Музыка

Я вам пою, чего же боле…

В Ярославле завершился второй международный конкурс вокалистов имени Л.В. Собинова. Накануне грядущего 150-летия со дня рождения великого русского оперного певца Леонида Собинова.

В Ярославле завершился второй международный конкурс вокалистов имени Л.В. Собинова. Накануне грядущего 150-летия со дня рождения великого русского оперного певца Леонида Собинова,  Ярославская государственная филармония при поддержке департамента культуры Ярославской области, с 7 по 12 сентября проводила международный конкурс, в котором участвовали вокалисты из 13 стран Европы и Азии. Первый Международный конкурс вокалистов имени Л. В. Собинова в Ярославле прошел в июне 2018 года. В нём приняли участие 120 участников из России и из 13 стран мира.
Ярославль все больше стремится стать музыкальной столицей Золотого Кольца и России. Знаковые международные фестивали и конкурсы проходят в стенах государственной Ярославской филармонии им. Собинова. На протяжении всего года в ее афише много звездных имен и сложных, редко исполняемых  концертных произведений для взыскательной публики. Во многом репертуар определен смелостью и высоким профессионализмом главного дирижёра  Мурада Аннамамедова, заслуженного деятеля искусств РСФСР,  народного артиста России, который уже на протяжении 30 лет руководит академическим Губернаторским симфоническим оркестром Ярославской филармонии и обладает исключительной музыкальной культурой.

Проведение такого важного события и для Ярославля, и для российской культуры — II международного конкурса вокалистов, во многом состоялось, как благодаря слаженной работе всей команды филармонии, так и оркестру, который за неделю до финала форсированно должен был «прочитать» 62 оперных произведения (по два выбранных каждым из 31 отобранного участника). Учитывая то, что оркестр симфонический, а не театральный или оперный – это непростая задача. Сам главный дирижер вышел на замену заболевшему коллеге и возложил на свои плечи этот нелегкий труд. Оркестр репетировал с каждым из участников финала все конкурсные партии и старался максимально помочь снять волнение и представить себя в лучшей форме перед взыскательным международным жюри.

Из 350 участников, подавших заявку и приславших видеозаписи своих вокальных исполнений, до 2 тура конкурса было допущено 31 человек. Очное прослушивание в Ярославле, с приглашенными концертмейстерами, длилось 2 дня, во время которых каждый конкурсант должен был исполнить для жюри по четыре вокальных партии.

В состав международного жюри вошли выдающиеся зарубежные и российские оперные певцы, представители театров и агентств, работающих с вокалистами: наставница молодых певцов в лондонском королевском театре «Ковен Гарден» Нелли Миричою (Великобритания), президент Германо-Российской культурно-образовательной академии Кёльна, профессор, заслуженный артист России Рубен Лисициан (Германия-Россия); директор направления Artist Management оперного агентства «TACT International Art Management» Алекс Григорев (Нидерланды); кастинг-директор оперной труппы Большого театра России Ольга Капанина (по причине болезни не смогла приехать, но отсматривала участников он-лайн). Возглавил жюри солист «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке, профессор вокального искусства в университете Лос-Анджелеса Владимир Чернов (Россия-США-Австрия).

В финал конкурса было отобрано 12 участников — на два человека больше, чем планировалось. «Слишком высок был уровень конкурсантов»,- как отметили все члены жюри. Были среди них и те, кто завоёвывал престижные награды на других международных конкурсах и те, кто участвовал впервые. Возраст конкурсантов был определен до 33 лет.

Для тех, кто не прошел в финал, жюри сделало отдельный подарок в виде своих открытых мастер-классов. Финалисты, сидя в зале, тихо завидовали тем, кто на сцене занимался со звездами и коучами мирового уровня. Владимир Чернов, Нелли Миричою и Рубен Лисициан щедро делились с молодыми талантами своими секретами профессии, стараясь максимально поработать с каждым конкурсантом в отведенные полчаса, указав на особенности звучания, дыхания и работы с анатомией своего голосового «инструмента». Мастер-классы длились более четырех часов.

В финале конкурса на сцене Ярославской филармонии участники должны были исполнить по 2 произведения из русского и зарубежного классического оперного репертуара. Среди них явно превалировало мужское большинство теноров и баритонов. Финалисты были из разных уголков России и стран ближнего зарубежья: Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Армения.

Финал длился почти 4 часа, и после долгого и непростого обсуждения жюри вынесло свое решение. Гран-при не присуждать. Слишком равны были участники в своих голосовых и артистических возможностях. Лауреатами конкурса стали: 3 премию поделили Ершов Александр (баритон, Ярославль) и Садухасов Дамир (тенор, Казахстан); второй премии удостоились Лисиин Максим (баритон, Москва) и Чеблыков Дмитрий (баритон, Москва). Жюри отметило его артистизм и высокое исполнительское мастерство конкурсных  произведений: П. Чайковского речитатив и баллада Томского из оперы «Пиковая дама» и Ж. Бизе куплеты торреодора из оперы «Кармен» специальным призом Большого театра. Его выступление в конкурсной программе, пожалуй, было самым ярким и сорвавшим множество оваций и криков «браво».

Чеблыков Дмитрий (баритон, Москва)

Лауреатом первой премии стала единственная девушка среди отобранных жюри победителей, Цыганкова Софья (сопрано, Москва), которая исполнила В. Беллини речитатив и романс Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки» и арию Марфы из оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Жюри и главный дирижер ЯГСО отметили ее музыкальную культуру исполнения и точность в передаче образа.
Первую премию также получил Токмаков Дмитрий (тенор, Беларусь), который исполнил на конкурсе плач Федерико из оперы  «Арлезианка» Ф.Чилеа и арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», П. Чайковского, и был отмечен жюри «За лучшее исполнение арии из репертуара Л.В. Собинова».

Токмаков Дмитрий (тенор, Беларусь)

Специальный приз «Надежда» вручили самому молодому участнику финала — Хайдарову Жасурбеку (бас, Узбекистан).
Приз «За лучшее исполнение русской арии иностранным участником» — получила Егиазарян Элен.
Специальным призом от главного дирижёра Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра М. Аннамамедова были отмечены шестеро финалистов.

Мне провидчески удалось угадать победительницу (тогда еще просто финалистку), и в перерыве, пока жюри совещалось, я взяла у нее небольшое интервью в гримерке. Она понравилась мне на сцене и точной передачей образа, и музыкальностью, и утонченными манерами, интеллигентностью исполнения и высокой певческой культурой и чистотой. 

Цыганкова Софья (сопрано, Москва)

Евгения Стрига: Софья, скажите, сложно ли было дойти до финала?

Софья Цыганкова: Наверное психологически, да. Но я не думала о сложностях, а думала о тех произведениях, которые надо будет спеть с оркестром, в случае, если пройду в третий тур. Сложно было в исполнении подряд разнохарактерных произведений и в умении концентрироваться на образе и переключаться на другой. Вообще, я получила большое удовольствие от участия в таком конкурсе и очень рада.

ЕС: Какие возможности Ярославская филармония вам предоставляла для подготовки к конкурсу?

СЦ: Были классы, инструменты, возможность репетировать с концертмейстером и с оркестром. Все необходимые условия были созданы.

ЕС: Вам понравилось участвовать в конкурсе?

СЦ: У меня не было особых ожиданий. Я приехала и мне все понравилось. Возможность поучаствовать в таком конкурсе после пандемии и такой серьезный состав жюри, и я подумала, что это хороший шанс для меня, подала заявку и прошла.

ЕС: А до этого участвовали в конкурсах?

СЦ: В конкурске Галины Писаренко в Нижнем Новгороде в 2019г, когда была совсе юной участвовала в конкурсе Елены Образцовой.

ЕС: Вы довольны собой, своими результатами в конкурсе?

СЦ: Я получила большое удовольствие от выступления на сцене филармонии с таким замечательным оркестром и маэстро. Исполнилась моя мечта спеть эти произведения со сцены на публику. В этом году я окончила Гнесинку и сейчас в магистратуре на  1 курсе. Хотела бы петь в театре, заниматься пением, мне это по душе.

ЕС: Вас не расстроит результат, если вы не попадете в тройку лауреатов?

СЦ: Абсолютно нет, я уже чувствую себя прекрасно и полюбила Ярославль за то время, что нахожусь здесь. Это такой опыт. Мне очень понравились мастер-классы , которые проводило жюри для тех, кто не попал в финал. У каждого своя методика. Я все записывала.

ЕС: Считаете ли вы, что конкурс это ступенька к следующим победам?

СЦ: Конечно, это такое испытание на прочность и в плане психики, и в плане умения мобилизовать все свои силы и работать с репертуаром, показать себя и выступать на сцене с такими прекрасными коллегами.

ЕС: Чувствовали ли вы конкуренцию между собой?

СЦ: Нет. Все были сосредоточены на работе с репертуаром. И все доброжелательны. Важно правильно выбрать конкурс, потом репертуар для программы, рассчитать свои силы  и тогда от участия ты получишь удовольствие.

ЕС: Приятно было с вами пообщаться и желаю вам успехов! 

После вручения дипломов, я вновь подошла к Софье, уже как к одной из победителей и задала вопрос.

ЕС: Софья, как вы чувствуете себя теперь уже в роли победительницы?

СЦ: Мне очень хорошо, я рада здесь находиться вместе с коллегами. Я, честно, не ожидала, абсолютно.
ЕС: ну теперь то уж точно станете делать карьеру оперной певицы?

СЦ: Да-да, уверена.

ЕС: Поздравляю вас и спасибо за ваш труд и  то удовольствие , которое вы доставили нам своим пением сегодня.

Конкурс завершился, и финалисты, и те, кто не дошел до 3 тура, получили возможность быть увиденными и услышанными жюри, получили советы по мастерству и приглашения в театры и агентства.

Россия сегодня имеет хорошую школу для обучения оперному искусству, и наши молодые таланты покоряют известные иностранные театры, составляя большую конкуренцию качеством и количеством. Во всех труппах мира работают российские оперные певцы. Чем больше у нас будет таких международных вокальных конкурсов, тем больше возможностей смогут открывать для себя участники, тем выше будет музыкальная исполнительская культура и уровень профессионализма певцов. Следующий вокальный конкурс им Л.В. Собинова состоится через два года. Будем ждать новых удивительных открытий.


P. S. В следующих материалах о конкурсе вы сможете прочитать интервью членов жюри на темы конкуренции на оперных подмостках, об академизме и «отсебятине» в исполнении известных произведений, о том, какими качествами должен обладать певец сегодня, чтобы состояться в профессии и что мешает «нашим» больше присутствовать на сценах мировых оперных театров.


Евгения Стрига
Фото автора и пресс-службы конкурса

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/