Об этом мы поговорили с Сергеем Чуркиным, вдохновителем и соорганизатором первой в истории арт-фотографии международной выставки светоживописи.
Сергей, когда впервые соприкоснулись свет и фотография? Какова история их дальнейших взаимоотношений?
Свет и фотография всегда были вместе. Само слово фотография (от греч. «фотос» – свет и «графо» – пишу) и есть изображение, написанное светом.
Светоживопись, как мы ее понимаем, родилась из технической фотографии в конце XVIII века. В 1889 году профессор из Франции Этьен-Жюль Маре в процессе изучения движений человека с помощью световых датчиков получил первый осознанно выполненный рисунок светом. В 1914-м американец Фрэнк Гилберт, исследуя эргономику рабочего процесса посредством лампочек и фотоаппарата на длинной выдержке, получает карту перемещения рук рабочих. В 1918-м немецкий фотограф Кристиан Шад начал создавать абстрактные коллажи с уже явно художественными целями. Но подлинный толчок развитию светоживописи дал в 1930-х годах венгерский художник Ласло Мохой-Надь. После этого процесс пошел лавинообразно, и светоживопись состоялась как самостоятельное направление арт-фотографии.
А что из себя представляет светоживопись – это искусство или техника фотографирования?
Любое искусство осязаемо, и, следовательно, есть продукт техники (или технологии). Скульптура – техника литья, высечения по камню. Музыка – техника извлечения звуков. Танец – техника балансирования и перемещения в пространстве. При этом все упомянутые понятия – это искусство.
Светоживопись – не исключение. Мы используем технологические возможности фотокамеры – но в итоге получаем художественное произведение.
Рисование светом – пожалуй, самое необычное из всех искусств. Оно находится на стыке фотографии и живописи, в нем присутствуют элементы пластики танца или художественной гимнастики, подмешано немного высоких технологий, например, боевые лазеры или программируемые контроллеры, и, конечно же, изрядная доля внутреннего видения творца. Дело в том, что рисунок светом невидим для художника: в процессе его создания он рисует вслепую. Обычную картину можно творить годами, поправляя те или иные фрагменты в зависимости от того, насколько они гармонируют между собой, добавляя или удаляя разные детали…
Светохудожник создает свою картину с первой попытки в течение того времени, когда открыт затвор камеры, и исправить полученный результат уже не может.
Как сегодня представлено это направление в России и за рубежом?
Можно ответить двояко: неважно пока представлено. Потому что настоящее искусство только тогда «представлено», когда оно присутствует в массовом сознании. А сейчас, что в России, что за рубежом, светоживопись с трудом пробивается даже на специализированные выставочные площадки. Чего тогда уж говорить о повседневном присутствии в культурном пространстве?
А можно сказать и так: замечательно представлено! Потому что во всем мире рисуют светом десятки тысяч энтузиастов, из них в России – сотни. И качественный уровень многих художников уже вплотную подошел к общемировым стандартам арт-рынка. Другое дело, что о них мало пока кто знает, но именно это положение вещей мы и стараемся изменить.
Мы – это некоммерческая организация «Всемирный альянс рисующих светом» (Light Painting World Alliance). Он был создан почти год назад. И ключевая задача «Альянса» на стартовом этапе – популяризация светоживописи, введение ее в общемировое культурное пространство. А главный результат нашей работы – создание интернет-портала, на котором собирается уникальная база данных обо всех светохудожниках планеты. И как продолжение наших усилий – успешная реализация первой части проекта «Всемирная выставка светоживописи».
Чем светоживопись увлекла непосредственно вас?
Я профессиональный дизайнер. В работе использую традиционные инструменты: компьютер, графические программы. Когда впервые увидел рисунки, сделанные светом, понял – это новый, неисчерпаемый по возможностям рабочий инструмент. Начал экспериментировать и «подсел» окончательно. Передо мной открылись невероятные, сверхъестественные возможности самовыражения. Пределов нет – только ваша фантазия!
На мой взгляд, ваши работы словно воссоздают иную реальность, несут образы из других миров, природа которых нам неизвестна. А как вы продумываете кадр? Всегда ли знаете, что в итоге получится?
Да, светоживопись – это танец фотонов, которые много лет назад побывали в совсем другой галактике. Это настоящее чудо. Светохудожники стараются не использовать слова-термины из чисто фотографического лексикона: «кадр», «снимок», «фотография». Наши произведения мы называем «картиной светом», «светополотном». Разумеется, все идет от английского light painting. Конечно, свои «картины светом» я продумываю заранее, просто представляя в своем воображении, что` именно у меня должно получиться, но зачастую не знаю, что выйдет в итоге.
Мне очень понравилась ваша работа с огромным месяцем на заснеженной поляне. Как удалось создать эту удивительную атмосферу волшебной ночи?
Сам удивляюсь! Эта картина была выполнена 4 января этого года. Я отдыхал в Тверской области. Весь день шел сильный снегопад. Как стемнело, снег прекратился, вышла полная луна. Я проехал по лесной дороге до безлюдного места, нагрузился оборудованием и побрел куда глаза глядят. Нашел уютную полянку, остановился, закрыл глаза: время будто застыло. Показалось, что вид настолько красивый сам по себе, что любое вмешательство может только испортить его. Сначала я просто подсвечивал елки мощным фонариком, смотрел, что выходит. Красота неописуемая! Добавленный свет делал картинку объемной, театрально-декоративной. Подумал – вот было бы здорово, если бы луна стояла пониже к горизонту и тоже попала бы в объектив. И тут просто мороз по коже пробежал от догадки: если ее там нет, то ее следует просто нарисовать! Три дубля сделал, отрабатывая изображение месяца. А в последнем просто стрельнул фонариком прямо в объектив несколько раз – и получились звездочки.
Не так давно вам удалось организовать выставку светоживописи. Где можно подробнее узнать о работах, представленных на ней?
Да, в конце сентября этого года в Москве, в ЦДХ, с аншлагом прошла первая в истории арт-фотографии международная выставка светоживописи. Нам удалось собрать в одном зале сто замечательных работ 58 мастеров из 17 стран. Я особенно горжусь тем, что в нашей выставке приняли участие пять светохудожников, стоявших у истоков этого стиля: Эрик Сталлер, Джон Хескет, Камил Варга, Йозеф Седлак, Вики Да Сильва. Самая ранняя картина на выставке датирована 1976 годом! А самая «свежая» была выполнена за три недели до начала выставки. Получилась фантастически разнообразная коллекция: все мыслимые и немыслимые стили, техники, подвиды и жанры. Такого полного представления, думаю, не было никогда и ни у какого самостоятельного вида искусства. Безумно трудно было из 400 присланных замечательных работ отобрать эту «золотую» сотню.
Уникальная особенность нашей выставки – отсутствие физических экспонатов как таковых, все картины демонстрировались наиболее естественным для светоживописи образом: на экранах больших плазменных панелей в режиме слайд-шоу. Сами панели составляли некую единую мозаичную поверхность. Все вместе создавало ощущение непрерывно меняющейся световой галактики! Думаю, в следующем году такой формат станет трендом в мультимедийном выставочном пространстве. Мы планируем показ экспозиции во многих крупных городах планеты, для этого нам достаточно переслать туда по электронной почте комплект файлов – и все!
Выставка показала: людям нравятся душевно светлые, визуально яркие и экзистенциально проникновенные картины, и мы можем объединяться для развития этого искусства. Это главное наше достижение. Все сто светоживописных картин с этой выставки можно посмотреть на сайте по ссылкам здесь и здесь.
В преддверии зимних праздников расскажите, что бы вы сделали, если бы на одну ночь стали настоящим Дедом Морозом?
Я бы всю ночь провел раздавая подарки одиноким старикам. Им, как никому, необходимо тепло человеческого общения и забота в эти праздничные вечера. А если бы вы дали мне еще одну ночь с правами Деда Мороза, то раздавал бы подарки одиноким детям. Еще ночь – бездомным. Потом – брошенным животным. Зима – длинная, и работы хватило бы…
Беседовала Александра Гончарова
Иллюстрации: Сергей Чуркин
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Любовь Агафонова: «У меня всегда была мечта делать нечто невозможное и удивительное»
Искусствовед, галерист, коллекционер о Первой коммерческой сделке за 50 рублей, фуэте, приходе в арт-бизнес и новых проектах.
-
Моя жизнь – мои правила!
Оксана Герман – блогер, инфлюенсер, женский наставник, основатель женского комьюнити «Я совершенна!». Основатель собственного бренда одежды OG-BRAND.
-
Внезапно MASKOVNA
Наталья Масковна (MASKOVNA): ее творчество привлекает индивидуалистов - людей, любящих эксперименты, для которых чужды авторитеты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.