Мы развиваемся только тогда, когда покидаем «зону психологического комфорта». Но выход из зоны комфорта всегда связан со стрессом. Стресс – ответная реакция организма на нарушение эмоционального спокойствия и равновесия. Стресс имеет три фазы: тревога, сопротивление (агрессия), истощение (апатия). Если в одной из них находится сотрудник компании, он теряет эффективность и продуктивность, начинает совершать ошибки, разрушает здоровую атмосферу в коллективе, выступает демотиватором для коллег. Все это может привести к печальным последствиям: сотрудника – к увольнению, а компанию — к убыткам, и именно поэтому важно уметь управлять стрессом.
Причины стресса и зоны риска
В зоне высокого риска затяжного стресса находятся сотрудники клиентских отделов. Им часто приходится сталкиваться с критикой и агрессией недовольных клиентов. Высокому риску эмоционального выгорания подвержены и сотрудники отдела продаж, работа которых также связана с ежедневным общением с людьми. В основе стресса может лежать и ошибка руководителя, который возложил на сотрудника обязанности, не соответствующие его возможностям. И теперь сотрудник находится в постоянном напряжении, сомневается в своих силах, боится увольнения.
Советы сотрудникам
Высыпайтесь
Организм обладает возможностями адаптироваться к стрессовой нагрузке, будь то работа или спорт, но для этого ему нужно время на восстановление сил. Хороший сон и правильное питание – это необходимость. Ежедневное стремление к высоким результатам без этих составляющих быстро выматывают человека и может привести к депрессии и низкой самооценке. Истории про великих людей, которые мало спали и много работали, хороши лишь для чтения. Мозг во время сна закрепляет знания, упорядочивается информация, работает подсознание, повышается способность противостоять стрессу и усиливается эффект от физических тренировок.
Смените обстановку
Старайтесь сменить обстановку на выходных. Это может быть и продолжительная загородная прогулка пешком или на велосипеде, экскурсия в соседний город. Наилучший эффект будет достигнут, если в этот день вы не заглянете в социальные сети, не станете тратить время на телефонные разговоры с друзьями или на «только один рабочий звонок». Помогает и медитация, смена деятельности. Плавание, длительные пробежки также способствуют лучшей релаксации. Если вы в дистрессе 2-3 месяца и более, то при первой же возможности возьмите отпуск продолжительностью не менее 2-х недель. Единого рецепта нет – надо пробовать и найти то, что вам помогает выйти из стрессовой ситуации.
Планируйте рабочий день
Каждый день составляйте план выполнения задач, оценивайте временные затраты на каждую из них. Если у вас затяжной стресс, то не бойтесь сказать «нет» руководителю или коллегам на просьбу взять еще одно задание или дополнительные обязанности. Объясните ситуацию. Ваши физические силы и творческие возможности не бесконечны, и если они иссякли, то плохой результат выполненной работы гарантирован.
Учитесь держать дистанцию
Если вы в процессе работы обязаны общаться с неприятными для вас людьми, то научитесь блокировать чужие отрицательные эмоции. Вежливость и эмоциональная дистанция помогут вам противостоять «энергетическим вампирам». Для этого надо уметь контролировать свои эмоции и смотреть на конфликтную ситуацию со стороны, «подняться над ней». Может быть, стоит пройти психологические тренинги.
Анализируйте свое состояние
Сформулируйте и перечислите для себя все причины стрессовой ситуации. Развивайте эмоциональный интеллект. Часто нелепые факты становятся причиной серьезного стресса из-за излишней эмоциональной их оценки. Старайтесь видеть картину в целом, а не только отдельные факты, и смотрите в будущее, умейте видеть перспективу — стрессовая ситуация не тупик. Причиной дистресса может быть и недовольство работой, карьерой, завышенными ожиданиями. В этом случае посмотрите на себя и свою работу по-другому. Глупо тратить силы на поиски идеальной работы, начальника, коллектива. Мыслите позитивно, конструктивно, и это поможет мобилизоваться и проявить себя.
Советы руководителям
Александр Красавин, первый заместитель председателя правления корпорации «Баркли»:
Если вы начали замечать, что один из ваших сотрудников находится в состоянии стресса, немедленно принимайте меры. Ждать, когда жизнь сотрудника и его работа наладятся сами собой, опасно. Когда состояние тревоги перейдет в состояние агрессии, дружеская атмосфера в коллективе подразделения будет нарушена. При первых признаках кризиса HR-специалисту или руководителю необходимо выяснить его причины, проанализировать их и найти решение.
Организовывайте психологические тренинги
Если в основе вашего бизнеса — клиентский сервис и ваши сотрудники обязаны в процессе работы общаться с людьми, помогите им научиться вести переговоры с клиентами так, чтобы результат был выгоден компании, а процесс не разрушал эмоциональной защиты сотрудника. Это навык, который можно и нужно тренировать. Существует множество техник и методик, выберите наиболее подходящую, исходя из специфики бизнеса.
Подключайте HR-отдел
Одна из задач HR-подразделения в компании – следить за атмосферой в коллективе. При любых тревожных симптомах специалисты этого подразделения должны провести диагностику, выяснить причины и предложить решение. Агрессором может быть обиженный или уставший от постоянных перегрузок сотрудник, впасть в апатию может «эмоционально выгоревший» сотрудник, чьи идеи и инициативы не принимаются во внимание, кого постоянно обходят повышением или поощрением.
Проводите антистрессовую профилактику
Внедрите практику проведения регулярных опросов среди сотрудников для оценки их удовлетворенности своей работой и положением в компании. Хороший инструмент – анонимные опросы с открытыми вопросами, когда у сотрудника есть возможность честно и без страха высказать все, что накопилось. Не менее важно для профилактики стрессов обязательно хотя бы раз в год отправлять людей в полноценный отпуск.
Обустройте зоны отдыха в офисе
Если позволяет площадь, то организуйте зоны отдыха в опенспейсах, красиво оформите офисное пространство. Предусмотрите места, в которых сотрудники смогут неформально общаться. Я не раз замечал, что возможность поговорить с коллегами на личные темы, способствует росту синергии на совместных проектах.
Мотивируйте сотрудников
При хорошей мотивации ниже риск возникновения стресса в коллективе и выше готовность мобилизоваться для достижения серьезного результата. Работа с азартом поможет достичь значительных успехов. Вспомните, как Том Сойер превратил скучный и унылый процесс покраски забора в желанное занятие для других мальчишек. На насмешки своих приятелей, что его наказали работой, он ответил: «Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе». Продемонстрировав свой интерес, Том увлек остальных.
Ставьте цели, создавайте условия для самореализации
При достижении цели уверенность сотрудника в своих силах растет, повышается его эффективность. Поэтому на первый план выходит необходимость правильной постановки целей и планирования. В «Баркли» существует система квартальных целей и КПЭ, перед сотрудниками ставятся конкретные задачи и предоставляется определенная свобода действий для их решения. В такой системе любой сотрудник быстро растет и совершенствуется профессионально.
Кирилл Комаров
Фото: firestock.ru
Метка Психология
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Лариса Арсланова. Тайны ораторского мастерства
Что нужно для того, чтобы достучаться до своего собеседника, донести свою мысль, побудить его сделать что-то? Во всем этом незаменимым помощником является ораторское мастерство.
-
Эльмира Щербакова – посол театра и мира
Неспроста ее называют послом театра, дружбы и мира. В чём секрет её успеха?
-
Работающие танцоры — это люди, слишком сильные духом
Профессиональный танцор и педагог Александра Мартынова рассказывает о том, как выгорают артисты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.