На одной ноге в гамаке

Гонорары делят поровну, ни одного курильщика в команде, в общей сложности 25 детей на всех, 30 лет исполнилось их коллективу. Такова «занимательная арифметика» группы «Несчастный случай». «Алексей Кортнев и Ко» по-прежнему популярны, позитивны, перспективны. Отсюда вопрос: почему история «НС» совершенно не оправдала тезис капитана Врунгеля – «как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Неужто попутный ветер всегда сопровождал плавание команды капитана Кортнева? А если без норд-остов не обходилось, то как их переживала группа? Eclectic не стал «свистать всех наверх», но обратился за ответами к тому, кто, собственно, и стоит все эти годы за штурвалом.

3


Алексей, «Несчастному случаю» – 30! Если откровенно – сколько раз за эти годы возникало ситуаций, когда участники группы оказывались в одном шаге от развала-развода-разрыва?

По-настоящему критических моментов не было никогда. Были патовые ситуации, когда мы не знали, что делать дальше. Вроде и серьезного конфликта не возникало, но витала в воздухе мысль – может, лучше разойтись? Особенно рельефно она проявилась, когда группе исполнилось 20. Мы предполагали, что юбилейные концерты отыграем, потом – корпоративы, и… Но «не случилось» – так хорошо прошли эти выступления, что после них мы стали только сплоченнее.

Многие молодые слушатели даже не в курсе, что группа «Несчастный случай» возникла из вашего дуэта с Валдисом Пельшем. Проект двух человек вырос в ансамбль из дюжины участников. Но, как ни странно, со стилем никаких изменений не произошло. Годы идут, а от «НС» не отлипает дух «студенческой Москвы». Это сознательная установка?

Нет. Мы никогда искусственно не работали над имиджем группы, сценическими образами или репертуаром. Все пишется и играется так, как нам присуще. Мы поем песни, которые нам самим нравятся. Те, которые не по душе, – бракуем.

И сколько идет в утиль?

Мало – процентов пять. Иногда становится понятно, что в утиль нужно было отправлять то, что уже выпущено. В каждой пластинке есть 2-3 неудачи, но это нормально. Очень трудно в начале пути песни понять – хорошая она или плохая.

Вы – профессиональный музыкант-песенник, опытный либреттист. Не возникало ли соблазна хотя бы раз в два года выпускать по попсовой коммерческой композиции – аудиторию бы постоянно расширяли?

Я много раз пытался, но не получалось. И потом – какой смысл делать то, что тебе не нравится? Понимаете, большее количество концертов мы играть не хотим. Можно только менять количество слушателей – выходить на стадион или делать такие «интим-концерты» на 200–300 человек, а за билеты брать 20–30 тысяч рублей. И то и другое претит моему представлению о том, что мы делаем на сцене. То есть мы точно не «стадионная» группа, а что касается таких «лакшери»-выступлений – зрители, способные заплатить 20 тысяч за билет, могут быть только растворены в остальной публике, но если они собираются вместе и, так сказать, рафинируются – это представляет собой довольно неприятное зрелище. Мы не хотим работать для «лакшери»-сегмента. И я не вижу надобности в дальнейшей популяризации группы – она может даже повредить.

Вам достаточно поклонников, которые уже имеются. Это так?

Да. И их много. Что нам нужно делать? Конечно, идти в провинцию. А туда можно идти только лично. Очень большой гастрольный опыт показывает, что никакие трансляции по телевидению и радио не помогают снискать любовь публики. Я вас уверяю, если Мадонна, например, приедет в Братск, она соберет зал, но в основном за счет своей скандальной славы. А вот если туда заедут Рианна или Пинк – реально никто не придет. Потому что люди просто не знают, кто это! Хотя песни слышат каждый день по радио. Но если артист в этом городе не появлялся 2-3 раза и не прошелестело сарафанное радио про то, что «о! это круто, интересно, у нее там живой звук, все скачут вааще», то не пойдут. И поэтому есть города, в которые мы приезжаем раз в год и легко собираем там «тысячники-двухтысячники». А есть места, в которых ты не бывал лет 10, едешь и думаешь: «Ну, уж тут-то люди голодные до тебя, как раз сейчас соберутся!» Ан нет. Приходит человек 200 таких преданных поклонников – так сказать, знакомцев по переписке – и всё. Потому что зрители не уверены в том, что вообще что-то интересное может состояться. Но если подтянешься на следующий год, публики будет уже в 5 раз больше.

Вы много лет уже сосуществуете со своей известностью. И прививка от нее у вас есть. Значит, вам не грозят соблазны, актуальные для рок-н‑рольщиков, которым надо героически противостоять?

Ну почему же. Есть соблазн почивать на лаврах. Я думаю, именно это является оправданием того, что некоторые маститые авторы ничего не пишут: новые песни никогда не добьются популярности старых, это совершенно очевидно. Причем по вполне понятной причине одна из основных мотиваций рок-н‑ролла – это секс, половой инстинкт. Человек, который лезет на сцену с гитарой и микрофоном, в первую очередь взывает к самкам. Понятно, что с возрастом половое влечение, притягательность так или иначе ослабевают. Поэтому как виртуозно ни писал бы сейчас БГ – а делает это он с каждым годом все лучше и лучше – славы песни «Рок-н‑ролл мертв» или «Мочалкина блюза» уже никогда не получится. И если ты поддашься этому осознанию и перестанешь что-то создавать, то все: вышел в тираж, клонируешь то, что уже сделал.

И как выстоять в этой ситуации?

Нужно взрослеть вместе со своими слушателями, не бояться соответствовать своему возрасту. И если уж я вцепился в Бориса Борисовича, а он для меня реальный гуру, то скажу – да, он так и живет. Пишет песни о проблемах своего поколения и своей страны. Так, как он ее чувствует сейчас, будучи 60‑летним человеком. Это прекрасно! То же можно сказать про Андрея Макаревича. И, к сожалению, нельзя сказать об очень многих других, которые пытаются молодиться, писать какие-то «заигрыши» с юной публикой – или, наоборот, перепевают старое. Я знаю таких ребят – это очень достойные люди, но они впрямую говорят: «У меня есть 20 хитов, больше песен в концерт все равно не лезет, поэтому мне и не надо больше ничего делать». Вот в моем случае стойкость – это продолжать работать, всякий раз стараться написать что-то, что заинтересует публику. Хотя это бесконечно трудно сделать на фоне хитов «Что ты имела в виду?» или «Песня о Москве».

4

Алексей, а если говорить о социальной активности автора, то кто вы: боец или наблюдатель?

Несомненно наблюдатель. Но если что-то происходит, я не могу стоять в стороне – я должен наблюдать изнутри, поэтому мы неоднократно лезли на трибуну, на сцену. Но обратите внимание – я никогда оттуда ничего не говорил. Я настаивал на том, что присутствую среди конкретных людей. Но открывать рот я не считаю правильным.

У вас случались карьерные ошибки, о которых вы жалеете?

Нет. Было много не-карьерных. И продюсерских просчетов было достаточно в начале нашего пути. Именно полное отсутствие продюсерского подхода к музыке, конечно, помешало нам занять другую позицию в рок-н‑ролльной иерархии. Но, опять же, я совершенно не уверен, что сейчас мы находились бы на этой ступени с тем же комфортом, с каким расположились на своей. За 30 лет работы с Пашей, Сережей, Валдисом, а потом с Митей, который пришел 19 лет назад, мы ни разу не переругались, не делили деньги. Пирог делится строго на равные куски. Я получаю с выступлений ровно столько же денег, как директор, барабанщик, басист и так далее. И это позволяет нам оставаться в первую очередь друзьями, во вторую – коллегами, в третью – довольно известной и успешной группой, в том числе и финансово. Понятно, что вокруг нас ходили продюсеры. Даже ныне покойный великий Юрий Айзеншпис предлагал заняться «Несчастным случаем» по знакомству, но мы категорически отказались. Вернее – мягко отказались.

Дежурная шутка и неформальный девиз наступившего года Лошади – «Ржем и пашем!» Какие надежды возлагаете на 2014‑й?

У меня есть планы, но нет никаких надежд. Потому что это не из категории чудес. У нас накопилось большое количество новых песен. И я знаю, что мы допишем и запишем следующий альбом – к осени, вероятно. Надежда ли это? Наверное, нет. Мы совместно с фондом Константина Хабенского выпустим детский мюзикл «Маугли в каменных джунглях». Надеюсь, он получится хорошим (а, вот где надежда!). Параллельно наверняка будет много концертов, спектаклей и гастролей. И если все случится удачно, летом я снимусь в кино. Пока не знаю в каком, но что-нибудь, думаю, возникнет – прошлый киногод я пропустил и сейчас говорю всем: «Ребята, я снова на рынке!» Да, все-таки – надеюсь, что все реализуется. Обязательно!..

 

Беседовала Юлия Смолякова
Фотографии: Кристина Королёва


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Фестиваль Geek Picnic впервые пройдет в парке Горького

Крупнейший в России фестиваль науки и технологий Geek Picnic пройдет 31 июля в Парке Горького. Темой этого года станет REHAB...

Перукуа отпразднует «Время Женщины» в Крокус Сити Холл

30 мая в Крокус Сити Холл пройдет сольный концерт Перукуа «Время женщины». Прошло больше года с момента последней встречи российских...

Хранители времён. История России в историях семей

500 уникальных реликвий из 55 семей представлено в экспозиции выставки семейных реликвий «Хранители времён» в Государственном центральном музее современной истории...

Международный музыкальный фестиваль в Ярославле

XIII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области артистический директор Юрий Башмет пройдет с 1 по 9 мая...

Итальянский композитор Фабрицио Патерлини посвятил свой трек России

Композиция о Казани вошла в альбом Фабрицио Патерлини, мировая премьера которого  состоится 30 апреля.

Космическая «Библионочь-2021»

«Библионочь-2021»: взяла старт в Российской государственной библиотеке для молодежи, прошла во всех библиотеках страны и в космическом пространстве.

Классика гитары

В Москве завершился XV Юбилейный Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары».

Театр имени Пушкина поставил рекорд!

Спектакль «Оffис» прошел на самой высокой смотровой площадке Европы PANORAMA360, на высоте 327 метров.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Фестиваль Geek Picnic впервые пройдет в парке Горького

Крупнейший в России фестиваль науки и технологий Geek Picnic пройдет 31 июля в Парке Горького. Темой этого года станет REHAB...

Перукуа отпразднует «Время Женщины» в Крокус Сити Холл

30 мая в Крокус Сити Холл пройдет сольный концерт Перукуа «Время женщины». Прошло больше года с момента последней встречи российских...

Хранители времён. История России в историях семей

500 уникальных реликвий из 55 семей представлено в экспозиции выставки семейных реликвий «Хранители времён» в Государственном центральном музее современной истории...

Международный музыкальный фестиваль в Ярославле

XIII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области артистический директор Юрий Башмет пройдет с 1 по 9 мая...

#ХОЧУНЕМОГУ – премьера в театре «Модерн»

27 апреля в театре «Модерн» состоится премьера зажигательного спектакля #ХОЧУНЕМОГУ режиссера Сергея Аронина по пьесе Елены Исаевой «Я боюсь любви»....

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/