Параллели

Не плыть по течению

[one_half]Максим, обращаюсь к вам как к великолепному лирику, критику и редактору, держащему руку на пульсе нынешнего литпроцесса. Мужество как-то выражается в ваших стихах? Поэт чувствует свою, ученым языком выражаясь, «гендерную принадлежность», или наша поэзия постепенно превращается в толерантный «унисекс»?

В наше время быть профессиональным поэтом, т. е. человеком, чей основной род занятий не приносит ему абсолютно никакого материального дохода, – вот мужество, по сравнению с которым специально написанные брутальные стишки были бы детским лепетом. Что же касается гендерной принадлежности, то, как вы верно заметили, это «ученый язык», и в языке художественной литературы такое словосочетание просто отсутствует. Проблема же, насколько я ее понимаю, в том, что русская поэзия основывается на богатой и славной традиции, что автоматически относит ее к явлениям, противоположным всему нетрадиционному.

Стихи про любовь нынче не в почете у пишущей братии. Готовясь к интервью, я просмотрела множество стихов и высказываний по теме. В основном раскрывается тема «поэт о себе», исполненная рефлексии, разных страхов, и, того хуже, политики. Если вскользь и задета тема любви – это либо иронично, либо о разрыве и страдании, либо о смерти. А подчас – так просто «чернуха» о соитии алкоголика с умственно неполноценной «дамой», проходящая под маркой «любовная лирика».

Не могу согласиться, что тема любви сейчас не в почете. Любой стареющий графоман, любая мечтательная ученица старших классов школы покажут вам исписанную чуть грубоватыми или розовато-нежными признаниями тетрадку. Тут ничего не изменилось со времен Петрарки и Шекспира. Другое дело, что человечество, которое, как известно, «смеясь, расстается со своим прошлым», зашло в самовысмеивании слишком далеко. С прошлым расставаться нельзя, иначе позабудешь, кто ты и зачем ты здесь, а у непонятно кого нет будущего. И все же ирония, как и смерть, сопутствует и жизни, и любви. Так было и будет всегда. Помните, у того же Шекспира: «Зову я смерть! Мне видеть невтерпеж достоинство, что просит подаянья…»? С другой стороны, о любви Ромео и Джульетты можно написать гору вздора и гадостей. Подлинное же искусство облагораживает и смерть, и самое зло. И даже описание соития алкоголика с дурочкой может стать шедевром, если, конечно, дотянет до высокой планки художественности. Вот эта-то планка в наши дни и стала редко кем и когда досягаемой.[/one_half] [one_half_last]

Скажите, Максим, поэты, которые нынче у всех на слуху и пользуются спросом на рынке стихотворных услуг, отдали главную тему – любовь – на откуп графоманам, или все еще есть те стихи, которые влюбленным хотелось бы заучить наизусть?

Сейчас никаких поэтов «у всех на слуху» нет и «рынка стихотворных услуг» не существует, если, конечно, не называть так тусовку сочинителей текстов для музыкальной попсы и корпоративных гимнов. Старые советские классики либо умерли, либо состарились и уже никому не интересны. Дмитрий Быков или Всеволод Емелин – просто кое-как рифмующие «на злобу дня» публицисты, а не никакие не поэты. Первый к тому же известен гораздо больше как прозаик. А девятиклассницам остается вся русская и мировая классика.

Избегая того, что литературный бонтон и бомонд считают пошлым, не ударяется ли сам поэт в непроходимую пошлятину поэзии без сердца, искусственности, литературщины в самом дурном смысле слова?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кому или о ком он задается. Я наблюдаю в современной литературе разные случаи. Если говорить о некоей общей тенденции, то она, конечно, именно такова: скатывание в пошлятину, искусственность, дурную литературщину. Но жить-то надо так, чтобы как раз противостоять тенденциям, а не плыть по их течению.[/one_half_last]

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/