Иногда, встречались развеселые коты с улыбками до ушей и полным комплектом ровных и тщательно выписанных белоснежных зубов. Коты жили своею полной человеческих радостей жизнью, качались на качелях, ставили друг другу брекеты, пели песни и наслаждались компанией себе подобных. А обезьяноподобные мужики и мужеподобные старушки чахли столбообразно и статично, с немым укором вглядываясь в реальную жизнь и вопрошая к зрительской аудитории…
Автором этих произведений указывался некто Вася Ложкин. Мне он виделся неким представителем наивного искусства, художником – мизантропом, глумящимся над «венцом природы». В реальной жизни оказалось, что он – милейший человек, просто «не умеющий рисовать». Ну, так он сам утверждает.
А что такое рисовать, вообще? Это способность донести до зрителя содержание своего внутреннего мира, свой энергетический посыл, создать посредством работ определенное настроение. И, похоже, с этой художественной задачей Вася справляется легко, как будто даже не задумываясь об этом. Недаром у его творчества столько поклонников.
Когда представилась возможность с ним познакомиться, я не раздумывала ни минуты.
Вася – это ваше настоящее имя?
Вася Ложкин – это кликуха. Анекдот такой был про Васю Ложкина. Матерный. Я не буду его вам рассказывать. Когда-то я работал в газете, писал статейки. А так как нас, авторов, было мало, и подписывать статьи одними и теми же именами было нельзя, мы придумали много дополнительных псевдонимов, мужских и женских. Вот статьи про депутатов каких-нибудь подписывались – Василий Ложкин. Мне это казалось смешным. Так это имя ко мне и прилипло.
Вы нашли свою нишу? Вам нравится то, чем сейчас занимаетесь?
Я всю жизнь старался делать что-нибудь, лишь бы ничего не делать! Работать в районной газете было проще всего – я пошел туда. Если бы была вакансия кондуктора, пошел бы в кондукторы. И говорил бы так: «Вот я был кондуктором, а стал вдруг художником».
Главное, как можно меньше работать, чтобы получать какие-то деньги, чтобы была возможность заплатить за квартиру и что-то купить поесть. А кем работать – без разницы. У меня нет тяги ни к какой профессии. Но рисовать картинки мне, конечно, нравится.
Ваши персонажи: человекоподобные обезьяны, коты, обезьяноподобные люди и старушки – когда они у вас сформировались как образы ваших героев?
Сначала я рисовал рыб… с зубами! Рисовал их не на холсте, а на бумаге. Я не первый год этим занимаюсь. Я вообще много, что делал. Например, декорации к спектаклям, карикатуры для изданий и всякое такое… И в процессе стиль мой сложился в такой, какой он есть сегодня.
Художники учатся рисовать, а я не учился, поэтому делаю это так, как у меня получается. Вот у меня и выходят именно такие персонажи.
Они разные. Есть смешные, есть несмешные, а есть и страшные! Хотя с виду кажется, что там все одно и то же. Ведь рисую я по большому счету двух персонажей: кота и старушку.
У вас есть еще мужики бородатые.
Бородатый мужик – это старушка с бородой! (смеется)
Как вы работаете? У вас есть постоянная внутренняя потребность рисовать или вы ждете вдохновения?
Я думаю, что это условно зависит от фаз Луны. Вот периодами много-много-много всякой «фигни» в голову приходит, а потом опять ничего. То есть я могу за раз несколько штук придумать, зарисовать в блокнотик, а потом уже в мастерской потихонечку довожу до ума.
А бывает так, что вам не нравится конечный результат? Что потом с картиной делаете: замазываете ее и поверх пишите новую?
Такое бывает, бывает! Бывает, что я вообще просто выкину работу на помойку, но часто жалко сам холст, потому, что именно такого размера он был мне нужен. Я живу в Подмосковье, у нас в городе всего два магазина, торгующих холстами, где их никогда нет и за ними надо ехать в Москву, на электричке 1,5 часа пилить. Поэтому, бывает, что какой-то холст или подрамник просто жалко выбрасывать, я его замажу снова тем же самым акрилом и сверху что-то другое нарисую.
Вася, расскажите, как вас нашла известность, популярность и узнаваемость?
Никак. Это так, кажется, что я популярен. Например, вот вы читаете Facebook, и думаете, что весь мир его читает. На самом деле это не так. Вообще, главное ЖЖ. А Facebook вторичен. Я уже много лет в ЖЖ веду свою страницу. Сейчас это уже неинтересно, у меня нет времени, а раньше я там жег! И тексты, и картинки, и видео – интересный был блог, гораздо интереснее, чем в Facebook. В Facebook быстро все. Тык-тык-тык-тык…
У вас работы, как эскизы к мультфильмам. Приглашали ли вас к сотрудничеству мультипликаторы?
Не получается пока. Самое сложное в мультике не нарисовать героя и заставить его двигаться, самое главное придумать сюжет. У нас проблема: нет сценариев, нет идей клевых.
Можно даже из одной картинки придумать сюжет, развить целую историю.
Может быть, но я же не мультипликатор. Во мне этого даже близко нет. Я картинки рисую. Драматургия – это же не просто. Этому надо специально учиться. Это такая же профессия, как водить автобус, например. Как без образования написать пьесу с конфликтом?
Вы театр любите?
Люблю, но не хожу. Мне некогда. Не хожу в театр, не читаю книг, не читаю газет.
Но в вас чувствуется некая интеллектуальная база…
Это потому что я в очках. У меня не такое уж плохое зрение, хотя в них я вижу лучше. Но очки я ношу, чтобы выглядеть умнее.
Чтобы люди, глядя на меня, думали: «Наверное, он умный». (смеется)
Какой посыл идет зрителям от ваших картин?
Наверное, добрый. Я же сам не злой!
Как вы вообще к людям относитесь?
Хорошо, кстати. Раньше относился хуже. А благодаря картинкам стал к ним лучше относиться. Я же стал много с людьми общаться, с незнакомыми. Если раньше круг моего общения состоял из коллег и друзей, то теперь он стал немного шире.
А почему кошки появились в вашем творчестве?
Люблю их, потому что очень. С тех пор, как я родился, пришел в этот мир, у меня всегда были кошки дома. Иногда одна, а иногда несколько.
Очень интересна тема, которая красной нитью проходит через ваше творчество, – улыбок и зубов – вы их так тщательно выписываете.
Просто, это красиво, на мой взгляд. Зубы, как и глаза, привлекают внимание. Я же рисую крайние состояния – либо безудержную радость, либо, наоборот, испуг. Мне зубы кажутся красивыми. Не могу сказать, что это связано с какими-то травмами в детстве, хотя я и боялся стоматологов. А теперь вот для частной стоматологической клиники в Питере сделал серию картин на заказ – коты в теме стоматологии. Там они лечат друг другу зубы, ставят брекеты.
А откуда вы родом?
А я отсюда. Коренной житель Солнечногорска. Со станции Подсолнечной. Так сложилось, что мы все всю жизнь в одном месте жили. Почти все мои предки похоронены на одном кладбище. Они жили в соседних деревнях еще до того, как появился город.
Как искусствоведы описывают ваше творчество?
Не знаю, никогда не читал. Есть современное искусство с заумью, а у меня без зауми.
Когда я был юношей, у меня был журнал Юность, и помнится, как-то я открыл его, а там картины – «Митьки отнимают пистолет у Маяковского» и «Митьки отрезают уши и отдают их Ван Гогу». Я подумал тогда: ничего себе! Вот это круто! Так меня это поразило!
В детстве я почти все время жил с бабушкой, и она меня часто возила в Москву во всякие музеи: Третьяковскую галерею, в Пушкинский. А тут такое!.. Не Малевич, а нечто необычное, дикое, из глубины. Вообще!
Вася, а что для вас смех, смешное?
Если в человеке нет чувства юмора, он как будто обделен чем-то, обижен. Мне жаль таких людей. Потому что чувство юмора защищает и даже помогает в жизни. Женщин без него не встречал никогда. Хотя и не большой их знаток, но все, с кем я встречался, были с великолепным чувством юмора. Я считаю, что оно часто спасает отношения. Хорошо суметь ссору, например, перевести в шутку. Вот мы с женой, если даже иногда ссоримся, потом смеемся над собой. Она начинает меня передразнивать, изображать в состоянии гнева, и мне становится очень смешно.
У вас есть такие страшные персонажи типа Родиона Раскольникова с топором, и даже Иван Грозный. Вы, таким образом, русскую, общечеловеческую тему раскрываете или это такой стеб над русскими?
Бородатые, страшные? Это прикольно, да.
Вообще, мне очень нравятся фотографии XIX века. Они очень смешные. Тогда процесс фотографирования был небыстрым, не то, что сейчас. Люди вставали в позу, выпучивали глаза… И у меня есть бородатые люди, которые написаны, как бы, с тех фотографий. Часто на картинах мои персонажи как будто позируют, обращаясь к публике, а художник их тем временем рисует.
А что касается «русскости» и «нерусскости». Я же не могу говорить за всю Россию, что русские – они такие… Ведь русские все разные и нерусские все разные. Все люди и все разные. Поэтому изможденный мужик с горячим взором – это не обобщение! Это конкретный сумасшедший изможденный мужик с топором, а не собирательный образ. Так же, как и безумная бабушка.
А девушек вы рисуете?
Нет.
Они не смешные?
Они красивые. Но я же не умею рисовать. Если бы я умел, то, конечно же, рисовал бы девушек. А так она красивая, а я сделаю ее некрасивой.
Никто не пытался вашу манеру копировать?
Есть люди, которые берут мои картинки и по ним вышивают. Видел, как дети мои картины выжигают на доске. Мне нравится. Есть женщина, которая рисует мои картинки на футболках специальными красками. Очень прикольно на самом деле. А что касается конкурентов, у меня их нет. Только коллеги. Мы дружим. Нас же немного таких сумасшедших. (улыбается)
Да, нравится. Каждый день мне пишут письма всякие. Люди придумывают сюжеты для моих картин и просят: нарисуй!
Многие пишут просто, чтобы пожелать: «Дай Бог, тебе здоровья» или «Спасибо, что ты есть»! Это дорогого стоит и доставляет огромную радость. Поэтому я к людям хорошо отношусь.
Беседовала Александра Гончарова
Фотографии: Алла Соловская
Метка арт
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Внезапно MASKOVNA
Наталья Масковна (MASKOVNA): ее творчество привлекает индивидуалистов - людей, любящих эксперименты, для которых чужды авторитеты.
-
Три правила фотомодели
София Чернова – модель. Примерно год назад открыла для себя позирование на камеру и сделала это своей профессией. Мы поговорили с девушкой о начале ее работы и ее нюансах.
-
Современные проблемы современного художника
Как человек, чьё имя уже стало узнаваемым, создаёт свои работы в это непростое время, и есть ли будущее у такого искусства?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.