афиша

Дягилев. Генеральная репетиция

Третьяковская галерея открывает, пожалуй, самый ожидаемый проект нового сезона — выставку-премьеру своей коллекции артефактов, связанных с именем Сергея Павловича Дягилева (1872–1929), величайшего культуртрегера, выдающегося импресарио, человека, сделавшего как никто другой невероятно много для популяризации русского искусства в мире.


Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева и стала возможна благодаря важнейшим приобретениям музея за последние три года. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, Третьяковской галерее удалось приобрести за рубежом уникальную коллекцию из 20 сценических костюмов к балетам первых дягилевских сезонов. В экспозиции представлено 13 из них, а также знаменитые черные пуанты Тамары Карсавиной и сапоги половецкой девушки к балету «Половецкие пляски» — модель обуви, после премьеры тут же ставшая в Париже модным аксессуаром. Эти экспонаты являются основными акцентами выставки и главной ее сенсацией. Костюмы исполнены по эскизам Льва Бакста, Николая Рериха, Александра Головина, Наталии Гончаровой, Анри Матисса и представляют не только художников, но и изготавливавших костюмы мастеров: от безымянных вышивальщиц до звезды пошивочного цеха Варвары Каринской, знаменитой российской и американской художницы по костюмам.
Настоящий проект — это уже второй подход музея к теме дягилевских сезонов: в 2009 году Третьяковская  крупную выставку «Видение танца», приуроченную к 150-летию «Русского балета Сергея Дягилева». За прошедшее время специалисты музея провели разносторонние исследования фонда Галереи, связанного с темой «Русских балетов…», был накоплен значительный научный материал, а приобретения новых художественных артефактов дают возможность утверждать, что нынешняя выставка — настоящая «генеральная репетиция» будущего именного зала, точнее, исследовательского центра Сергея Дягилева, который откроется в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу после его реконструкции.
Художественный критик, организатор выставок, автор статей и книг, один из создателей объединения и журнала «Мир искусства», гениальный балетный антрепренер, Сергей Дягилев кардинально изменил роль и место балета в культуре и обществе. Знаменитые «Русские балеты…» произвели настоящую революцию в театральной сфере, их танцовщики и хореографы создали балет ХХ века, а художники определили принципы оформления спектаклей, актуальные и сегодня.


Выставка не ставит целью охватить всю историю антрепризы. Однако в ней прослежены ключевые этапы деятельности «Русского балета Сергея Дягилева», эволюция репертуара, поиски и трансформация стиля постановок. Экспозиция соединяет разновременные эпизоды, демонстрируя те спектакли, которые в данный момент Третьяковская галерея имеет возможность «показать» зрителю с наиболее выигрышной стороны.
Третьяковская галерея обладает одной из самых значительных в мире коллекций, связанных с «Русским балетом Сергея Дягилева» — с их парадной и скрытой от зрителя сторонами.
В 1989 году из Франции Галерея получила уникальное собрание произведений Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, переданное по завещанию его второй жены — Александры Ларионовой-Томилиной. Вместе с живописными и графическими работами в музей поступили архив, библиотека и огромная личная коллекция Ларионова. Из этой коллекции в экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций, аутентичные фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Ирины Бароновой и других. Среди редчайших экспонатов на выставке — шрифтовые афиши «Русского балета Сергея
Дягилева», театральные программки. Подобного материала из-за его хрупкости и «нехудожественности», утилитарности в России нет, он сохранен только благодаря фанатичной преданности Ларионова-коллекционера теме театра.
Интереснейшая часть проекта — материалы, связанные со знаменитым театральным задником (10 х 23 метра), выполненным в 1908 году Николаем Рерихом для балета «Половецкие пляски».
Следуя приверженности Дягилева к эксперименту, кураторы и дизайнеры выставки вводят в экспозицию игровой элемент, чтобы дать зрителю возможность почувствовать себя в театральном закулисье: в гримерных, декорационных и пошивочных цехах и даже у балетного станка в репетиционном зале с традиционными зеркалами во всю стену.


Выставку сопровождает обширная образовательная программа, а также издание «Дягилев. Генеральная репетиция» — своеобразный путеводитель по выставке, в расположении материала повторяющий структуру экспозиции, где каждый зал посвящен одному или нескольким балетам.
Одновременно это своеобразный аналог программки, сопровождающей спектакль, где даны информация о балете и истории его создания, фотографии хореографов, исполнителей, эскизы оформления. Проект реализован при поддержке Банка ВТБ.

Фото: пресс-материалы


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Ежегодная акция «Рисуем вместе»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет ежегодную акцию «Рисуем вместе», которая состоится 27 августа. Посетителей ждут творческие мастер-классы,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/