Его бестселлер «Один день в Древнем Риме» помог мне понаблюдать за Вечным городом словно сквозь замочную скважину, увидеть, как в пространстве его мощеных улиц, кривых двориков, многоуровневых колоннад и длинных портиков проистекает жизнь италийских сенаторов, греческих лекарей, гелльских наездников, египетских жрецов, испанских моряков и рабов-германцев…. Правда, случилось это уже после того, как были легкомысленно выброшены на ветер 100 евро за обзорную 2-часовую экскурсию с гидом, бывшим соотечественником. Далее книга Альберто Анджелы на протяжении коротких каникул из рук не выпускалась, она-то и наполнила цитатами этот скромный рассказ про один из старейших мегаполисов мира, «город на семи холмах», в котором регулярно бродят около 4-х миллионов туристов со всех уголков планеты. В общем, мы в Риме, допустим, эпохи Траяна…
«Во II веке нашей эры Рим находится в зените своего великолепия. Это действительно самое удачное время для посещения. Подобно империи, город переживает период максимальной территориальной экспансии, простираясь на 1800 гектаров, около 22 километров по периметру. Мало того. В нем насчитывается один или полтора миллиона жителей (а по некоторым оценкам, возможно, даже два миллиона, немногим менее числа жителей современного Рима!). Это самый густонаселенный город планеты в древности».
Благодаря порывистому ветру и дождю, мне достался аутентичный сувенир – с хвойных деревьев-великанов, похожих разом и на сосны, и на кедры, наполняющих жизнью многовековые достопримечательности Рима, посыпались гигантские шишки со слегка сладковатыми орехами. Зелень, несомненно, делает городу погоду – воздух свеж, несмотря на то, что мотоциклистов и владельцев миниатюрных авто на улицах – тьма.
«Рим – это около 450 гектаров публичных и частных садов, священных рощ, перистилей патрицианских особняков и так далее. Кстати, каким был настоящий цвет Рима? Если смотреть на город издалека, какие бы цвета в нем преобладали? Возможно, что эти два, красный и белый: красный цвет терракотовых черепичных крыш и ярко-белый цвет фасадов домов и мраморных колоннад храмов. То тут, то там в красноватом черепичном море сверкает на солнце зеленовато-золотым: это позолоченные бронзовые крыши храмов и некоторых императорских зданий (со временем бронза, окисляясь на воздухе, покрывалась зеленоватой патиной). И конечно, мы бы обратили внимание на несколько позолоченных статуй на вершинах колонн или на храмах, возвышающихся над городом. Белый, красный, зеленый и золотой: вот цвета тогдашнего Рима».
Исторический центр Вечного города стало запрещено перестраивать лишь в 18 веке, то есть, у нас есть все основания полагать, что Николай Васильевич Гоголь на прогулках видел точь в точь, что и мы – останки древних цивилизаций и памятники архитектуры Средневековья и эпохи Возрождения. Кстати, в начале 16-го века папа римский Юлий II позволял разрушать колонны, капители, мраморные скульптуры, украшавшие Италию на протяжении многих столетий, чтобы те перерабатывались в печах для производства кирпича и известняка для строительства новых зданий. Так появились на карте города, например, Собор Св.Петра и… развалины Великой империи, на которых стали пастись коровы, а еще позже – туристы с фотоаппаратами.
Не все знают, что современные многоэтажки – кальки жилых домов древних римлян – инсул! Их насчитывалось 46 тысяч! В историческом центре Рима высота домов не превышает 18 метров – это разумное соотношение датировано эпохой Траяна, меры по безопасности от частых пожаров и гибели людей. На нижних каменных этажах жили те, кто побогаче – предприниматели, торговцы, члены муниципального правительства, на верхних деревянных, в которых окна без стекол, – слуги, мелкие ремесленники с семьями.
«Дождливые дни – самые тяжелые, ведь приходится закрывать все окна и сидеть в потемках, зажигать множество терракотовых светильников или сальте свечи. В результате все помещения быстро пропитываются их запахом и неуловимыми частицами копоти. С годами на стенах и остальных поверхностях откладывается тонкий слой темного налета, который никто не счищает и который вносит свою лепту в антисанитарию этих помещений, и без того не блещущих чистотой».
Не принято было у римлян дома умываться по утрам, но это вовсе не означает, что они были нечистоплотным народом. Не взирая на материальное положение и пол, горожане буквально пропадали в общественных банях, термах, рассчитанных по современным меркам на 3 тысячи человек! Это были настоящие центры гигиены и здоровья, потому как там можно было не только помыться – посетить врача, массажиста, поиграть в некое подобие волейбола… Кругом ниши, «раковины», облицованные мрамором и мозаикой гроты с журчащей водой. Кстати, довольно уникальна водопроводная система с резервуаром – «Семь залов».
«Это громадные, длиною в десятки метров помещения, они сообщаются друг с другом многочисленными проемами. Потолки с арочными сводами расположены почти на высоте трехэтажного здания. В целом этот водный резервуар был способен вместить более 7 миллионов литров воды, получая ее по особому водопроводу».
Вода в Риме – отдельная история. Прозрачная, чистая, вкусная – пьют ее даже из под крана в гостиницах. Культ воды поддерживался тысячелетиями. Визуальный образ Вечного города был бы не полным без фонтанов, которых во времена Траяна было около 1400. Сейчас, уверяют экскурсоводы, около 3 тысяч.Говоря об архитектуре прошлого, в частности о прекрасных барельефах и статуях Древнего Рима, нельзя не упомянуть довольно шокирующую информацию: мастера свои произведения раскрашивали яркими красками, и не помышляли о том, что в будущем мы будем восхищаться ими в натуральном блеклом цвете.
«Римляне расписывают статуи яркими цветами: губы красные, лицо розовое, одежды синие, красные и так далее. Откровенно говоря, с непривычки нас несколько озадачивает эта пестрота, в ней есть что-то от наивной живописи…»
А теперь вообразим себе амфитеатр Флавия, известный, как Колизей. Эту арену для травли зверей, публичных казней и гладиаторских поединков соорудили всего за 10 лет. И она имела мало общего с легендарными руинами. 2 000 лет назад он представлял собой эллипс, куда вмещались от 50 до 70 тысяч человек. Под натяжным парусиновым тентом от палящего солнца – трибуны из белого травертина, наклоненные под углом 37°, статуи между бесконечными арками. Кругом питьевые фонтанчики и у мест знати еще одна услуга – опрыскивание розовой или шафранной водой. Шум, крики толпы – по 3 раза в день – зрители жаждали крови![one_half]«На этой арене были лишены жизни сотни тысяч людей, а по некоторым оценкам и больше миллиона! Если брать в расчет, что в среднем за месяц умирало 50-100 гладиаторов и осужденных (это очень скромная статистика для такого грандиозного сооружения, но в нее заложены и имевшие место в ходе веков «кризисные» моменты), в общей сложности выходит от 270 тысяч до полумиллиона человек… По мнению некоторых исследователей, эта цифра может быть и чуть ли не в два раза выше».
По счастью, в современном Риме нет больше рабства и культа жестокости, и совсем иной подход к «хлебу и зрелищам». Кстати, с хлебными изделиями, рецептов которых было не меньше 2 десятков, в Вечном городе всегда было все в порядке, его принято было есть, макая в вино. А вот помидоры, моцарелла, пицца, спагетти и кофе, естественно, в те времена напрочь отсутствовали в триклиниях – обеденных залах.
«Богатые римляне частенько устраивали пиры длительностью по 6-8 часов! Это был способ себя показать, завязать политические и деловые союзы. Скорее светский салон, чем ужин – только «приправленный» изысканностью устриц, жаркого из фламинго и отборного вина».
Свиное вымя, фаршированное морскими ежами, вульвы свиноматки в форме рыбы или языки цапли в меду вкушали обеспеченные горожане под звуки флейты, лиры и бубнов. Простой люд ел рыбью требуху, капусту, нут, чичевицу и бобы… Кухня Рима 21 века не нуждается в рекламе, многочисленные траттории переполнены теми, кто пристрастно относится к стране, куда хочется вернуться… Чтобы вновь шагнуть в глубь веков, чтобы прочувствовать до мурашек – целый мир был до нас! И что продолжение будет после.
Юлия Смолякова
Фотографии: Алексей Лохов
Метка Альберто Анджела, Италия, Перемена мест, Рим
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Лондон, в который хочется вернуться
Об этом городе написано очень много, но лучше всех о нем может рассказать человек, который знает столицу как свои пять пальцев – консьерж пятизвездочного отеля Sofitel Лондон Сейнт-Джеймс Джо Родригез
-
Сердце Кузбасса
В прошедшие выходные Кемеровская область отметила один из главных профессиональных праздников – день шахтера. Предлагаем вам познакомиться со столицей региона, молодым, но амбициозным городом Кемерово
-
Степная Венеция или «Где смотрит Африкой Россия»
В бесконечных степях юга России, там, где великая русская река заканчивает свой долгий путь, расположилась на 12 островах бойкая и...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.