театр

Черный юмор «Макбета» в «Глобусе» на Сретенке

В театре «Школа Драматического Искусства» премьера – «Макбет» по пьесе Шекспира.

Руководитель творческой Лаборатории Александр Огарев в своем начинании пошел по самому сложному пути, взяв «проклятую пьесу» с длинным списком жертв, связанных с постановками «Макбета».

Первый исполнитель роли леди Макбет  — подросток (в театре Шекспира все роли играли мужчины) вскоре после премьеры умер. Сколько несчастий происходило с «макбетами», история умалчивает. Как невозможно посчитать всех трупов в самой трагедии (ибо помимо жертв кровожадной семейной пары было много смертей в результате войн, которые вели генералы и рыцари), так и невозможно перечислить актеров, с которыми происходили ЧП на репетициях или спектаклях. Хотя самый знаменитый исполнитель роли Макбета — сэр Лоуренс Оливье обошелся без жертвоприношений в период «Макбета», но экранизировать  пьесу ему не удалось. Якобы из-за финансовых проблем.

Невольно вспоминается сэр Оливье, потому что в постановке Александра Огарева есть много моментов и сцен из его нереализованного сценария фильма  «Макбет». Невероятно, но в 2013 году преподаватель Дженифер Барнс обнаружила в Британской библиотеке  сценарий Оливье, и об этом писали многие газеты, включая российские.  Сам Лоуренс Оливье хотел сыграть не только Макбета, но и главную ведьму Гекату. Согласно сценарию Оливье  происходит трансформация Макбета в Гекату. И сэр Оливье задумал  фантастически  зрелищный бой Макбета с Макдафом.

Александр Огарев несыгранную роль Оливье — ведьмы Гекаты отдал своей  жене, ведущей актрисе театра,  Александрине  Мерецкой. Ее героиня — дьяволица с мужскими повадками, металлическим голосом и лысой головой. Нечто среднее между Макбетом  (актер Илья Козин) и Гекатой. Ее Геката — преподает трем другим ведьмам Джульетте, Офелии и Дездемоне науку колдовства и жизни. Ядерная смесь ведьмы-мужчины, ведьмы-педагога и перевоплощения Макбета, — в спектакле Огарева выглядит сногсшибательно. Местами — смешно до чертиков, а местами — жутко до обморока. Что касается превращения несчастных безвременно умерших героинь Шекспира, которые вряд ли заслужили загробной доли ведьм, так зачем все принимать буквально? За тысячелетнюю истории Англии и еще более древнюю историю Италии столько было Джульетт, Дездемон и Офелий, и, даст Бог, еще будет! Да и несправедливо  поступил Шекспир, не дав ведьмам имен. Впрочем, если бы Шекспир нарушил законы загробного мира, то это бы очень не понравилась королю Якову Первому — автору труда «Демонология», в котором  расписаны все иерархии демонов и ведьм, и главному зрителю его пьесы на сцене «Глобуса» — «Макбета». По одной из легенд рыцарь Банко (Игорь Лесов) — из рода Стюартов…а значит, дальний предок короля Англии и Шотландии Якова Первого. Третья ведьма напророчили Банко: «Ты не король, но королей родишь». В отличие от Макбета Банко не боится предсказаний ведьм и  не воспринимает из серьезно. Он — выше суеверий… Он — истинный Рыцарь, основатель династии, которая правила Англией больше 100 лет.

Александр Огарев так увлекательно, любопытно, остроумно и, конечно, современно изложил трагедию Шекспира, что хочется побольше узнать об истории и традициях Шотландии,  разобраться с  царством ведьм (это целая наука — особенно в Англии и в Шотландии, где была лютая инквизиция). По большому счету,  сегодня вся картина мира,  человеческих пороков и страстей, как и во времена Макбета и  Шекспира. Ведьмы и экстрасенсы не выходят из пещер или гробов, как в спектакле Огарева, а промышляют в социальных сетях, мороча людям головы. В спектакле психологически тонко показано — если бы Макбет не был зависим от чужого мнения, не попадал под влияние женщин, включая свою жену- ведьму и других ведьм, если бы не дал волю своим низменным чувствам и желаниям, пойдя по ложному пути Сверхчеловека (в спектакле используются тексты Ницше), то вряд ли бы он стал так называемым «серийным убийцей» (вместо кинжала в спектакле использует бензопила). Огарев дает нам возможность увидеть нынешнего Макбета. Кто он? Например, «новый русский», который ради своих миллиардов «идет по трупам», и какими только способами не пытается отмыть кровь и грязь из своей биографии, — не получается. Политик, который развязывает войны и делает революции, одержимый манией величия и жаждой обогащения. Да и актер (девиз театра «Глобус» — «весь мир – театр»), который ради славы готов мать родную продать, себя похоронить и всех друзей -коллег предать, как это делает Макбет. Что касается леди Макбет (Алина Чернобровкина), то ей Огарев уделил гораздо больше внимания, чем Шекспир. В трагедии она просто неожиданно умирает, а Макбет безжалостно упрекает покойную: «Не догадалась умереть попозже, Когда б я был свободней, чем сейчас!».  Огарев же показывает страшные муки, судороги, припадки «кровавой леди» в аду. Смотреть на это очень страшно. Не хочется повторить участь леди Макбет. И ведьмам не позавидуешь — они же, несчастные, все время в темноте, в могилах, без тепла, любви, надежды. К слову, Александр Огарев позволил себе вольность, дав одной из ведьм сигарету. Король Яков Первый, написавший еще труд «О борьбе с табаком», сразу бы закрыл театр «Глобус», и сжег бы курильщицу-ведьму. Кстати, при Якове Первом начались инквизиция и «охота на ведьм».

Спектакль Александр Огарев не имел бы такого сильного эффекта и не вызывал ассоциации нашего времени с прошлым, если бы не уникальное пространство зала «Глобус». Три яруса, на которых происходит действие, — это трехмерное пространство мира и три уровня — рая, чистилища и ада. Стиль спектакля, говоря художественным языком, — геометрический абстракционизм. Он отражает холодный ум, расчет Макбета и леди. Спектакль получился зрелищным и кинематографичным. Хотя здесь нет экрана, но чувствуется желание режиссера реализовать сценарий великого Лоуренса Оливье. Огарев завершает фильм таким же финалом, как написал Оливье — поединком Макбета и Макдафа (актер Александр Хотенков). Эта битва напоминает бой быков. Отрубленная голова Макбета похожа на бычью голову. С этой головы, которую называют черепом бедного Йорика, — начинается спектакль, и заканчивается. Все мы умрем — за исключением демонов и ангелов. Кто  —  сегодня, кто —  завтра, кто —  через год, но надо ценить жизнь и не вступать в игры с судьбой и роком. «Макбет» Александра Огарева — жизнеутверждающий спектакль, с элементами трагифарса.  

История «Макбета» — ужасная история. Наша жизнь — не рай, но ее надо прожить достойно и честно. Среди нас — единицы святых, но и грешников может быть гораздо меньше, если не создавать почву для преступлений и разврата. В качестве эпиграфа режиссер выбирает строки: «Есть кто живой?» — вопрошает народ. «Есть чем поживиться?» — кричит политик.
«Есть кому жить?» — шепчет ангел.

Говорят, что в театре «Школа Драматического Искусства» «живут»  ангелы. Серьезно. Ведь на крыше театра — действующий храм. Кстати, единственный в мире в театре. И никто из ангелов не может стать «падшим», потому что в театре — настоящее драматическое искусство.

Анжелика Заозерская
Фото: Наталья Чебан/пресс-материалы


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Истории влюбленных, переживших Холокост

28 января Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «(Не) время для любви». Истории влюбленных, переживших Холокост. В основе проекта...

«Ночь идей» в Пушкинском музее

30 января Французский институт при Посольстве Франции в России и ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» представляют...

Большой вальс в Доме музыки

31 января 2020 Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Международном Доме музыки концерт «Большой вальс». Прозвучат чарующие мелодии Штрауса,...

Поэтика и символизм зимнего сада

В залах Галереи искусств Зураба Церетели открылся групповой выставочный проект «Зимний сад». В экспозиции более 70 разножанровых произведений – живопись,...

Соло для альта с оркестром 

Арт-манифест Юрия Башмета в день его рождения был произнесен на сцене концертного зала им Чайковского.

Фестиваль Юрия Башмета впервые пройдет в Москве

Организаторы Зимнего международного фестиваля искусств под управлением народного артиста СССР, маэстро Юрия Башмета раскрыли его подробности. Но оставили интригу.

«Гастрономическая карта России» иностранной прессе

«Гастрономическая карта России» представила регионы «От Сибири до Северного Кавказа» на ежегодном новогоднем приеме Сергея Лаврова для иностранных журналистов.

Новая песня Таисии Повалий о первой любви

Певица – счастливая жена, мать и бабушка. Она прекрасно выглядит, много выступает и находит время для общения с внуком.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Истории влюбленных, переживших Холокост

28 января Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «(Не) время для любви». Истории влюбленных, переживших Холокост. В основе проекта...

«Ночь идей» в Пушкинском музее

30 января Французский институт при Посольстве Франции в России и ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» представляют...

Большой вальс в Доме музыки

31 января 2020 Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет в Международном Доме музыки концерт «Большой вальс». Прозвучат чарующие мелодии Штрауса,...

Поэтика и символизм зимнего сада

В залах Галереи искусств Зураба Церетели открылся групповой выставочный проект «Зимний сад». В экспозиции более 70 разножанровых произведений – живопись,...

Персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом»

С 1 по 29 февраля 2020 года пройдет персональная выставка отца и сына Григорянов «Диалог с отцом». Выставка станет развитием...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/