театр

«Эдип» Римаса Туминаса – современный спектакль на века

Академический театр имени Вахтангова закрыл театральный сезон премьерой Римаса Туминаса «Царь Эдип» по трагедии Софокла.

Академический театр имени Вахтангова закрыл театральный сезон премьерой Римаса Туминаса «Царь Эдип» по трагедии Софокла. Во время спектакля около здания театра на Старом Арбате артисты давали представление для публики. Концерт на свежем воздухе, по словам Римаса Туминаса, «альтернатива той уличной культуре, которая заполонила Арбат».

На спектакли Туминаса зрители покупают билеты за несколько месяцев вперед, и на финальном «Эдипе» свободных мест не было. Эта постановка отличается от всех работ Римаса Туминаса и от всех спектаклей по античной трагедии. Знаменитый театральный фотохудожник Михаил Гуттерман сказал: «Эдип» — мое самое большое удивление этого театрального сезона. Никогда не видел такую античную трагедию». Михаил Гуттерман прекрасно знаком с творчеством режиссера: он даже делает портреты гордого, скульптурного облика Римаса Туминаса, которые  экспонируются не только в Москве, но и за границей. Не так давно была выставка в Канаде.

«Эдип» — трагедия о сильном, гордом человеке, которому очень не повезло с самого рождения. Правда, об этом невезении он узнает в роковой час расплаты и озарения, но невезение не избавляет его от наказания за свои поступки.

Главная тема спектакля – рок, судьба, фатум, – у разных народов свои термины. В России, конечно, судьба-судьбинушка. У греков более лаконичное и беспощадное – рок. Спектакль «Царь Эдип» создавался на родине Софокла, в самом древнем амфитеатре мира «Эпидавре», и, разумеется, в нем сильный греческий след, который тянется с мифических  времен зарождения мира. Римас Туминас пригласил греческий хор, который выполняет в спектакле две миссии – роль народа, роль комментатора событий, а также создает атмосферу, многоголосье древнегреческой античности. Музыка в спектакле, без доли преувеличения, невероятно глубокая и красивая. Музыка Фаустаса Латенаса надолго остается в сознании зрителей. Она как бы входит в кровь на микроскопическом уровне.

Актеры играют как надо играть в трагедии Софокла в постановке Римаса Туминаса – на века. Слова режиссера во время репетиций в «Эпидавре»:  «Играйте для небес, играйте для звезд» звучали как никогда раньше убедительно. На московской премьере в ноябре 2016 года некоторых критиков смущал серьезный разрыв в возрасте Эдипа и Иокасты – Виктора Добронравова и Людмилы Максаковой. Не будем говорить банальных слов, что Людмила Васильевна – истинная царица и на сцене, и в жизни, и у больших артистов в театре нет возраста (кино – другое искусство). Главное в том, что Римас Туминас, распределяя роли, ставил спектакль с расчетом на будущие поколения зрителей. Сегодня мы понимаем, что возраст становится все более относительным понятием, особенно для любви. Не исключено, что будет изобретен рецепт вечной молодости, и тогда все будут молодыми, красивыми и желанными. Пожалуй, «Эдип» — самый современный и, возможно, преждевременный спектакль Туминаса. Он о том, что еще пока остается тайной, но, судя по ходу истории, очень скоро люди узнают, есть ли душа, другие жизни, перевоплощения или все это фантазии?  Человечество подходит к разгадке главной тайны – есть ли жизнь после смерти, встретимся ли мы еще со своими родными на небесах? Возможно, эта разгадка дорого обойдется миру, но истину утаить невозможно, — и об тоже этом спектакль «Царь Эдип».

Не все хотят, чтобы правда открылась. И далеко не всем нужны истины. Многие предпочитают жить в неведении, лжи. И если бы в царстве Эдипа – в Фивах, не наступил мор, то людям и не нужны были бы истины. Эдип продолжал бы царствовать, любить Иокасту, своих детей и, разумеется, народ…И его власть – законная как по рождению, так и по завоеванию. Только морального права у него нет ни царствовать, ни любить, ни спасать. Эдип – вне закона, вне совести, вне норм морали. Он – игрушка рока, страшное орудие судьбы. Проклятый сын Лая и Иокасты. Но Эдип предпочитает правду. Он ее ищет, находит и мужественно принимает всю трагедию своего рождения и ужасной жизни. Чувствуется, что Римас Туминас восхищается героем Софокла, его смелостью, бескомпромиссностью, но одновременно звучит современный мотив толерантности и смирения. «А что если бы Эдип уступил, остановился, ушел в сторону, промолчал?» Конечно, в древней Греции Эдип не был бы царем и героем, если бы так мыслил и действовал. Но мир изменился. Мир стал очень материальный и не такой пытливый, как в далеком прошлом. На этом контрасте века Софокла и века нынешнего Туминас ставит свой трагический спектакль. Красивый, страшный, сильный и при этом светлый. У Эдипа – две дочери… Одна из них – Антигона. Девочки в спектакле – это надежда. Девочки – будущее. Римас Туминас признался, что «долго не знал, как вывести на сцену дочерей Эдипа». Но у режиссера этого получилось, как всегда тонко, верно, нежно и величественно. Театральный критик Глеб Ситковский сказал о постановке Римаса Туминаса «Царь Эдип»: «Очень сильная режиссура. Чтобы ее осмыслить, необходимо время и, конечно, усилие души».

И дождаться следующего театрального сезона.

Анжелика Заозерская
Фото: Людмила Зарубинская, vakhtangov.ru

Еще на эту тему

Чудеса за два часа: Валерий Яременко превратился в кота

Двое сыновей актера придут посмотреть на неожиданный образ своего папы в новом мюзикле «Чудеса за два часа».

За двумя зайцами вместе с Ниной Чусовой

Идея поставить спектакль по украинской классике принадлежит художественному руководителю театра «Русская песня» Надежде Бабкиной.

Мадам Бовари: между прихотью и условностью

Представить женский роман в новом свете на театральных подмостках способна только женщина. Смело. Уверенно. Режиссер Ольга Субботина презентовала свое видение произве-дения «Мадам Бовари» на Симоновской сцене Театра имени Евгения Вахтангова.


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Шедевры живописи. Арфа и саксофон

На выступления Александра Болдачёва стремятся попасть все те, кто любит классическую музыку, ценит виртуозную игру и наслаждается подлинным исполнительским мастерством.

«Гастрономическая карта России» познакомила Заполярье со «Вкусом Арктики»

Для команды это был и вызов, и эксперимент. Фудтраки ГАЗель NEXT специальной серии более 8 часов работали в автономном режиме на горнолыжном склоне при температуре -15.

Немаленький принц растрогал зрителей

Это увлекательное путешествие в мир образов любимого всеми произведения, через призму персонального восприятия главной героини. Постановка раскрывает тему преемственности поколений, передачи навыков, знаний, житейской мудрости от поколения к поколению.

В Москве обсудили методические рекомендации для обучения в автошколах

По мнению президента Общенационального союза автопрофессионалов «Гильдия автошкол» России Сергея Лобарева, автошколам необходимо давать больше практических занятий водителям.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

Фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival

Третий фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival пройдет сразу в пяти городах России с 30 января по 3 февраля. Зрители...

Версия без слов по мотивам пьесы А. Камю

Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в...

Битва за урожай

11 января в Крокин галерее открывается выставка Антона Чумака «Битва за урожай» — живопись, объекты. Этот проект — попытка применить...

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых известных и значимых культурных форумов, проходящих...

Премьера: «Чудеса за два часа» в театре Надежды Бабкиной

Два дня — 12 и 13 января на сцене театра «Русская песня» – мюзикл для всей семьи «Всему свое время...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/