призвание

Фокус – в трудолюбии

Знаменитые и экстравагантные иллюзионисты братья Сафроновы в интервью Eclectic о том, какие козыри должны быть припрятаны в рукаве и что может стать достойной причиной закопать себя в землю или поджечь

760

Для того чтобы быть фокусником, одного таланта мало — считают самые знаменитые и экстравагантные иллюзионисты России братья Сафроновы. О том, какие козыри должны быть припрятаны в рукаве и что может стать достойной причиной закопать себя в землю или поджечь, Илья и Андрей Сафроновы рассказали в интервью Eclectic.

Для начала давайте разберемся с терминологией. Есть ли разница между фокусником и иллюзионистом и важно ли вам, как вас называют?

Илья:

Конечно, это непринципиально, однако сами себя считаем иллюзионистами. В жанре фокуса так называют тех, кто работает — как мы — с крупной иллюзионной аппаратурой. Люди, работающие с небольшими фокусами, называются микромаги. А в народе все эти специалисты именуются просто фокусниками.

Кстати, на Западе люди, занимающиеся созданием иллюзий, называют себя magician, то есть волшебник, тем самым давая публике возможность самостоятельно решить, кто перед ними — маг, иллюзионист, фокусник, мистификатор…

333Андрей:

Нам сложно самим себе дать конкретное определение, ведь помимо иллюзионных трюков мы также ставим номера, основанные на экстрасенсорике, психологии, выполняем каскадерские трюки.

Иллюзионистом надо родиться — или все-таки им можно стать?

Илья:

Я думаю, любой профессии можно обучиться при должном терпении и упорстве. Конечно, творческие задатки, фантазия, потребность создавать, как правило, проявляются еще в раннем возрасте, но решение о том, будешь ли ты их развивать — и если будешь, то в какой сфере, — ты принимаешь сам. Главное, что поможет добиться успеха в любой творческой профессии, — это, как ни странно, трудолюбие и даже некоторый фанатизм, преданность делу.

Помню, когда мы еще только начинали, мы пытались в домашних условиях воссоздать невероятно сложные иллюзионные аппараты, с которыми работал, скажем, Дэвид Копперфильд, тратили на это все свободное время и ничуть не жалели, ведь фокусы были — и остаются — нашей страстью. Сейчас иногда ловлю себя на мысли, что не перестаю думать о работе даже во сне: могу проснуться и сразу записать на бумаге интересную идею. В школе не верил в историю о том, как Менделеев увидел во сне свою таблицу, — а теперь она кажется мне абсолютно реальной!

Андрей:

Скажу больше: из-за этой легкой одержимости профессией иногда не получается нормально сходить в театр, в кино, потому что на середине сеанса вдруг видишь какой-нибудь трюк или сцену – и больше уже не следишь за сюжетом, а думаешь только о том, как бы воплотить это с помощью фокуса.

Профессия иллюзиониста неотделима от риска — достаточно вспомнить ваши номера с огнем, трюк «Погребенный заживо». Скажите, а в обычной жизни вам свойственно рисковать?

Андрей:

Профессия действительно опасная: пришлось пережить множество самых разных травм, особенно с учетом того, что в самом начале у нас не было специального пространства и оборудования для репетиций и, скажем, некоторые номера с огнем приходилось отрабатывать прямо на лестничной клетке. Это, кстати, совсем не радовало соседей. (Смеется.) Наверное, именно поэтому никто из нас не увлекается, например, экстремальными видами спорта — адреналина хватает на работе.

Илья:

Самое экстремальное, что я пробовал в жизни, это прыжок с «тарзанкой», да и то из-за того, что очень боюсь высоты, — друзьям пришлось меня в буквальном смысле подтолкнуть. При этом надо понимать, что многие наши трюки не столько иллюзионные, сколько каскадерские и мы всегда выполняем их сами — нам не раз приходилось быть закопанными заживо, подожженными, выбираться из-под воды, прыгать в пропасть и так далее. И конечно, наша работа — это постоянное преодоление самих себя, собственных страхов. Правда, надо сказать, что смотреть в глаза своему страху ради трюка в каком-то смысле даже легче — ведь ты, во‑первых, успеваешь подготовиться и настроиться, а во‑вторых — точно знаешь, для чего идешь на риск.

А делаешь ты это для того, чтобы испытать неподдельный восторг зрителей от удавшегося трюка, почувствовать, как по коже бегут мурашки от осознания того, что ты справился, сумел.

Андрей:

Да, это правда. После выполнения особо сложного и опасного номера у тебя на какое-то время появляется чувство невероятной уверенности в себе — словно ты вдруг превратился в супермена. Конечно, это очень мотивирует продолжать, ставить себе всё более сложные цели, придумывать новые номера.

Знаю, что сейчас вам приходится работать на обширных концертных площадках — при этом начинали вы с маленьких аудиторий. Какой из масштабов вам ближе?

444Илья:

Да, где только ни приходилось выступать — от крошечных залов до больших пространств, но нам везде комфортно, главное — учитывать специфику конкретного места. Например, на улице может быть сложно, ведь люди окружают тебя со всех сторон, — соответственно, остается меньше пространства для совершения трюка, приходится как-то выкручиваться. В истории иллюзионного жанра есть классический пример, когда английский фокусник, работавший под псевдонимом Нат Пинкертон, показывал трюк, во время которого он «пробивал» свой палец гвоздем. Естественно, в кульминационный момент Нат успевал подменить гвоздь и палец оставался цел. В один из дней толпа собралась такая плотная, что добиться определенного ракурса, необходимого для проведения трюка, оказалось невозможно. Чтобы не ударить в грязь лицом, фокуснику пришлось пробить себе палец по-настоящему. Таких ситуаций с нами, к счастью, не случалось, но мы тем не менее готовы к работе в любых условиях и на любых площадках. Благо в арсенале хватает разных фокусов: какие-то подходят для большой аудитории, другие смотрятся лучше в камерном зале.

Другое дело, что самому зрителю интереснее и комфортнее в небольших пространствах, ведь жанр фокуса подразумевает желание находиться как можно ближе, чтобы можно было увидеть все нюансы и подробности происходящего на сцене.

Как удается удерживать и, более того, в нужный момент переключать внимание зрителей, чтобы они не заметили важных манипуляций?

Илья:

Фокусники секретов не раскрывают — скажу только, что ходов множество. Например, один из классических, который используется в нашем искусстве вот уже несколько сотен лет, — это эффектная ассистентка в откровенном наряде. Нам еще проще — ведь мы выступаем втроем, а потому внимание публики и так рассредоточено.

Почему же современный человек с прежним восторгом реагирует на фокусы и продолжает интересоваться ими — хотя, казалось бы, большинство трюков давно рассекречено?

Андрей:

Потому что современному человеку очень не хватает в жизни чудес. Во все времена и эпохи нас влекла мистика и безотчетно хотелось верить во что-то потустороннее, не постижимое разумом человека. Сколько бы тебе ни было лет, а на Новый год нет-нет да загадаешь желание — вдруг исполнится? Фокусы — это пусть и не волшебство, но маленькое напоминание о нем.

Илья:

Отчасти согласен, но есть еще одна особенность, которая приводит на наши выступления даже самых заядлых скептиков. Это желание раскрыть все секреты фокусника и вывести его на чистую воду. Тем приятнее слышать отзывы наших зрителей о том, что они и не подозревали, каким интересным и актуальным может быть иллюзионное шоу, ведь на своих представлениях мы не вытаскиваем кроликов из пыльных цилиндров и не носим плащи со звездами, а устраиваем полноценное зрелище со сложными номерами, музыкальным сопровождением, с трюками, которые вы вряд ли разгадаете сразу.

Тем более — иллюзионный жанр постоянно развивается, мы используем в шоу все самые интересные и современные технологии, и, думаю, зрителю это просто не может наскучить.

Когда в отношении ваших трюков используются слова «чудо», «волшебство», вы воспринимаете это как комплимент?

Андрей:

Конечно! Добиться того, чтобы человек не смог объяснить фокус с помощью известных ему естественных сил, — это наша основная задача. По этой же причине мы очень любим, когда после телепроектов люди пишут: «Это графика, спецэффекты!» Для нас это очень большая похвала, и в таком случае мы всегда приглашаем зрителей на наши представления, где те же иллюзии показываются «вживую».

Какие качества важны для хорошего иллюзиониста?

Илья:

Опять отвечу — трудолюбие. Это главное качество, которое приведет тебя к успеху в любой профессии.

Андрей:

А еще иллюзионист должен быть неутомимым изобретателем и хорошим актером.

Умение показать фокус вам когда-нибудь пригождалось в повседневной жизни?

Андрей:

Разве что ради шутки. Иногда показываю фокусы в кругу семьи, друзей — просто чтобы удивить.

Илья:

Ради собственной выгоды мы фокусы никогда не показываем — это неэтично и нечестно. А еще напоминает совершенно другую «профессию», представители которой иногда практикуют похожие методы – ловкость рук, психологию, манипуляции. Я имею в виду шулеров, мошенников и так далее.

После работы на проекте «Битва экстрасенсов» ваше отношение к понятиям вроде «магия» как-то изменилось?

Андрей:

Вообще, для меня существование настоящих экстрасенсов — это непреложный факт, я с большим уважением отношусь к термину «экстрасенсорика». Другое дело, что шарлатанов на этом поприще гораздо больше. Мы в этом проекте как раз выступаем в роли скептиков — следим за тем, чтобы у людей не возникало желания добиваться победы хитростью или трюками.

Илья:

Думаю, что по большей части это работает как эффект плацебо. Если ты веришь в предсказания, проклятья и прочие метафизические вещи, то с немалой долей вероятности с тобой это и будет происходить.

Наверняка на ближайшее будущее у вас полно творческих планов. Не секрет — каких?..

Андрей:

В работе сейчас три больших проекта. Например, брат Сергей занят съемкой собственного фильма в мистическом жанре — мы его в этом всячески поддерживаем. Кроме того, готовим новогоднее иллюзионное шоу на льду по мотивам сказки «Снежная королева», в котором примут участие олимпийские чемпионы. В представлении будет множество иллюзий, перемещений, сложных трюков — должно получиться очень необычно.

Илья:

А еще мы работаем над новым телевизионным шоу, которое выйдет в конце осени на телеканале СТС, — в рамках этой программы будем не просто показывать фокусы, а соревноваться друг с другом, выясняя наконец, кто из нас круче!

760а

Беседовала Виктория Козлова
Фотографии: Игорь Лобанов, Алексей Ченсан

Еще на эту тему

Неожиданные коллаборации Сергея Смолина

Бизнесмен, учредитель и креативный директор компании ARENA Marketing Communications, идеолог и один из авторов международной культурной инициативы India Inside о работе продюсером с известными музыкантами и новой ипостаси – продюсировании фотографа.

Об офисной одежде, подводных дефиле и лжебрендмейкерах

Как Яна Недзвецкая и Repina Branding обновили бренд LO

На пути к счастью

Она, одна из первых в нашей стране, начала разрабатывать игровую и семейную психотерапию для лечения различных форм нервно-психической патологии.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

«Рок. Дневник Анны Франк». Спектакль-концерт

12 мая на основной сцене театра им. Пушкина состоится единственный показ спектакля-акции по дневникам Анны Франк с участием ведущей актрисы...

Новое арт-пространство Cube.Moscow

24 апреля в Москве открывается новое арт-пространство выставкой «Новое русское. Искусство на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века» и проектами галерей-резидентов Cube.Moscow. Выставка...

Под ногами. Ассоциативная прогулка

Крокин галерея приглашает на выставку Владимира Ситникова «Под ногами», на которой представлена графическая инсталляция из предметов, найденных художником во время...

Выставка, посвященная Жюлю Верну

8 февраля исполнился 191 год со дня рождения выдающегося французского писателя, одного из основоположников жанра научной фантастики, Жюля Габриэля Верна....

Гастрономическая карта Карелии

«Гастрономическая карта России» открыла в ресторане Ruski «Неделю Республики Карелия».

«Северяне» приехали в Лион

Документальный фильм о настоящих людях и автомобилях «Северяне» показали на фестивале «Русские сезоны» в Лионе.

Мадонна стала суперагентом

Легендарная артистка Мадонна опубликовала обложку нового альбома Madame X и треклист с тремя неожиданными коллаборациями.

Сын убеждает Кристину Орбакайте больше пить

Певица Кристина Орбакайте стала новым амбассадором воды «Святой Источник»: вместе с сыном Дени она снялась в новых рекламных роликах бренда.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

«Рок. Дневник Анны Франк». Спектакль-концерт

12 мая на основной сцене театра им. Пушкина состоится единственный показ спектакля-акции по дневникам Анны Франк с участием ведущей актрисы...

Новое арт-пространство Cube.Moscow

24 апреля в Москве открывается новое арт-пространство выставкой «Новое русское. Искусство на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века» и проектами галерей-резидентов Cube.Moscow. Выставка...

Под ногами. Ассоциативная прогулка

Крокин галерея приглашает на выставку Владимира Ситникова «Под ногами», на которой представлена графическая инсталляция из предметов, найденных художником во время...

Выставка, посвященная Жюлю Верну

8 февраля исполнился 191 год со дня рождения выдающегося французского писателя, одного из основоположников жанра научной фантастики, Жюля Габриэля Верна....

XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области

1 – 9  мая 2019 года пройдет традиционный XI Международный музыкальный фестиваль в Ярославле  и городах Ярославской области. Артистический директор Юрий Башмет....
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/