призвание

Все начиналось со света

Рисование светом – пожалуй, самое необычное из всех искусств. Оно находится на стыке фотографии и живописи, в нем присутствуют элементы пластики танца или художественной гимнас­тики

Светоживопись – современное и креативное направление в фотографии – имеет давнюю историю. Что мы знаем об этом жанре, который завоевывает сердца людей во всем мире? Какое оно, это новое искусство?

Об этом мы поговорили с Сергеем Чуркиным, вдохновителем и соорганизатором первой в истории арт-фотографии международной выставки светоживописи.

Автопортрет. 2011

Сергей, когда впервые соприкоснулись свет и фотография? Какова история их дальнейших взаимоотношений?
Свет и фотография всегда были вместе. Само слово фотография (от греч. «фотос» – свет и «графо» – пишу) и есть изображение, написанное светом.
Светоживопись, как мы ее понимаем, родилась из технической фотографии в конце XVIII века. В 1889 году профессор из Франции Этьен-Жюль Маре в процессе изучения движений человека с помощью световых датчиков получил первый осознанно выполненный рисунок светом. В 1914-м американец Фрэнк Гилберт, исследуя эргономику рабочего процесса посредством лампочек и фотоаппарата на длинной выдержке, получает карту перемещения рук рабочих. В 1918-м немецкий фотограф Кристиан Шад начал создавать абстрактные коллажи с уже явно художественными целями. Но подлинный толчок развитию светоживописи дал в 1930-х годах венгерский художник Ласло Мохой-Надь. После этого процесс пошел лавинообразно, и светоживопись состоялась как самостоятельное направление арт-фотографии.

А  что из себя представляет светоживопись – это искусство или техника фотографирования?

Фрактальная абстрактная фотография «Балерина», 2010. Художник Виктор Рибас Courtesy: Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Фрактальная абстрактная фотография «Балерина», 2010. Художник Виктор Рибас

Любое искусство осязаемо, и, следовательно, есть продукт техники (или технологии). Скульптура – техника литья, высечения по камню. Музыка – техника извлечения звуков. Танец – техника балансирования и перемещения в пространстве. При этом все упомянутые понятия – это искусство.

Светоживопись – не исключение. Мы используем технологические возможности фотокамеры – но в итоге получаем художественное произведение.

Рисование светом – пожалуй, самое необычное из всех искусств. Оно находится на стыке фотографии и живописи, в нем присутствуют элементы пластики танца или художественной гимнас­тики, подмешано немного высоких технологий, например, боевые лазеры или программируемые контроллеры, и, конечно же, изрядная доля внутреннего видения творца. Дело в том, что рисунок светом невидим для художника: в процессе его создания он рисует вслепую. Обычную картину можно творить годами, поправляя те или иные фрагменты в зависимости от того, насколько они гармонируют между собой, добавляя или удаляя разные детали…

Светохудожник создает свою картину с первой попытки в течение того времени, когда открыт затвор камеры, и исправить полученный результат уже не может.

Как сегодня представлено это направление в России и за рубежом?

Можно ответить двояко: неважно пока представлено. Потому что настоящее искусство только тогда «представлено», когда оно присутствует в массовом сознании. А сейчас, что в России, что за рубежом, светоживопись с трудом пробивается даже на специализированные выставочные площадки. Чего тогда уж говорить о повседневном присутствии в культурном пространстве?
А можно сказать и так: замечательно представлено! Потому что во всем мире рисуют светом десятки тысяч энтузиастов, из них в России – сотни. И качественный уровень многих художников уже вплотную подошел к общемировым стандартам арт-рынка. Другое дело, что о них мало пока кто знает, но именно это положение вещей мы и стараемся изменить.
Мы – это некоммерческая организация «Всемирный альянс рисующих светом» (Light Painting World Alliance). Он был создан почти год назад. И ключевая задача «Альянса» на стартовом этапе – популяризация светоживописи, введение ее в общемировое культурное пространство. А главный результат нашей работы – создание интернет-портала, на котором собирается уникальная база данных обо всех светохудожниках планеты. И как продолжение наших усилий – успешная реализация первой части проекта «Всемирная выставка светоживописи».

Чем светоживопись увлекла непосредственно вас?
Я профессиональный дизайнер. В работе использую традиционные инструменты: компьютер, графические программы. Когда впервые увидел рисунки, сделанные светом, понял – это новый, неисчерпаемый по возможнос­тям рабочий инструмент. Начал экспериментировать и «подсел» окончательно. Передо мной открылись невероятные, сверхъестественные возможности самовыражения. Пределов нет – только ваша фантазия!

На мой взгляд, ваши работы словно воссоздают иную реальность, несут образы из других миров, природа которых нам неизвестна. А как вы продумываете кадр? Всегда ли знаете, что в итоге получится?

Да, светоживопись – это танец фотонов, которые много лет назад побывали в совсем другой галактике. Это настоящее чудо. Светохудожники стараются не использовать слова-термины из чисто фотографического лексикона: «кадр», «снимок», «фотография». Наши произведения мы называем «картиной светом», «светополотном». Разумеется, все идет от английского light painting. Конечно, свои «картины светом» я продумываю заранее, просто представляя в своем воображении, что` именно у меня должно получиться, но зачас­тую не знаю, что выйдет в итоге.

Мне очень понравилась ваша работа с огромным месяцем на заснеженной поляне. Как удалось создать эту удивительную атмосферу волшебной ночи?

Лунная сказка. 2012? Сергей Чуркин

Лунная сказка. 2012, Сергей Чуркин

Сам удивляюсь! Эта картина была выполнена 4 января этого года. Я отдыхал в Тверской области. Весь день шел сильный снегопад. Как стемнело, снег прекратился, вышла полная луна. Я проехал по лесной дороге до безлюдного места, нагрузился оборудованием и побрел куда глаза глядят. Нашел уютную полянку, остановился, закрыл глаза: время будто застыло. Показалось, что вид настолько красивый сам по себе, что любое вмешательство может только испортить его. Сначала я просто подсвечивал елки мощным фонариком, смотрел, что выходит. Красота неописуемая! Добавленный свет делал картинку объемной, театрально-декоративной. Подумал – вот было бы здорово, если бы луна стояла пониже к горизонту и тоже попала бы в объектив. И тут просто мороз по коже пробежал от догадки: если ее там нет, то ее следует просто нарисовать! Три дубля сделал, отрабатывая изображение месяца. А в последнем просто стрельнул фонариком прямо в объектив несколько раз – и получились звездочки.

Не так давно вам удалось организовать выставку светоживописи. Где можно подробнее узнать о работах, представленных на ней?
Да, в конце сентября этого года в Москве, в ЦДХ, с аншлагом прошла первая в истории арт-фотографии международная выставка светоживописи. Нам удалось собрать в одном зале сто замечательных работ 58 мастеров из 17 стран. Я особенно горжусь тем, что в нашей выставке приняли участие пять светохудожников, стоявших у истоков этого стиля: Эрик Сталлер, Джон Хескет, Камил Варга, Йозеф Седлак, Вики Да Сильва. Самая ранняя картина на выставке датирована 1976 годом! А самая «свежая» была выполнена за три недели до начала выставки. Получилась фантастически разнообразная коллекция: все мыслимые и немыслимые стили, техники, подвиды и жанры. Такого полного представления, думаю, не было никогда и ни у какого самостоятельного вида искусства. Безумно трудно было из 400 присланных замечательных работ отобрать эту «золотую» сотню.

Мы раскрашиваем твои сны. Художник HoryMa

Мы раскрашиваем твои сны. Художник HoryMa

Уникальная особенность нашей выставки – отсутствие физических экспонатов как таковых, все картины демонстрировались наиболее естественным для светоживописи образом: на экранах больших плазменных панелей в режиме слайд-шоу. Сами панели составляли некую единую мозаичную поверхность. Все вместе создавало ощущение непрерывно меняющейся световой галактики! Думаю, в следующем году такой формат станет трендом в мультимедийном выставочном пространстве. Мы планируем показ экспозиции во многих крупных городах планеты, для этого нам достаточно переслать туда по электронной почте комплект файлов – и все!
Выставка показала: людям нравятся душевно светлые, визуально яркие и экзистенциально проникновенные картины, и мы можем объединяться для развития этого искусства. Это главное наше достижение. Все сто светоживописных картин с этой выставки можно посмотреть на сайте по ссылкам здесь и здесь.

В преддверии зимних праздников расскажите, что бы вы сделали, если бы на одну ночь стали настоящим Дедом Морозом?

Я бы всю ночь провел раздавая подарки одиноким старикам. Им, как никому, необходимо тепло человеческого общения и забота в эти праздничные вечера. А если бы вы дали мне еще одну ночь с правами Деда Мороза, то раздавал бы подарки одиноким детям. Еще ночь – бездомным. Потом – брошенным животным. Зима – длинная, и работы хватило бы…

Беседовала Александра Гончарова
Иллюстрации: Сергей Чуркин

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/