, для создания мультфильма из множества художников женщины-заключенные выбрали мою «Деревню Перемилово». Меня это очень тронуло, тем более что мультфильм у них получился отличный.
Конечно, мне важно, когда мои картинки выбирает народ. Потому что на картинках у меня этот самый народ и изображен. И если он находит мое творчество позитивным… так тому и быть. Хотя иной раз даже хочется сделать что-то «непозитивное»… Но не получается.
Погружалась в чудесный мир художника Людмила Зарубинская
Фото предоставлены Галереей ArtStory
Метка Владимир Любаров, галерея ARTSTORY, Интервью, художник
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Стихи и полотна
В театре «Русская песня» художники признаются в любви к Москве с помощью красок и стихов.
-
Ирина Терновская и «цветаевские» окна на ее картинах
Когда оказываешься среди картин этой художницы, все дурные эмоции исчезают, утверждает журналист Анжелика Заозерская.
-
Что снится осенней Москве?
В столице выбрали лучшего стрит-арт художника России и СНГ
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.