Он молод. Талантлив. Увлечен музыкой. Поглощен даже. «Иногда я просыпаюсь и понимаю, что срочно должен что-то записать. Забываю позавтракать, и сразу сажусь работать» — говорит Никола Мельников, 22-летний пианист и композитор. Сегодня как раз такой день. Мы встречаемся в обед в Mandarin Piano Bar. Никола здесь музыкальный директор. Поэтому вокруг разливаются чарующие мелодии в исполнении клавишных, а мой визави точно знает, что выбрать из меню. Уже вторая половина дня, и пора бы, наконец, позавтракать. Однако мы начинаем разговаривать и заказанное блюдо остается остывать. Увлекающийся человек.
Из 22 лет 18 он посвятил фортепианной̆ музыке. Еще в 4 года родители обнаружили в ребенке абсолютный слух. Сейчас он студент выпускного курса РАМ им. Гнесиных. Тысячи часов, потраченные на изучение основ гармонии, истоков и законов фортепианного искусства, сделали из него музыканта и мастера совмещения классической, авангардной и электронной музыки. А талант, обаяние и трудолюбие позволили стать резидентом клуба Chateau De Fantomas, музыкальным директором Mandarin Bar, автором музыки к спектаклю «Копы в огне», саундтреков к фильмам и музыки для рекламы международных брэндов. А также хедлайнером презентаций, кинопоказов, музыкальных перфомансов для Louis Vuitton, Hugo Boss, RADO, Bacardi, Arcenicum, Huawei, Concept Club, SNOB, Buro 24/7 и др.
Вообще как вы все успеваете, в ваши-то 22 года! И занятия классической музыкой, выступления, «диджействование», написание музыки, в том числе к рекламным роликам, музыкальный директор, у вас на стене висит четкий план по захвату мира?
Конечно, надо все планировать. Но в общем надо просто стараться жить. Оглядываясь назад, я понимаю, что уже сделал многое. Но в голове у меня было одно лишь творчество. Сейчас я продолжаю двигаться в выбранном направлении. Происходит очень много разной работы.
Например, недавно был очень интересный тур в Питер. Там мы успели и записать на студии несколько вещей, подготовить программу и выступить с ней, «сделать» несколько ди-джей сетов и моих сольных выступлений. Не могу сказать, что я сильно устал. Наоборот, меня это вдохновляет на что-то новое. Вернулся в Москву, приехал на студию и сразу начал писать.
В будущем вы видите себя электронным музыкантом или все же исполнителем классической музыки?
Дело как раз в том, что я чувствую себя способным совмещать. Одно не мешает другому. У меня есть много идей, которые мне хотелось бы реализовать. Сейчас основной пункт – выпуск альбома. Он запланирован на апрель.
Что в нем ждет слушателей?
Несколько композиций неоклассической музыки. Это будет такая «киномузыка», навеянная впечатлениями и людьми, которых я встречал в последние годы. Плюс несколько live’ов. Я записал их специально для альбома в разных местах на инструментах, которые мне очень нравятся.
Live – это, грубо говоря, импровизация?
Да, все как на концерте. Вот на видео проекта Fairlane Acoustic – я ведь совершенно не готовился. В итоге я обыграл не одну, как предполагал, а две темы. Первую из них я придумал несколько лет назад, через пару месяцев после того, как я начал сочинять музыку, и посвятил ее своей маме. Вторая – «Inseption» , возможно, станет заглавным треком моего альбома. Еще есть время это решить.
Уже придумали название будущему альбому?
Альбом будет называться 22. Это не только мой возраст и музыкальное отражение важного этапа жизни, но и мощное число, которое поддерживает меня с момента появления на свет. Я родился на улице Академика Павлова 22, вырос в 22-й квартире, это номер дома моей бабушки, а 22 числа каждого месяца со мной случаются самые волшебные вещи. Я всегда думал, что будет со мной когда мне исполнится 22? Поэтому подойдя к этому моменту с тем результатом, который готов показать в альбоме, даже не сомневался в названии.
Ваше право… А экономические сложности, постигшие страну, не отразились на планах выпуска альбома?
Видимо, я общаюсь с такими людьми, которые считают, что мы живем один раз, и не идут на компромиссы. То же самое я вижу и на концертах: лучше или хуже экономика – люди приходят слушать музыку. Кризисы скорее влияют на какие-то мэйнстримовые вещи. Возможно у Филиппа Киркорова и Стаса Михайлова стало меньше концертов. Но у нас все по-прежнему.
У названных артистов – ценник заоблачный, может поэтому и корпоративов меньше. А вы, вообще дорогой артист?
Думаю – да. Но все зависит от задач, если речь о написании музыки, или события и объема вовлеченности. Сейчас мы сконцентрированы на работе в Европе, структура финансовых взаимоотношений там отличается от наших реалий. Тем не менее, на весну-осень у меня запланирован ряд концертов за пределами нашей страны, и это не только Европа – Америка, Франция, Юго-Восточная Азия. Выступления piano-live, диджей-сеты.
2015 год назван годом Монако в России. Поэтому я готовлю специальную программу из произведений композиторов этой страны и их французских коллег. От истоков музыки этих стран, трубадуров и труверов, нотердамской школы до современных электронных композиций – Жан Мишель Жар, М83.
А кто ваши музыкальные кумиры?
Не могу сказать, что у меня есть кумиры, но вдохновляют меня люди, которые являются вершиной гармонии в классической музыке, такие как Шопен, Бах или Рахманинов. Все, что наполнено божественной гармонией. Бах, например, жил в то время, когда никаких аудионосителей не было. Он не мог услышать музыку по радио, где-то заимствовать свои идеи. Все, что он создал – результат его фантазии. Человек сотворил целую музыкальную эпоху. И его слушают до сих пор, через 500 лет. Это очень сильно. Для меня – просто второе пришествие. Как такое приходило в голову!?
Сейчас есть возможность прослушать громадное количество музыкального контента. С одной стороны – это хорошо. С другой – наоборот. Ведь все возможные гармонические ходы уже давным-давно обыграны. И главная цель каждого музыканта – найти свой уникальный, очевидный всем стиль, делать то, что до него еще не делал никто. И чтобы его произведения слушали потом еще долгие годы. Поэтому я понимаю, что чем больше я делаю проектов, тем больше шансов, что так в итоге и выйдет.
А если говорить о пианистах?
Владимир Горовиц – абсолютно гениальный человек. К сожалению, его уже нет с нами. Но он абсолютный уникум. В 90 лет он продолжал играть блестяще. Мне не раз приходилось видеть как с возрастом у исполнителей портится аппарат, техника или они начинают по-другому относиться к игре, а он всю жизнь играл на высшем уровне.
Многие считают, что если человек играет громко и быстро, значит – чувак крут! Сейчас много молодых пианистов, которые супер технически оснащены и играют очень сложные вещи. Но для меня самое важное не это. Главное – прикосновение. Оно уникально у каждого. И есть миллионы градаций прикосновения к инструменту, и сможешь ли ты найти свое – вот в чем вопрос. Как было у Горовица. Он выходил на сцену и несколькими нажатиями на клавиши брал публику «за горло».
Что такое «хит»? Это – найденная музыкальная волна, которая «подходит» наибольшему количеству людей. Такое чувство, что этот человек знал эту частоту в рояле. Это же не электронная музыка, когда можно повторить запись много раз. Каждое выступление – единственное.
Хочется создать собственный хит? Стать таким же хитом?
Ответ — конечно, да. Я слышал восторженные отклики от людей на некоторые мои композиции. Но, если судить объективно, когда я увижу цифру миллион просмотров моих произведений на youtube, тогда буду уверен, что это хит.
Создать «хит» по заказу, вообще возможно? В чем специфика создания музыки для рекламы? Там же нужно не просто красивую мелодию написать, но и в нужном месте сделать акценты и так далее…
Это одно из моих любимых занятий: создавать музыку для visual-media. В каждом движении, взгляде, повороте героев ролика можно найти связи с музыкой. Это дико интересно делать: понять форму, найти ритмику. Видео, так же как музыкальное произведение: у него есть форма, точка золотого сечения – некая кульминация, к которой ведет автор, на которой должно быть сосредоточено внимание зрителя. В любом грамотно написанном произведении это есть.
А как вы обычно пишете для рекламы? Смотрите ролик и под сюжет «подкладываете» музыку или наоборот?
Бывает по-разному. Монтажерам хочется «собирать» ролик под готовую музыку, мне – наоборот. Но обычно я «озвучиваю» стандартный тридцатисекундный ролик. Часто я пишу музыку в соответствии с пожеланиями заказчика и делаю какую-либо свою версию, попутно предлагая собственное видение.
Удается убедить заказчика, что ваше видение – правильнее? Ведь, частенько, заказчик и сам не знает чего хочет…
Конечно, бывает, что просят такие вещи, которые выводят из себя. Но, зато потом эти истории очень весело вспоминать. Для одного ролика меня попросили написать что-то типа сонаты Моцарта – чистая, легкая фортепианная музыка. Я делаю такой вариант. Мне говорят: «Замечательно. Но нам кажется, что Моцарт не подходит. Давайте попробуем в стиле Бетховена. Может быть – «Пятая симфония»? Я делаю такой вариант. «Это здорово, но как-то не модно! Давайте попробуем как-то связать это с электронной музыкой. Может сделать все в дабстебе?» — комментирует заказчик. «Ну это же очень мрачно» — удивляются, прослушав то, что получилось. В итоге приходится сделать 5-ю симфонию в мажоре и дабстепе. Надеюсь, Бетховен меня не проклинает за это.
В другой раз для ролика, где сюжет был завязан на тему космоса, летали метеориты, космический корабль и так далее, в финале наложил специальный скрежещущий звук. Он называется «Глитч». Через какое-то время звонит представитель заказчика и говорит, что им никак не удается дослушать мелодию до конца. Идет какой-то скрежет. Уже вызывали техника, починить колонки, но тот тоже ничего сделать не смог. Я понял в чем дело, убрал «глитч», и работа была принята.
Можно сказать, что вы пожертвовали своим детством, чтобы получить музыкальное образование. Сейчас чем-то жертвовать приходится?
Это нельзя назвать жертвой. Если я лишний раз не поболтаю с друзьями, в это время может родиться что-то, чем я позже буду гордиться. Каждое совершаемое действие, имеет последствие.
Иногда, на гастролях, конечно, скучаю по дому, хочется вернуться, пойти в студию и зафиксировать там, все что родилось за это время в голове. Но в итоге получается записывать в где получится, отдельные обрывки с разных инструментов. Но это даже интересно. Я играл, наверное, на сотне из них. У меня даже есть собственный рейтинг. Думаю когда-нибудь записать альбом, в котором одна композиция будет исполнена на разных инструментах – выберу по лучшему в каждой стране.
Я правильно понял, что вы играете не только на рояле?
Профессионально я играю на рояле. Я не ограничиваю себя каким-то определенным жанром: классика, кроссовер, контемпорари и занимаюсь электронной музыкой. В этом я тоже разбираюсь: семплы, программы, секвенсеры, всякие железки. В XXI веке – за этим будущее. Самое сложное совместить эти два мира – академической и электронной музыки. Что, на самом деле, я всегда мечтал сделать. Это ведь очень тонкая работа! Такое произведение может получиться «загруженным», понятным только лишь одному композитору, либо «свалиться» в кич.
Вам удается удержаться на этой грани?
Мне кажется, наконец-то я нащупал свой путь. Долго его искал. С известным московским диджеем Лёней Липелисом делаем интересную штуку – используем рояль почти как электронный инструмент – темперация, обвязывание нитками, как ударный … На самом деле его возможности гораздо шире, чем принято считать.
Вы сами придумали эту технику или увидели где-то и «освоили» под себя?
Я видел разных мастеров. Это начинали делать Лоран Гарнье, Карл Крэйг пианист Франческо Тристано. Я далеко не первый, кого волнует эта синергия. Если объединяется электроника и рояль, то обычно выглядит как перфоманс, а я хочу, чтобы под эту музыку танцевали, поэтому для своего направления выбрал актуальное европейское техно. Именно сейчас время новой волны техно-музыкантов. Например, такие как Нильс Фрам, который в начале был просто пианистом, пришли к выводу, что живой рояль можно дополнять массой интересных вещей и делают это очень талантливо.
Вы были хедлайнером презентаций, кинопоказов, музыкальных перфомансов для многих модных брендов и др. Вы себя считаете модным человеком? Для вас вообще важно — быть актуальным?
Конечно, да. Я занимаюсь довольно новым делом. Публика привыкла к диджеям, которые работают на презентациях. А то, что делаю я, пока еще в новинку. Хотя количество отработанных площадок и мероприятий растет, мое творчество становится известнее. Поэтому быть актуальным – нужно. Если это касается каких-то именитых брендов, то работать с ними еще и интересно. Музыка и мода – любопытная коллаборация. Сейчас у меня есть предложение сделать несколько интересных работ для дизайнеров из Гонконга и для показов на предстоящей Avrora Fashion Week.
Когда вы сотрудничаете с каким-то модным брендом, вы как-то вдохновляетесь их коллекциями? Или достаточно того, что это модная марка или хорошие друзья?
Все важно, конечно. Мой формат piano-live ориентирован на то, что происходит вокруг. До мельчайших деталей. От этого музыка меняется. Когда я сажусь играть – никогда не знаю, что сейчас зазвучит. В голове есть несколько собственных музыкальных тем, какое-то количество лейтмотивов, которые я использую. Но как все это в итоге соединится, во что превратится и что услышат зрители – это всегда по-разному.
От чего это зависит?
Не знаю, кто управляет этим процессом. Я могу научить человека играть на фортепиано, но импровизировать – нет. Я предполагаю, что это реакция организма на все, что меня окружает. Обстановку, людей, цвета, запахи… Они вызывают какие-то сигналы, которые меня заставляют менять лейтмотив, переходить на иной мотив или давать другой темп.
В своих соцсетях вы пишите, что Питер – ваш любимый город. Чем он вам так дорог? Или вы просто относитесь к нашим столицам как это принято среди «креативного» класса – восхищаться Санкт-Петербургом и снисходительно жить в Москве?
Мне, безусловно, дороги оба города. В Москве я родился. А в Петербурге жил целый год. Для меня он наполнен вдохновением. В него можно влюбиться и черпать невероятные силы для творчества. Именно поэтому я не сомневался в том, где буду писать альбом, тем более там у меня есть одно из любимых мест – Союз Композиторов с прекрасным роялем Bechstein. Мне кажется публика в Питере чуть более внимательная. И просто – это очень красивый город. Изумительная архитектура, единый архитектурный ансамбль центра города, что для меня чрезвычайно важно. Такого не встретишь в эклектичной Москве.
А как человеку мне нравится смена обстановки. Очень люблю путешествовать. И в этом мое вдохновение. Когда я возвращаюсь, я всегда делаю что-то интересное.
Какие из посещенных мест – любимые?
Мне очень понравилось в Юго-Восточной Азии. Там есть удивительные места, где я когда-нибудь мечтал бы построить студию. Естественно, Берлин. Очень музыкальный город, в котором в любое время дня, ночи, вечера или утра может идти какой-нибудь интереснейший концерт или выставка. Конечно – Америка. Это совершенно другой мир, полный интересных музыкантов. Однажды я приехал в Нью-Йорк на один день и остался на месяц. Мне захотелось почувствовать эту жизнь. Понять каково там музыкантам. И понял, кстати, что им там ой как не сладко. Особенно джазовым.
Неужели? А мне казалось, что наоборот им должно было быть проще…
Там все устроено совершенно по-другому. Кругом – легендарные для мировой музыкальной истории места. И зачастую артисты выступают там совершенно бесплатно, только чтоб иметь возможность быть возле легенды. Взяться за ручку двери, за которую брались Дюк Элингтон и Майлс Дэвис, посидеть за роялем, клавиш, которого касался Колтрейн. Это само по себе считается наградой. Люди питаются искусством практически в буквальном смысле. Я знаю многих российских музыкантов, которые там живут, и им довольно тяжело.
Разве в Москве легче? С нашими высокими ставками на все…
Получается, что легче… Можно найти площадки для выступлений, подработку в качестве выступлений на различных корпоративах, выступление в качестве сессионных музыкантов и так далее…
Как, например, вы здесь в «Мандарине»?
В этом баре – рояль это царь. Я придумал, что каждый день недели здесь звучит что-то особенное. Вторник – классическая музыка, среда – фьюжн или джаз, четверг обычно мой день – я выступаю сам, пятница – трио или квартеты, суббота – дуэты, воскресенье – дети, учащиеся «Гнесинки» играют для детей, которых приводят родители, специально послушать музыку. Рояль занимает центральное место в баре. Поэтому каждое выступление – это не какая-то «фоновая» музыка, не мешающая пищеварению, а полноценное выступление.
Последний вопрос: есть ли у вас формула успеха или главный принцип, который в данный момент определяет вашу жизнь?
Никогда не сомневаться. Делать и быть уверенным, что все получиться. И главное – любить то, чем ты занимаешься. Не гнаться за большими деньгами. В каждом деле можно стать успешным и достичь финансового благополучия.
Александр Стрига
Фото: Федор Битков, Andrew Boyk
Метка музыка
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
ИЛ: Время открывать по мне огонь!
«ИЛ» – сольный проект участника Jukebox Trio Ильи Иванова. В рамках нового витка карьеры битбоксер отходит от привычной манеры исполнения и раскрывается как харизматичный вокалист и вдумчивый автор.
-
Певица KARINA: твердо стоит на своем и как танк движется вперед
Молодая певица, которая смело рифмует любовь и смерть, поговорила с нами о сотрудничестве с продюсером Алексеем Романоф, почему считает себя танком и отчего чувствует себя счастливой.
-
Елена Корнилова: «Я – против замены очного образования дистанционным»
Елена работала и продолжает работать над различными успешными фестивальными короткометражными фильмами, полнометражными фильмами, ТВ-шоу, рекламными проектами.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.