призвание

«Дрессированная девочка на шаре»

В шоу Дементьева-Корнилова слоны могут пролезать друг под другом, жонглировать хулахупами, стоять всеми четырьмя ногами на шаре....

«Хочешь, я загадаю тебе загадку? Итак: нос, как хвост, под ним – рога, 
каждая – столбом – нога, сам огромный, словно дом! Кто это?» Конечно…

В это время мы с моей шестилетней дочерью мчались в Цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре, она – поглазеть на репетицию выступления слонов, а я – пообщаться с потомственным дрессировщиком этих животных, Андреем Дементьевым-Корниловым. Побывать в святая святых – за кулисами цирка – нас заставили впечатления от представления, просмотренного накануне: хотелось удостовериться – это был обман зрения, или действительно здоровенные уроженцы Индии способны выполнять трюки, более подходящие юрким зверькам средней полосы России? В шоу Дементьева-Корнилова слоны могут пролезать друг под другом, жонглировать хулахупами, стоять всеми четырьмя ногами на шаре…. Непосвященным непонятно – как и почему эти мощные гиганты слушаются таких уязвимых и вполне беззащитных перед ними людей? С одной стороны восхищение вызвали номера дрессировщика и его подопечных, с другой – появилось смутное недоверие к происходящему – а вдруг хоботастых артистов силой заставляют развлекать цирковую публику? Наш разговор с Андреем Дементьевым-Корниловым начался с убедительного требования развенчать миф о том, что к животным, занесенным в Красную книгу, за пределами манежа могут относится жестоко…

Андрей Дементьев-Корнилов

Андрей, скажите откровенно, как живется и работается слонам в неестественных для них условиях?

У нормальных людей есть правило – доказывать что-то надо поступками, а не словами. У нас пятница-суббота-воскресенье – рабочие дни, а с понедельника по четверг – выходные. Каждое лето на 4 дня мы обязательно вывозим наших животных на природу, в Астрахань или куда – нибудь в Краснодарский край, где они могут бегать, плавать, пить воду из окрестного водоема, обсыпать себя песком, есть листву с деревьев, чесаться о них, ломать ветки. Этот процесс их развивает и успокаивает…. Я благодарен своим родителям за то, что они привили мне любовь к слонам, научили опекать их. Надо сказать, изначально наши слонихи были выращены в неволе. И это история не про то, как маленького слоненка отбивают от стада, хватают с вертолета и заточают в клетку. Эти азиатские животные изначально живут рядом с человеком, находятся в близком контакте с ним, и уже на подсознательном уровне готовы к дрессуре.

Репетиция номера в Цирке Юрия Никулина

Репетиция номера в Цирке Юрия Никулина

То есть, если ваших подопечных привезти на историческую родину и выпустить на волю, то еще неизвестно, как они себя поведут, и что с ними станется?

Да, конечно. Мы даже проверяли: отпускали животных, целый день они гуляли, а потом обязательно возвращались назад, к нам в лагерь, потому что они знают: здесь им всегда почистят морковку, картошку, капусту, предложат ужин. Им у нас хорошо, сытно. На завтрак – каша, на репетиции – сладкая подкормка – бананы, яблоки, в промежутках – сено. И слоны понимают, что если хорошо выполнят задание, обязательно получат вкусное вознаграждение.

Вы сказали, что работаете с азиатскими слонами, но есть же еще африканские, почему их не дрессируете?

У нас была африканская слониха по имени Флора. Нрав у нее был строптивый. И оно понятно, африканцы нормально работают где-то до 13 лет, после этого возраста у них наступает период полового созреваниея- ломается характер, они начинают вести себя агрессивно. Единственным, кого слушалась Флора, был мой отец. Но после его смерти слониха не видела ни в ком авторитета, начала тягаться амбициями. Однажды она улучила момент, когда у манежа была только детская публика, и накинулась на маму (Народную артистку России Таисию Корнилову – Ред.) Видимо, Флора поняла, что кругом дети – они никак не смогут противостоять…. Потом напала на старшего дрессировщика Петра Сердюченко, который работает больше 30 лет в нашем аттракционе, и мы вынуждены были отдать ее в зоопарк, потому что не могли рисковать ни собой, ни людьми, которые приходят в цирк. К сожалению, бывает и такое. Работа с животными – это опасно. И вот у нас остались азиатские девочки…

У девочек более покладистый характер?

Да, а с самцами работать опасно. Они могут бить слоних, даже людей. У дрессировщиков ведь прямой контакт с животными – мы подходим к ним, чистим, одеваем, выводим на представление, работаем и обратно ведем. У нас – не как в зоопарке, где слоны стоят в заграждении, и в случае необходимости их могут переводить в другой вольер и закрывать там.

Поделитесь, какими секретными знаниями должен обладать дрессировщик?

Первое, может, это и выглядит пафосно, необходима любовь животным. Слонов надо любить и относиться к ним по-настоящему, а не как к исходящему реквизиту – сегодня есть, завтра нет. Второй принцип, которому меня обучили, если ты хочешь добиться чего-то от другого, добейся этого в себе, то есть должен в первую очередь работать над собой и только потом можешь что-то требовать от других. Третье – это терпение. Сегодня у животного может быть хорошее настроение, а завтра, как и послезавтра, не исключено плохое. Тебе надо перетерпеть эти дни, не нервничать и не нервировать животное, а просто дождаться благоприятного момента.

Как часто вам приходится репетировать номера со слонами?

Отдых – пару дней в неделю, а все остальное время уходит на репетиции. Это как китайская гимнастика – повторяем без конца, до автоматизма доводим каждое движение. Случается, что опаздываем и приезжаем в какой-то город прямо к выступлению, но ничего – слоны выходят на арену и все делают без ошибок. Работаем так, чтобы даже через месяц-два простоя животные могли бы вспомнить трюк и выполнить его безукоризненно.

А есть у слонов индивидуальные актерские данные, или можно любого дружелюбного животного обучить определенным сценическим навыкам, сделать артистом цирка?

слон-2-бМне не приходилось наблюдать, например, чтобы кто-то из слонов стеснялся выйти на манеж. Ведь перед тем как выпустить слоненка к публике, он проходит очень длительный процесс привыкания. Сначала мы малышку приглашаем в слоновник, она знакомится с людьми, которые ее гладят и кормят. Потом буквально на два-три шажка выводим из оттуда, чтобы она почувствовала новую для себя атмосферу, со светом, музыкой и аплодисментами, и когда захотела – ушла бы к себе домой. Так, постепенно, привыкая к социуму, слон добирается до манежа. И все же бывают примеры настоящего артистизма – взять нашу маленькую Марго! Находясь за кулисами, она постоянно рвется к зрителям и стремится выбежать на манеж даже тогда, когда не ее выход. Порой забывает делать трюки, а только стоит, смотрит на всех и ждет, чтобы ей радовались, улыбались и хлопали.

Да, Марго нас удивила! Не слоненок, а обезьянка, кажется, ей подвластны любые цирковые номера. Впрочем, коронный трюк – стойку на шаре выполняет пока другая слониха. Но объясните, как животное с весом в несколько центнеров умудряется держать равновесие на столь неудобном предмете?

Представьте покадровую съемку. В ней можно уловить движение, если прокручивать пленку быстро. То же самое и здесь. Шар сначала фиксируется, слон обнюхивает его, привыкает. Потом ставит одну ногу на предмет, после вторую, третью, четвертую. Потом с шара убирается фиксация, но мы делаем ограничение в его передвижении вперед.

Постоянно останавливаемся, подкармливаем слона. И так по чуть-чуть закрепляем это умение. Просто нужны время и терпение. Конкретно этот трюк репетировался 4 года.

Вы – потомственный дрессировщик, представитель династии. Чем вы отличаетесь от своих коллег, как сказывается на работе ваш статус?

Думаю, не очень важно, пришел ты на манеж после циркового училища или «родился в опилках», провел здесь все свое детство. Ты – то, что показываешь на арене. Можно только снимать шляпу перед каждым артистом, который развивает наше искусство, приукрашает его. Но, конечно, существует какая-то ответственность перед фамилией, которую мы несем. Это же честь, гордость наших предков, которые заслужили уважение и славу за многие годы работы. И будет неправильным бросить тень на свою фамилию, пустить ее в разнос.

Вы застали своего деда на манеже, работали с отцом, сейчас вместе придумываете совместные программы с бабушкой и мамой. Как со временем меняются цирковые представления со слонами?

В дрессуре поменялся темп. Животные на манеже стали более подвижные, идут в ногу со временем, а не как раньше – степенно вышагивали. Поток информации – исследования, фильмы, программы – нам на руку. С каждым годом мы про слонов больше узнаем, а значит понимает их лучше. Например, есть у меня мечта, перешедшая мне в наследство от папы и мамы, – сделать базу для животных, где они могли бы жить и размножаться. Это также было бы кстати и для слонов преклонного возраста, отслуживших многие годы в цирке. Думаю, люди с удовольствием приезжали бы на такую базу, расположенную, скажем, в Краснодарском крае, и наблюдали бы за тем, как эти великаны ведут себя в природе. Но пока, к сожалению, это все разговоры. Мысль материальна – может быть, когда-то она дойдет до тех, кто способен нам помочь в этом. Или я сам заработаю деньги, чтобы решить этот вопрос.

Будни в слоновнике

Будни в слоновнике

А если говорить о мечте, требующей не денег, а мастерства. Существует ли в вашей фантазии номер, который вы часто обдумываете, чтобы рано или поздно показать публике?

Я хочу, чтобы слон что-то рисовал. В Таиланде такое шоу уже показывают, а наш слон пока только кисточки съедает. И еще хочу сделать трюк на подкидной доске. Чтобы один слон отбивал этот предмет, а я задним сальто прыгал на другого животного. Этот номер исполняют в мировом цирке, я пока нет.

Мы видели вас на арене при полном параде – в гриме, костюме, с кучей каких-то сценических аксессуаров. И я, признаться удивились, что вы показали себя на манеже буквально во всех цирковых жанрах, разве что фокусов не демонстрировали. Теперь что, все в бывшем советском цирке так работают?

Нас так воспитывали – артист должен быть всесторонне развитым, обязан уметь делать многое. Но я не могу сказать, что действительно мне подвластно все. Например, жонглировать могу только тремя, может, четырьмя предметами. Еще раньше занимался клоунадой. Образ у меня был такой – чудаковатый путешественник с чемоданом, со шляпой, в очках. Мне продавали билет, который оказывался недействительным. Я приходил, искал свое место, не находил, устраивал скандал, вываливался на манеж. Меня выгоняли, но я выбегал снова, потому что влюбился в цирк. И по сюжету спектакля, в финале уже работал со слонами.

Сюжетная линия перекликается с жизнью. Самое главное в вашей профессии – умение создавать шоу вместе со слонами. Вы многое знаете об этих грандиозных существах. Скажите, чему люди могли бы у них поучиться?

Доброте. А ведь это, наверное, самое важное. Слоны – большие, добрые, едят только траву…. У них, без сомнения, есть, чему поучиться.

 

Выступление Андрея Дементьева-Корнилова

Выступление Андрея Дементьева-Корнилова

Беседовала Юлия Смолякова
Фотографии: Антон Володин, Светлана Мельникова

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/