Замысловатое название «Идиотология» придумал для своей театральной постановки режиссёр Клим Козинский, соединив в ней великое произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» и философские труды Готфрида Лейбница. «Монадология» — модель идеального мира, в центре которого располагается душа, звучит косвенно в спектакле посредством музыкального сопровождения. Таким образом, создается своеобразный узор из событий, происходящих в романе, и убеждений саксонского философа о монаде, более простой формы души.
В первой сцене перед зрителями предстаёт монах, который увлечённо, но с опаской рассуждает о смерти. Он навзрыд рассказывает о низменности убийц, о несчастных родителях, оплакивающих смерть своих детей, и складывается впечатление, что в ближайшее время беззащитный, добродушный священнослужитель станет жертвой неизвестного злодея, но через несколько мгновений оказывается, что убийца именно он. Данное вступление доказывает, что первое впечатление часто обманчиво, и стоит замечать детали, смотреть глубже в суть дела и мыслить шире. Оно предупреждает зрителя и настраивает на эксцентричную волну спектакля. «Продолжение может быть слишком непредсказуемым» — проносится мысль в голове.
Первый акт по эмоциональной нагрузке легче второго, что подтверждается даже световым оформлением. В начале спектакля пол ярко-зеленого цвета и напоминает траву, которую можно ассоциировать с жизнью и плодородием. А во втором действие мы наблюдаем на сцене преобладание красного цвета. На рубашках главных героинь видны большие капли крови, которые навевают мысли о смерти и заранее предупреждают о возможной трагической развязке. На протяжение спектакля игра актеров вызывает калейдоскоп эмоций от радости и удивления до страха и негодования, а причиной всему — любовный квадрат. Князь Мышкин (Павел Кравец) не может до конца разобраться в своих чувствах и утверждает, что любит двоих женщин и ничего не может с этим поделать. Он не может выбрать «одну из», поскольку каждая прекрасна по-своему, и это сводит его с ума. Аглая Ивановна (Анна Даукаева) — прекрасный ангел, невинная девушка хорошего происхождения. Миниатюрная брюнетка с сильным характером и острым чувством юмора тянет канат на себя. В то же время, на противоположной его стороне эффектная рыжая бестия — Настасья Филипповна (Елена Морозова), которая способна свести с ума любого мужчину. Властная женщина, умеющая играть с чувствами других ради своей выгоды, но не любить. У князя затуманен взор: он видит перед собой женщину, которую обижает весь мир, он называет её сумасшедшей, но не может найти в себе сил, чтоб бросить ее. Его жалостливая любовь застилает все ужасные поступки, совершенные ею. В худшем положении, чем Лев Николаевич Мышкин, находится только Парфён Рогожин (Денис Бургазлиев). Он спит и видит свою Настасью, терпит унижения и каждый раз готов принять её обратно после всех ее приключений.
Было интересно увидеть классический роман «Идиот» на театральной сцене. Режиссёр правильно расставил акценты и выделил самые интересные и значимые моменты, опустив несущественные по его мнению, что придало событиям динамики. Некоторые сцены он заменил на монологи героев, рассказывающих о данных событиях. «Это попытка не срастить театр и литературу, но разделить их, и при помощи этого умножить» — говорит автор спектакля Клим Козинский. Чистая любовь или сочувственная? Разумный выбор или помешательство рассудка? Герои «Идиотологии» помогут зрителям разобраться с этими вопросами, если те смогут настроиться на их безумную волну и сумасшедший ритм развития действий.
Светлана Годунова
Фото: Олимпия Орлова/пресс-служба Электротеатра Станиславский
[fb-like-button]
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Евгений Миронов и Чулпан Хаматова изменили мир
Это история не про политику, а про удивительную семейную пару, которой было суждено изменить мир и во многом опередить своё время. Про их любовь, мечты и разочарования.
-
Театр начинается с любви
«Ложные признания» - премьера в московском театре имени Пушкина режиссера Евгения Писарева получилась трогательной и очень стильной.
-
Звезды сошлись: Федор Шаляпин и Юджин О’Нил встретились в Москве
С первой и до последней минуты спектакля мы понимаем, что перед нами разворачиваются драмы двух гениев, которые могли бы соединиться в творчестве, но, увы, звезды не сошлись .
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.