Соль

«Знаю, для чего живу»

Фолк-рок-исполнительница, бессменный судья трех сезонов шоу

Каждый, кто смотрит телевизор или слушает радио, уже давно понял, что в певице Пелагее совсем нет звездности, статусного кокетства и жеманства, нет защиты, стены, четко очерченных границ личного пространства, за которые нельзя ступать собеседнику. Доверие и смелость, на мой взгляд, совсем не характерные качества для многих современных людей, ей присущи в полной мере. И все равно, это отчего-то обескураживает… Впрочем, фолк-рок-исполнительница, которая, не смотря на молодость, уже лет 20 выступает лицом к лицу перед публикой, не зная, что такое фонограмма, все же попыталась в интервью Eclectic оспорить некоторые очевидные факты….

Пелагея-1-бПелагея, со стороны кажется, что вы очень отважный человек, раскованная, смелая певица, не боящаяся экспериментов и возможных творческих неудач. Это верное представление?

Вообще, нет. Я – неуверенная в себе и очень сомневающаяся. Особенно, если речь идет обо мне, как о драматической актрисе, не смотря на красный диплом ГИТИСа. Я могу, и это дается мне с кровью и потом, играть на сцене в контексте песни. Например, были у меня пробы на один фильм. Я посмотрела эти кадры и впала в шок. Потом была картина «Есенин», которую увидела вся страна. В главной роли – прекрасный Сергей Безруков. А я там – тихий ужас! (Смеется). И тогда поняла, что драматическая игра – это абсолютно не мое. Поэтому выступаю на сцене в жанре, который можно определить, как музыкальная психодрама. Все переживания я сублимирую в песенное творчество. При этом очень трепетно отношусь к той энергии, которую артист транслирует со сцены. И понимаю – какая это большая ответственность. Это одна из миссий, которую исполнитель должен чувствовать в себе. Потому что выплескивать эмоции на несчастных зрителей, пришедших отвлечься от своих проблем, – это неправильно. Другое дело – переработать в себе накопленные переживания и выдать их очищенными, прошедшими процесс фильтрации. Так я помогаю публике ощутить свой

катарсис, чувствуя то же самое. Поэтому совершенно невозможно спать на гастролях! Столько информации принимаешь на себя, столько отдаешь взамен, что после концерта очень трудно уместить это в себе. Видимо, пока мне не удается соблюсти баланс (смеется).

Откуда у вас такая верная любовь к русской песне? Почему вам как вокалистке хочется исполнять то, чем заслушивались наши предки, а не то, что, например, в моде у нынешней молодежи?

Этническая музыка вызывает у меня эмоции и на сцене, и в жизни. Какие-то инстинкты просыпаются именно во время исполнения русской народной песни. Другая музыка такое не пробуждает. Видимо, я действительно принадлежу к тем людям, кто тонко чувствует свои корни, умеет эту свою принадлежность понятно выразить для себя и окружающих.

Русская песенная традиция, наш фольклор, и составляет платформу творчества группы «ПЕЛАГЕЯ». И слово «русский» основополагающее. Мы подчеркиваем, что нам интересна отечественная культура, хочется понять, почему мы такие, какие есть, почему живем с подобным отношением к соседям, ближним и дальним. То, что мы делаем, все равно недостаточно для того, чтобы выразить все, что нам хочется сказать. Поэтому и невозможно с точностью ответить на вопрос: «какой он, наш зритель?» Люди, приходящие на наши концерты, очень разные. Разнятся их интересы, возраст, опыт. Но что-то общее они все же находят на выступлениях группы «ПЕЛАГЕЯ». Притом, что у меня, например, никогда не было задачи всем понравиться. Просто хотелось быть услышанной. И мне, конечно, радостно видеть, что с годами количество поклонников, которые проявляют интерес к нашему коллективу, стало запредельным.

А то, что вам инстинктивно хочется петь песни из русского фольклора, – это следствие воспитания?

Пелагея-2-бКак бы это пафосно ни звучало, воспитание в вопросе любви к Родине – очень важно. Это чувство во мне живет, и я очень рада, что могу его испытывать. И жаль, что некоторые из моих друзей лишены возможности любить, уважать, ценить свою страну, не находят в этом очевидные плюсы. И мне кажется, они гораздо несчастнее, чем я. Вообще, способность находить в простых вещах прекрасные, светлые моменты – это очень важно, и нельзя ни в коем случае это терять… У нас дома всегда звучала народная музыка. Исполняли ее мои близкие – бабушка, дедушка и мама. Когда они втроем начинали петь на голоса чудесные русские песни – это была магия! Я понимала, что сейчас между ними тремя что-то происходит, они создают нечто волшебное, некую энергетическую атмосферу.И мне так хотелось в нее попасть. Поэтому выход у меня был только один – научиться петь (смеется). Почва была благодатной, и мой приемничек был настроен тонко. Но это не значит, что кроме народной музыки я не слышала ничего. У меня всегда была возможность сравнить музыку, впитывая классику, джаз и рок. И еще очень нравилось заниматься звукоизвлечением, создающим такие вибрации, которые помогают войти в определенное состояние, похожее на транс или камлание. Это удается испытать во время исполнения фольклорных песен. Причем, чем стариннее вещь, чем она аутентичнее, тем больше я ее чувствую. В принципе, хороший артист должен уметь войти в правильный контакт с любым материалом. Может, я еще не достаточно опытная певица, потому что все-таки больше интуичу на сцене. Но если меня прет, то прет! (Смеется)

И это происходит на каждом концерте?

Обязательно! Иначе невозможно. Я же артистка, певица! Публика приходит ко мне на концерт с определенным ожиданиями, надеждами, вопросами. А если меня саму не вставит, не тронет, то окружающих так же. Классно, когда не надо себя искусственно разгонять, когда во время выступления удается построить драматургию от начала до конца и саму себя ввести в правильное состояние так, чтобы и слушателей повести за собой в это путешествие. В подавляющем большинстве случаев это получается, но, конечно, есть нюанс – в нашей стране культура поведения на концертах молодая совсем. Люди стесняются выражать свои мысли и чувства. Тем более, приходится петь в основном «в сидячих» залах – театрах, ДК. Зрители, может, и не кричат, приветствуя меня между песнями, но я чувствую огромное количество энергии, мощнейший отклик от каждого. И понимаю: это потому, что мы работаем с таким сложным, наполненным мыслью материалом.

Вы с четырех лет на сцене. Подозреваю, что рядом с вами периодически находились коллеги, старшие товарищи, которые подсказывали, как надо себя вести, что петь, чтобы стать супер-звездой. Неверные карьерные решения или случайные, проходные песни в вашей творческой биографии имели место?

Чтобы я жалела о чем-то — такого не было. Но однажды для большого театрализованного мероприятия я должна была спеть довольно известную песню. Я плохо ее исполнила, потому что не прочувствовала… А вообще, всю жизнь сталкиваюсь с огромным количеством мнений. Периодически поднималась тема: «Слушай, у тебя такой классный голос! Почему ты нормальную музыку не поешь? Давай уже что-нибудь модненькое выдай!»

Или дуэтик какой-нибудь запиши…

Да! Я сначала все всем объясняла. Потом у меня был период, когда я отторгала и предложения, и критику, обижалась и говорила на все это: «Куда вы лезете, ребята? Неужели не видите, что мне хорошо именно так? Правда позже, те же мои друзья после концерта говорили: «Ну да, в этом, конечно, что-то есть» (смеется). А вообще, мне самой никогда не хотелось уйти от русской народной песни, никогда не было в ней скучно. Там столько всего, чего я еще не умею, и чему хотелось бы научиться, и что хотелось бы почувствовать.

А есть ли такой музыкальный материал, который вы откладываете «на потом», потому что чувствуете – необходимо набраться жизненного опыта, технических навыков, чтобы донести его до зрителей?

Пелагея-3-бВ новую программу «Вишневый сад» включено некоторое количество романсов разных периодов времени и жанров в нашем прочтении и аранжировках. Один из них — на на стихи Иосифа Бродского, называется он по первой строчке «Пролитую слезу из будущего принесу». Это очень красивый романс, я очень хочу его спеть, но волнуюсь. Все время слушаю это, плачу, начинаю размышлять, как петь. Этот жанр требует абсолютной правды исполнения, здесь невозможна фальшь! И я чувствую, что с этой программой вышла на другой, новый уровень ощущения себя на сцене в качестве драматической артистки. Учусь избегать физических, ментальных и эмоциональных штампов, повторов при плотном концертном графике – 30 сольных концертов за 2,5 месяца. В результате я натренировала себя до 
такой степени, что каждый раз дохожу до пика эмоций по-разному, на разных романсах. У меня масса возможностей пробовать, искать себя – я очень везучий и счастливый человек, потому что знаю и всегда знала, для чего живу.

А для чего вы живете, Пелагея?

Я – проводник. Это не моя заслуга, так получилось. С раннего детства я это понимала, осознавала. Потом просто как-то сформулировала для себя. Я общаюсь с людьми, помогаю им, как могу. Но я не филантроп, не самый добрый человек на свете. Но, тем не менее, моя глобальная задача – нести что-то хорошее, доброе. У меня получается выхватывать это, быть благодарной и делиться. И на сцене, и в жизни. Я, например, не стесняюсь говорить комплименты окружающим. И они так удивляются всегда. Не понимаю, почему? Мне кажется, чем больше мы генерируем вокруг себя позитивные эмоции, тем правильнее понимаем смысл своей жизни. Группа «ПЕЛАГЕЯ», частью которой я являюсь, несет ознакомительную миссию — обращать в свою веру – в фольклор, традиции, культуру нашей страны еще больше людей. Классно, когда ты занимаешься хорошим делом, и тебе за него не стыдно!

Вам предстоит отыграть и спеть концерт в Юрмале, ставший ежегодным. Кто приходит на ваши концерты там, кого обращаете «в свою веру»?

Пелагея-4-бПоездка в Юрмалу стала первым заграничным сольным концертом. Было это 8 лет тому назад. Там проходят особенные концерты, в Юрмале совершенно удивительный зал. Мы стараемся приехать туда на несколько дней, чтобы сначала войти в определенное юрмальское состояние, замедлить темп, а потом…. Мне будет интересно увидеть реакцию латвийской публики на романсы из «Вишневого сада». И будет непросто, так как люди там чувствуют все это по-своему. Мы часто выступаем за рубежом, но программу не меняем. Состав публики на таких концертах иной, чем в России – определенный процент зрителей, безусловно, экспаты, эмигранты — ну, в общем, наши. Но приходят и коренные жители, которых цепляет эклектика, компиляция культурных традиций и современное звучание. К слову, несмотря на то, что в первую очередь меня волнует музыка моего народа и моих предков, мы делаем разные этнические программы и композиции, в которых соединяем этническую музыку разных народов. К примеру, у нас есть русская песня, которую мы соединили с алжирской. Эклектика — это здорово! Она — везде: в музыке, в архитектуре, в искусстве, в книгах, в одежде. В эклектике — правильный такой космополитизм. Мне очень близка мысль, что мы должны быть людьми мира. Думаю, люди, которые приходят на концерт в Латвии, в Юрмале, идут как раз за этим – за дружбой, за добром, за эмоциями, за чем-то общим для всех.

Пелагея — певица, которая знает, что и зачем поет, ценит музыкальные традиции и человеческую дружбу…. Мне показалось, что вы пребываете в гармонии с собой и внешним миром. Но все ли вам хватает для полного счастья?

Мне не хватает семьи и детей. Глобально, это тот задел, который пока у меня пуст. Но может быть, для того, чтобы к этому прийти, нужно созреть и даже развестись? (Смеется) Чтобы мне перестали говорить, как раньше: «Деточка, какие тебе романсы, ты же не знаешь, что такое любовь!» Вот, видимо, для того, чтобы я созрела, мне дано время, а своей семьи пока не дано. Когда наберусь опыта, спокойствия внутреннего, которыми бы могла поделиться с новыми людьми и вложить в них мудрость вселенной, тогда, значит, и будет мне счастье! (Смеется)

Беседовала Юлия Смолякова
Фотографии Алексея Лерера и из личного архива Пелагеи

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/