Кшиштоф Занусси. Три Встречи для одного портрета

Впечатления о встрече с одним из выдающихся режиссеров мирового кинематографа

1

Успешные творческие люди обычно чувствуют свою обязанность делиться опытом и знаниями. Если успех «миссионера» идет рука об руку со славой и известностью, то к такому человеку прислушиваются: снимается барьер подозрительности и недоверия, рождается заинтересованность публики. А еще лучше, если эта заинтересованность обоюдная. Мне посчастливилось почувствовать такую взаимную расположенность одного из выдающихся режиссеров мирового кинематографа.

Поводом и причиной для этого стала недельная командировка в Польшу. Будучи молодым ученым, я имел возможность обсудить проблемы политики, истории и культуры с представителями польской «шляхты». Из числа последней особенно выделялась фигура Кшиштофа Занусси. Его речь на конференции в варшавском Институте социальных исследований произвела на меня неизгладимое впечатление.

Лекция

2Занусси извинился, что он не настоящий профессор, а художник – профессор же лишь “in believing” (то есть «по вере»). Я имел личное разрешение обращаться к пану на русский лад: «Христофор Юрьевич», – чем активно пользовался, тщетно скрывая иронию. Облик пана напоминал героя кинофильмов 60–70‑х годов, как бы сошедшего с экрана. Энергичная английская речь с заметной долей актерства – то ускоряющаяся до непонятной русскому человеку быстроты, то внезапно обрывающаяся, – заставляла следить за мимикой рассказчика быстрым и живым взглядом. Слушая Занусси, я невольно вспоминал отрывок из его фильма «Императив», где молодой человек также горячо говорит о Боге. Со времени работы над фильмом прошло более 30 лет, а Христофор остался молодым…

Обращение кинорежиссера к нам было самое простое: «Что вы хотите? Что вы хотите в этой жизни? От этой жизни?..» Он часто поднимал и опускал руку. Этот жест, заметно приподнятые брови, слегка сжатые губы, легкая улыбка и раскрасневшиеся щеки (в его 75 лет!) воскресили в моей памяти образы католических проповедников, которых я встречал в Москве. Многолетнее замещение поста советника по культуре Ватикана оставило на его осанке профессиональный след. Напряженная умственная работа отображалась на задумчиво‑радостном лице, столь же непонятном для меня, как европейцу – русская грусть.
Думаю, что большой успех Занусси как преподавателя, помимо значительной роли в искусстве, зависит также и от приятного тембра голоса и шутливой манеры. Его голос – низкий, бархатный бас – напоминал советских дикторов Левитана и Ковеленова, создавая атмосферу свободы и интеллектуального парения. Как многие другие многоопытные ораторы, режиссер заканчивал любую мысль историей из своей жизни.

С глазу на глаз

3У пана Кшиштофа присутствует замечательная черта: он любит общаться с самыми разными людьми и использует для этого любую возможность. В Варшаве Занусси пригласил нас с друзьями погостить у него на даче, а если ему нужно было отправляться на какие-то светские мероприятия, то брал и нас. Так я оказался в «эскорте».

Отчетливо остаются в памяти в первую очередь события яркие и непродолжительные. Таким было мое личное общение с Занусси. О чем мог поговорить именитый режиссер с русским «внуком» во время поездки на автомобиле из предместья Варшавы? Да обо всем: сперва о наших общих впечатлениях от столицы, затем о своем личном – и, наконец, о вечном!

Осведомившись о моем посещении Музея Варшавского восстания (3 мая 1944 года), пан Кшиштоф с глубоким чувством сопричастности к войне упомянул, что он в полугодовалом возрасте был современником этого события. Его дед (основатель всемирно известной компании по производству бытовой техники Zanussi) являлся состоятельным человеком, но в опустошительное военное время это не играло никакой роли. В городе отсутствовало теплоснабжение, и младенец Кшиштоф своей жизнью был обязан обширной библиотеке деда. Из книг в квартире слагали костер, на котором грели воду для купания малыша. Как память о тех событиях, у кинорежиссера остался всего один том, который хранится как семейная реликвия.
4Помолчав, я перевел разговор в философское русло и выразил мнение, что даже в такие тяжелые времена христианство оставляет нам возможность счастья. Однако пан Кшиштоф отметил, что сам вопрос поставлен неправильно, поскольку счастье по определению невозможно в этой жизни, а значит и стремление к нему не может реализоваться. Режиссер коротко обозначил, что в мире присутствуют всевозможные беды: тяжелые болезни, терроризм, войны. Каждого человека, даже если он здоров и благополучен, окружают близкие ему люди, которые испытывают нужду или страдания: «Кто же сможет быть счастливым, видя все это?» Поэтому все, что он, Занусси, может сделать, – это дать людям надежду на получение счастья за порогом жизни.
В продолжение дискуссии пан Занусси привел интересную историю о восприятия счастья американцами и англичанами. В Штатах человек говорит, что он счастлив, когда пьет кока-колу – это минутное счастье, простое наслаждение. В Англии счастье – когда идет карьерный рост, все спокойно, человек сидит, раскинувшись на диване. С западными людьми вообще трудно говорить о счастье в религиозном понимании. Занусси вспомнил о том, как он и Андрей Тарковский вместе читали лекции о кинематографе в США. Однажды разговор зашел о счастье, и Тарковский спросил у публики: «А зачем вам счастье?» «Его тогда не поняли, – сказал Занусси, – но Тарковский был прав в религиозном смысле…»

Трофеи

Варшавский дом режиссера представляет собой одновременно оранжерею и музей старинной резной мебели. Пан Кшиштоф признался, что имеет комплекс холода, поэтому любит домашнюю зелень. На стенах красовались акварельные пейзажи и портрет самого режиссера. По соседству висели большие изображения бога «слоно-человека» Ганеши, привезенные из Индии. Практически всю нишу, расположенную по периметру просторной комнаты, занимали – по словам хозяина – «трофеи»: кубки и разные иные награды кинофестивалей. Занусси скромно пояснил, что так много наград у него только потому, что он уже стар…

5

Более всего маэстро привлекали острые темы столкновения религии и простых человеческих чувств. Пан Кшиштоф рассказал, что в работе над театральной постановкой о величайшем католическом святом Франциске Ассизском в библиотеке Ватикана он обнаружил моменты его биографии, которые не публикуются в официальных житиях. Они свидетельствуют о том, что Франциск являл собой горячую и мятущуюся личность. У него была возлюбленная, вдова, которая входила в число его 12 учеников и скрывалась под мужской одеждой. Он взял ее в монастырь и умер на ее руках. Это не было тайной для окружения Франциска. Сохранилось упоминание о его просьбе папе римскому разрешить женщинам поступать в мужские монастыри. Франциск признавал, что по силе веры человек может пренебрегать различиями пола. Папа, конечно же, отказал.
Наиболее известный фильм Занусси об осознании смерти как встречи с Богом – «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». Это картина о чувствах умирающего человека, перед которым стоит вопрос эвтаназии, о мятущейся душе молодого католика, который ищет замысел Бога в своей жизни и ради любви к девушке жертвует католическими представлениями о целомудрии.
…Всё так: режиссер живет в своих фильмах, и творения Занусси будут любимы многими поколениями. Но нельзя не быть благодарным судьбе за возможность прикоснуться к истории его интеллектуальных и духовных поисков лично.

Текст и фотографии: Михаил Козлов

На фотографиях:

1 — Костел в предместье Варшавы
2 — К. Занусси в институте SWPS
3 — Дом К. Занусси в предместье Варшавы
4 — М. Козлов в гостиной дома Занусси
5 — Слева направо: аспиранты МГИМО, К.Занусси, А.Зубов, Т.Зарицкий

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/