призвание

«Я не знаю, что такое смешно»

Интервью Миколы Воронцова, карикатуриста, и Дяди Коли Воронцова, детского иллюстратора. Хотя, вообще-то, один человек. И он уникум

Но это уже смешно! Потому что такие слова я слышу от человека, рассматривая в это время нарисованные им картинки в книжке, страницы которой не перелистываешь чинно одну за другой, а зависаешь над каждой минут на 30.
Воронцов 8-б

Николай Воронцов

От моих ежесекундных хаха, хихи и гыгыгы интервью сбивается с размеренного ритма, собеседник теряет нить беседы, фотограф, сосредоточенно щелкающий камерой, раздражается от периодических тычков в бок с призывами: «Ну глянь – хахаха, ну посмотри – хихихи!».

…Да уж, веду себя невежливо и несерьезно – согласна. Но я не могу удержаться! Потому что это все иллюстрации художника Николая Воронцова, только они виноваты в моем возмутительно-легкомысленном поведении! Да и их автор ответы на вопросы дает хоть и с непроницаемым лицом, но при этом улыбка не сходит с моего, я время от времени прыскаю и радостно хмыкаю, реагируя таким образом на остроумие собеседника.

Ваш покорный слуга берет интервью у Миколы Воронцова, карикатуриста, и Дяди Коли Воронцова, детского иллюстратора. Это, вообще-то, один человек. И он уникум. К слову, у него нет художественного образования (хотя он член Союза художников), но зато есть более полусотни проиллюстрированных детских книжек и несчетное количество нарисованных и опубликованных карикатур. Но главное – своя манера, свои образы и стиль, которые узнаваемы издалека и на раз.

 

Николай, как вы начали рисовать карикатуры?

Я родом из простой рабочей семьи. Родился в Казахстане, куда мои родители приехали покорять целинные земли, а перед школой осели на Украине в маленьком городке Шепетовка. Когда я пошел учиться, очень много читал. Был чемпионом класса по проглатыванию книг: четыре в неделю. Так приобрел близорукость и стал очкариком. Что к лучшему – теперь мог читать четырьмя глазами.

Помню первую книгу, в которой мне запомнились картинки – Николай Носов “ Незнайка на Луне” с иллюстрациями великого иллюстратора и карикатуриста Генриха Валька. Видимо, благодаря ей во мне притаилось зернышко, которое созрело и зацвело колосьями спустя десятки лет.

Мне, вообще, всегда нравились книги с юмористическими иллюстрациями. Но сам я совсем не проявлял интереса к рисованию. Потому что все свободное время играл в футбол, читал книги и играл на гитаре. Даже мечтал стать музыкантом и играть в своей группе.

В 77-м году приехал в Ленинград и поступил в институт точной механики и оптики. Мне понравилось фойе этого института, поэтому я и сдал туда документы. Но учиться там мне было неинтересно. Тяги к науке не чувствовал.

Однажды я случайно забрел на выставку карикатуры во Дворец молодежи. И там увидел картинки, которые перевернули мой мир – я вдруг понял, что тоже могу так.

Воронцов4-б

Купил альбом, карандаш, перо, тушь и начал рисовать… Но в общаге это было сложно делать, потому что всегда кто-то пыхтел либо за спиной, либо за шкафом. Стал задумываться об отдельной комнате. Матерые студенты надоумили устроиться дворником – им тогда давали служебное жильё. Рядом с метро Горьковская нашел работу, мне дали комнату в мансарде и зарплату 128 рублей 20 коп. Так началась моя богемно-дворницкая жизнь рядом с Петропавловкой с видом в глубину дворца-колодца. Мебель у меня была сборная: стулья, стол, диван, тахту, кресло собрал на помойке. Обустроился и стал рисовать. Полгода трудился, накопил много рисунков и стал искать выход, где их показать.

В институте был парень, который состоял в клубе карикатуристов, он меня привел туда. Бородатые карикатуристы молча, без улыбок, посмотрели мои первые картинки и прокомментировали примерно в таком духе: “Эта была, и эта уже была, эта у меня была, а эта у Теслера была…” Но и обнадежили: “Давай, продолжай рисовать. Только тебе надо много смотреть и многому учиться”. Вот с тех пор, с 1982 года, по-прежнему много смотрю и многому учусь. Впитываю, как жадная ненасытная губка.

Для чего, по-вашему, нужна карикатура?

Первые карикатуры появились еще в каменном веке на стенах пещер. Уже тогда они нужны были людям, чтобы выразить свое отношение к происходящему: к соседнему племени, к его вождю, к своему вождю, к своей жене, к жене соседа, к мамонтам и саблезубым тиграм… Эти картинки заставляли мрачных хмурых людей в шкурах улыбаться и гоготать. Но многие первобытные карикатуристы не доживали до старости, став жертвами объектов своих карикатур.

Воронцов5-б 

Какие задачи у карикатуры: развеселить, разозлить, обличить, высмеять?..

Это мне неведомо. Моя задача состоит в том, чтобы придумать такую картинку, которая понравится именно мне и заставит радостно потереть ладошки от удачной идеи.

На мой взгляд, у карикатуриста несколько задач: уметь нарисовать смешную и неожиданную карикатуру; нарисовать ее вкусно; быстро бегать, чтобы не получить дубинкой по башке; и знать, где расположена касса, в которой выдают гонорар.

Над карикатурами я почти никогда не смеюсь – хорошие чужие карикатуры вызывают у меня внутренний восторг.

Есть ли в жанре карикатуры свои законы, границы, которые нельзя переходить, темы, на которые недопустимо шутить?

Про карикатурные законы надо спрашивать у умных карикатуристов, пусть они мучаются, отвечают. А граница – это же условность, границы дозволенного и недозволенного все время меняются.

Сейчас, к примеру, очень популярен черный юмор, лишенный толерантности и всяческих приличий, для него запретных тем нет. Но он и существует благодаря им. Здесь каждый сам выбирает себе ограничения. Мне, допустим, претит нарочитый натурализм.

Но все относительно: есть, например, такой американский карикатурист Калахан, который живет в инвалидной коляске, и он рисует очень смешные карикатуры про инвалидов. А блестящий детский иллюстратор Тони Унгерер известен еще тем, что рисует достаточно смелые эротико-порнографические картинки.

Воронцов7-б

Николай, а как вообще можно нарисовать смешное?

Выдам один незатейливый прием: нарисуйте обычному человеку огромный нос типа “шнобель 56-го размера”, и уже будет смешно. Я этим активно пользуюсь. Недаром все мои коты и птички со шнобелями. Но одним только шнобелем не рассмешишь, конечно!

Вообще, это тяжелая участь – рассмешить кого-либо…

Лет 15–20 назад без карикатур не обходилось почти ни одно печатное издание. А популярна ли карикатура как жанр сейчас?

Чтобы прочитать хороший журналистский материал читателю понадобится десять минут. Карикатура, краткая, ёмкая, лаконичная, порой, убойная, «читается» в несколько секунд – и эффект тот же, а то и сильнее. Теперь каждый сам себе юморист и карикатурист: что ни день в сеть выкладывается огромное число веселых картинок, демотиваторов от неизвестных весельчаков. Часто они неумелые и грубые, но бывают и смешные, злобные, актуальные. Они вполне успешно заменяют привычные карикатуры в газетах.

Сегодня в России, если верить журналу Forbs, олигархов больше, чем карикатуристов. Печально. Хотя мне нравится словосочетание – карикатурист-олигарх.

Воронцов6-б

Обижались ли на вас когда-нибудь за ваши карикатуры?

Не могу припомнить таких случаев. Ведь, на мой взгляд, у меня безобидные, беззлобные картинки. На лицо я постный, но добрый внутри. Я практически не улыбаюсь, и люди часто удивляются, когда узнают, что я рисую карикатуры и смешные иллюстрации для детей. Я много рисую картинок про котов, мышей, коров, слонов и маленьких, но гордых птичек. Например: стоит гражданин, жует батон, крошки летят на землю. На земле под ним маленькая, но гордая птичка, нахально заявляет: “Мужик, ты на кого батон крошишь?!” Может птички, коты, мышки, слоны и обижаются на меня за карикатуры, но пока я претензий не слышал.

Что такое смех, по-вашему?

Смех – это реакция организма на щекотку, это биологическая вещь. Искренний смех вызывают сурикаты на задних лапах. Ироничный смех вызывают заявления о бесплатной медицине. Истеричный смех вызывают многие наши политики, особенно депутаты. Каждый человек по-своему прав. А по-моему нет.

Много ли детских книг вы уже проиллюстрировали?

Воронцов2-бНаверно, их больше полусотни, не считал.

Первой моей книгой была раскраска «Сказки кота Васьки», напечатанная на дешевой газетной бумаге.

Следующей – книга Распэ в пересказе Чуковского «Занимательный Мюнхгаузен» – первый мой авторский проект, где я заложил свои основные принципы отношения к детской книге. Это смешная,
ироничная, игровая, познавательная книга, в которой художник спорит с автором, предлагая свои варианты продолжения развития и альтернативного прочтения сюжета. С Распэ и Чуковским вообще было приятно работать, потому что они совершенно не вмешивались в мой творческий процесс!

Заметной книгой для меня стала трилогия о «Самсоне и Роберто» о приключениях кота и пса, которые открыли пансионат для животных, такое Простоквашино по-норвежски. К изобразительному ряду я добавил немного игр, немного карикатур, немного своих иллюстративных фантазий относительно жизни главных героев и получилась книга, которую можно читать, рассматривать и играть. После нее издательство «Азбука» запустило серию «Очень прикольная книга».

Что или кто вдохновляет вас?

Когда работаю над книгой, я думаю только о мальчике Коле из Шепетовки, который выбирает в местной библиотеке, что почитать и решает, интересно ли ему будет еще и рассматривать книжку. Так и работаем вдвоем – мальчик Коля решает, дядя Коля рисует. Люблю работать с ироничными текстами. Мне вообще повезло: получается, что я сотрудничаю с авторами, которые нравятся, например, с текстами Олега Григорьева – у него за каждой строчкой вижу несколько иллюстраторских вариантов.

Получаю удовольствие от работы с текстами Хармса, Усачева, Седова, Шевчука. Они возбуждают идеи.

С Остером легко работается – его тексты уже смешно написаны, остается только проиллюстрировать фразу, усилив некоторыми подробностями.

Подробности – это одно из ключевых слов, описывающих мой стиль. Я люблю подробности и детали, которые, может быть, и не добавляют ничего к сюжету, но умиляют и радуют читателя, обнаружившего птичку в шляпке или мышку с кусочком сыра. Меня, в свою очередь, умиляют пытливые читатели, которые в книге «Тысяча и одна мышь» не досчитались мышей.

Сейчас завершаю работу над книгой талантливого автора Антона Сои про Звёздочку – лошадку, которая поёт.

А еще заканчиваю давать интервью для журнала Eclectic

 Воронцов1-б

Беседовала Элла Лацис
Фотографии: Дэн Каменский


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Мобильное кино выходит в прокат

«Смерть нам к лицу» —  полноценный полнометражный фильм, полностью снятый на мобильный телефон, в том числе самими актерами. Он выходит...

Звезды «Романсиады» в Кремле

В Большом зале Кремлевского дворца 1 февраля состоится концерт из цикла «Звезды «Романсиады» в Кремле» – концертная программа «Международный день...

Песни о любви в Татьянин день

22 января Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и Арт-Проект «ТенорА XXI века» исполнят в концерте самые красивые песни о любви...

Цифровая живопись или Сезонные колебания архитектора

В пространстве Cube.Moscow открывается выставка известного архитектора Ивана Шалмина, на которой он впервые покажет свои живописные произведения. Уже много лет...

Фестиваль Юрия Башмета впервые пройдет в Москве

Организаторы Зимнего международного фестиваля искусств под управлением народного артиста СССР, маэстро Юрия Башмета раскрыли его подробности. Но оставили интригу.

«Гастрономическая карта России» иностранной прессе

«Гастрономическая карта России» представила регионы «От Сибири до Северного Кавказа» на ежегодном новогоднем приеме Сергея Лаврова для иностранных журналистов.

Новая песня Таисии Повалий о первой любви

Певица – счастливая жена, мать и бабушка. Она прекрасно выглядит, много выступает и находит время для общения с внуком.

Алена Кравец отвоевала дочку и дом у бывшего мужа

Певица, ведущая, дизайнер и светская львица Алена Кравец провела новогодние праздники с дочерью Даниэлой. Мама и дочь не расстаются ни на секунду.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Мобильное кино выходит в прокат

«Смерть нам к лицу» —  полноценный полнометражный фильм, полностью снятый на мобильный телефон, в том числе самими актерами. Он выходит...

Звезды «Романсиады» в Кремле

В Большом зале Кремлевского дворца 1 февраля состоится концерт из цикла «Звезды «Романсиады» в Кремле» – концертная программа «Международный день...

Песни о любви в Татьянин день

22 января Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и Арт-Проект «ТенорА XXI века» исполнят в концерте самые красивые песни о любви...

Цифровая живопись или Сезонные колебания архитектора

В пространстве Cube.Moscow открывается выставка известного архитектора Ивана Шалмина, на которой он впервые покажет свои живописные произведения. Уже много лет...

Познавательный спектакль «Путешествие в космос»

02 февраля в театральном зале Госконцерта на Пушечной пройдет познавательный спектакль для детей — «Путешествие в космос» театра «Комикс». На сигнал из...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/