фотопроекты

Олег Фомин: «Я слабо себе представляю, что такое Рай»

Во втором материале проекта журналиста Арины Павленко и фотографа Елены Дунаевой «От Ада до Рая: у каждого свой путь» помимо ответа на три основных вопросов - про Ад, Чистилище и Рай - герой интервью поразмышлял о времени, несправедливости и одном из его самых теплых воспоминаний.

Черные стены репетиционного зала театра «Эрмитаж» (того, что на Новом Арбате) как нельзя лучше настраивают на беседу о вечном. Да и пьеса, репетицию которой мне посчастливилось застать, ни о чем ином, как о единой сути Рая и Ада. На одной театральной сцене собрались три самых колоритных героя (а чаще — антигероя) российского кино — Олег Фомин (который здесь за главного), Алексей Макаров и Денис Никифоров. Все трое нервно курят и обсуждают предметы, что за время трудовой деятельности персонажу Макарова (играющего в данной пьесе проктолога-нигилиста) удалось извлечь из самых неожиданных мест своих пациентов. Все трое увлечены процессом и совершенно точно настроены донести до зрителя очень простую, но важную мысль — а как еще человека можно научить смирению, если только не острым предметом внутрь?!

Но это все потом. Когда пьеса будет представлена столичной публике. А пока я, став невольным свидетелем зарождения истории, впитываю в себя электрический ток царящей в помещении творческой энергетики и, как бонус, запах сигаретного дыма. Жду окончания репетиции постановки и начала интервью с ее режиссером — Олегом Борисовичем Фоминым.
Собеседником Олег Борисович оказался очень открытым, с невероятно теплым взглядом. Словно роль Дюбеля в культовом сериале двухтысячных Next (благодаря которому я впервые услышала его имя) исполнял совершенно другой человек. На все вопросы отвечал вдумчиво. Говоря о новорожденном сыне — невольно улыбался. Вспоминая разговор с матерью в прощеное воскресенье — активно жестикулировал. Словом, был самим собой, был настоящим.

Помимо трех основных вопросов — про Ад, Чистилище и Рай — мы с героем сегодняшнего интервью нашего проекта поговорили о времени, несправедливости и одном из его самых теплых воспоминаний.

Про время

Мы на секундочку приходим в этот мир, и всю жизнь тратим на то, чтобы понять — зачем. Да, нам дали эту возможность подышать, побыть здесь. Но вот понять зачем — нам удается далеко не всегда.
В детстве я как-то очень ярко это пережил и достаточно рано пришел к пониманию быстротечности времени. Конечности всего, что меня окружает. Да и конечности меня самого. И поэтому с ранних лет я старался делать как можно больше. Иной раз даже больше, чем мог. Но, как ни странно, все получалось. Все, чего мне хотелось. Не всегда в той мере, о которой я мечтал. Но так или иначе — удавалось все. И сейчас у меня все чаще возникает ощущение, что я уже жизни три прожил. Если все, сделанное мною, расписать на бумаге, то там и правда не на одну человеческую жизнь наберется. В некотором смысле страх что-то не успеть, который был со мной с самого детства, мне очень помог. Он заставлял меня двигаться, не сидеть на месте. Все время что-то делать и жить. Реально жить, а не просиживать штаны. И чем старше я становился, тем больше понимал, что всю нашу жизнь можно прировнять к одному моменту.

АД

Олег ФоминПервым и самым главным страхом для меня — является страх потери близкого человека. Там все – и состояние безысходности, и беспомощность. Ты не можешь ничего сделать, не можешь никак повлиять на ситуацию – это пугает больше всего на свете. Безысходность в любом проявлении – самое страшное из того, что может быть.

Я говорил, что достаточно рано осознал быстротечность времени. Уже в детстве я точно понимал – что бы ты ни делал, в итоге ты все равно упрешься в бесконечность, понять которую не в силах. Здесь же и страх перед неизвестностью.

Со временем ты к нему привыкаешь, живешь с ним. Но затем тебя поджидают новые удары – безвозвратные потери близких и друзей. Которые вновь окунают тебя в состояние обессиления. Напоминают тебе о том, что ты не можешь ничего изменить, и что ты ни над чем не властен. Эти потери модернизируют твой детский страх быстротечности времени в более осознанный, глубинный. Более зрелый страх прощаться с родными людьми.

Вторым моментом, который может довести меня до истерики и слез – является несправедливость. Меня просто трясет от любого ее проявления. Я никогда не смогу с этим смириться. С детства не мог выносить, когда унижают другого человека. Все люди равны перед Богом. Тем более – ничто не может оправдать убийства. Ни одна капля пролитой крови не может быть оправдана. Даже если один человек пострадал во имя какой-либо суперблагой идеи – значит с этой идеей что-то не так.

ЧИСТИЛИЩЕ

Олег ФоминЛюбовь и только любовь. Любовь, как спасение от всего. Несмотря на то, что все конечно, несмотря на быстротечность времени, любовь – это единственное, что может оправдать все наши потери и наше существование в целом. Иными словами – мое чистилище заключается в том, что ты отдаешь себя на столько, на сколько ты можешь, своим любимым людям. И тогда ты в чем-то продолжишься, хотя бы в ответной любви. Потому что если ты искренен, то любовь не может не иметь ответа. Я убежден, что безответной любви просто не бывает. Ведь любовь – это потребность давать, а не желание брать что-то от другого человека. И, как ни странно, эта потребность самоотдачи спасает. Выручает. Делает тебя сильнее и помогает переносить потери. Потому что, благодаря любви, ты понимаешь, что за тобой не осталось грехов, долгов и тому подобного. Мне кажется, настоящая любовь может быть только безусловной.

Я сам пришел к этому пониманию относительно недавно. Год-полтора назад я перестал обижаться на людей за что бы то ни было. Мне просто стало жалко времени, которое раньше я тратил на обиды. Когда-то я даже снимал картину под названием «Время вашей жизни» (1992 г.). И сейчас я ценю это время как никогда. Событием, которое произвело внутри меня подобные перемены, стала беременность моей жены. Ожидание ребенка заставило меня поменять вообще все. И помогло мне в этом чувство ответственности, которое, как мне кажется, я впитал с молоком матери. Раньше из-за этого чувства я только страдал, сейчас же оно играет в мою пользу, помогает мне справляться со всем происходящим. Как мне кажется, я сейчас только-только начинаю учиться любить по-настоящему. И, конечно же, мне хочется как можно дольше побыть в этом состоянии, поотдавать себя: и в жизни, и в творчестве, и во всем.

РАЙ

Я слабо себе представляю, что такое рай. Честно скажу. Я не представляю.

Пожалуй, рай это тоже своего рода любовь. Я про это спектакль сейчас ставлю, что между чистилищем и раем разницы нет никакой.

Олег Фомин

О родителях и семье

В недавнем разговоре с мамой, когда мы в прощеное воскресенье полчаса извинялись друг перед другом, она призналась, что наконец поняла, что я вырос. Представляете, мне надо было до 55 лет дожить, чтобы услышать подобное откровение! Чтобы мама увидела во мне взрослого и ответственного человека. Это ее признание для меня очень дорого и ценно. Потому что всю жизнь при всей моей любви к ней – я пытался что-то доказать и что-то заслужить.

Пожалуй, самое теплое мое воспоминание связано с днем, когда я принес домой первую зарплату. Это был второй курс института. У меня с детства была цель начать зарабатывать и помогать родителям. Такая вот изначальная мечта – добиться состояния, при котором я мог бы приносить деньги в дом, и чтобы родители имели возможность не работать и гордиться своим ребенком. Это то, что мне удалось сделать.

То была картина «Россия молодая». Первый мой каскадерский опыт, в рамках которого я заработал сумасшедшие деньги по тем временам – 190 рублей. Завалил дом подарками и принес с собой стопки червонцев. Устроил целый спектакль – спрятал деньги в комнате родителей, пока их не было, подарки и купюры положил на пианино и стал дожидаться их возвращения. Когда мать с отцом вошли в комнату – остолбенели. Мама сразу же начала ругаться, потому что такие деньги заработать в то время было практически нереально. Она решила, что я кого-то ограбил или совершил преступление. Потом, когда я уже чуть ли не со слезами на глазах объяснял, что это мой честный заработок – она увидела царапины на моем лбу. И у нее начались новые переживания – что со мной делали за эти деньги?

Я и сейчас ясно помню, что подарил в тот день папе пуловер, а маме красивый пеньюар и посуду — какие-то смешные рюмочки. Одна из этих рюмочек дожила до сегодняшних дней.

Несмотря на те волнения, с которым родители приняли мой первый заработок, я думаю, что им было приятно. Ребенок приехал и привез деньги. Сейчас мне такое представить очень сложно. Я все чаще вижу и слышу, как родители до последнего тянут своих детей. У меня было обратное желание — как можно быстрее избавиться от материальной зависимости от родителей и сделать так, чтобы у них была спокойная и достойная старость. И мне это удалось.

В свое время у меня с отцом был очень откровенный разговор. Отец признался, что благодаря мне не сидит на рынке и не продает там какие-то натюрморты, а может заниматься творчеством, может свободно писать картины. То, о чем он мечтал всю жизнь. И каждый год у него были персональные выставки. Я счастлив, что успел сделать это для него. И выставку в Москве, и вступление в Международный союз художников, несмотря на то, что он был любителем, а не профессионалом. Это была его жизнь – та, которую он хотел. В которой он постоянно писал картины. И я рад, что сохранилось безумное количество его работ.

Сейчас я строю дом, тоже в память об отце.

Очень хочется, чтобы мои дети выросли с похожими желаниями. И мой старший сын. И Максим, с которым мы сейчас не расстаемся (от него просто невозможно оторваться, такой он сладкий, замечательный). Глядя на него, волей-неволей начинаешь думать о собственном здоровье. Потому что понимаешь – с каждым годом этого здоровья будет требоваться все больше и больше. Поэтому приходится делать обратный отсчет по годам, и молодеть, молодеть, молодеть.

Удивительно, но факт: для того, чтобы иметь возможность как можно дольше дарить любовь своим детям, приходится с любовью относиться к себе самому.

Беседовала: Арина Павленко
Фотограф: Елена Дунаева

 

Еще на эту тему

Юрий Быков: Самое страшное для меня, если замысла нет

Интервью режиссера, сценариста, актера и композитора Юрия Быкова такое же честное и такое же атмосферное, как и его фильмы - «Жить», «Майор», «Дурак». И мне очень хочется, чтобы именно этот материал проекта «от Ада до Рая: у каждого свой путь» прочло как можно больше людей...

Алексей Макаров

Алексей Макаров: Только здесь и сейчас. Сегодня и сию секунду

Алексей Макаров - актер театра и кино, отец семилетней дочери, сын известной матери. О чем думает этот человек? Что чувствует и во что верит?

Денис Шведов

Денис Шведов: «Всю жизнь пытаюсь научиться любви»

О том, с кем бы Денис поговорил в случае конца света, что он понимает под «осознанной жизнью», что считает своим личным адом, чистилищем и раем - читайте в третьем материале проекта «От ада до рая».


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Итальянцы на «Летних балетных сезонах»

2 и 3 августа в рамках «Летних балетных сезонов» итальянская балетная труппа Compagnia Nazionale под руководством хореографа Луиджи Мартелетта выступит...

Музыка и наука на фестивале Skolkovo Jazz Science

26 августа 2017 года второй музыкальный фестиваль Skolkovo Jazz Science, объединяющий науку и музыку, пройдет в инновационном центре «Сколково». Приглашенными...

Солисты парижской Opera Garnier на «Летних балетных сезонах»

28 и 29 июля в спектаклях «Летних балетных сезонов» на сцене Российского академического молодежного театра вновь участвуют солисты Национальной парижской...

Легенды итальянского кино

29 июля в Саду «Эрмитаж» состоится концерт «Легенды итальянского кино», который завершит летний музыкальный фестиваль «Популярная классика». Летом 2017 года...

Танцевальный витамин

Сейчас MONATIK готов поделиться визуализацией, в которой главную роль играет фирменный танцевальный микроэлемент – Витамин D. Именно его, как признается...

Филармония в смартфоне

Московская государственная академическая филармония выпустила собственное мобильное приложение для iOS.

Квест под звуки джаза

Небольшой куб с головоломками, движущимися механизмами и загадочно мигающим светом собрал очередь из желающих испытать свои силы в замкнутом пространстве.

Олдтаймеры приехали к князю

25 июня 2017 года от стен московского Кремля в шестой раз стартовало ралли старинных автомобилей Bosch Moskau Klassik.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Итальянцы на «Летних балетных сезонах»

2 и 3 августа в рамках «Летних балетных сезонов» итальянская балетная труппа Compagnia Nazionale под руководством хореографа Луиджи Мартелетта выступит...

Музыка и наука на фестивале Skolkovo Jazz Science

26 августа 2017 года второй музыкальный фестиваль Skolkovo Jazz Science, объединяющий науку и музыку, пройдет в инновационном центре «Сколково». Приглашенными...

Солисты парижской Opera Garnier на «Летних балетных сезонах»

28 и 29 июля в спектаклях «Летних балетных сезонов» на сцене Российского академического молодежного театра вновь участвуют солисты Национальной парижской...

Легенды итальянского кино

29 июля в Саду «Эрмитаж» состоится концерт «Легенды итальянского кино», который завершит летний музыкальный фестиваль «Популярная классика». Летом 2017 года...

Туристический поход по зеленой Москве

24 июля пройдет экскурсия по «Зеленому кольцу» Москвы, во время которой гости смогут обойти столицу, практически не выходя из леса. Походы проводятся...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/