Русское поле экспериментов Егора Летова

Вдова Егора Летова Наталья Чумакова и Анна Цирлина сняли документальный фильм о «Гражданской обороне» под названием «Здорово и вечно». Картина выйдет в прокат 13 ноября – в день тридцатитетия основания легендарной группы. Вчера, 10 сентября, ее лидеру исполнилось бы 50 лет. Eclectic вспоминает Егора Летова

444В детстве я думала, что ГО – это матерное слово. Каждый день по дороге в школу я встречала это странное слово из двух букв повсюду: в подъезде, на облезшей стене гаража, на фасаде кирпичного дома, и стыдливо отводила глаза. Правда, кажется, не сильно-то я на этот счет заблуждалась, скорее предчувствовала, что позднее, во многом благодаря творчеству «Гражданской обороны», я существенно пополню свой нецензурный словарный запас.

Скандально известная сибирская панк-группа была создана в 1982 году и первоначально называлась «Посев». Спустя два года коллектив переименовался в «Гражданскую оборону». Песню-манифест «Моя оборона» Летов написал чуть позже, в 1988 году. За названием группы стояла принципиальная авторская позиция – протест против системы в любом ее проявлении и «защита личности от тоталитарного насилия».

С таким бескомпромиссным месседжем не быть не крамольным невозможно. Антисоветское содержание песен гражданину СССР Игорю Федоровичу Летову стоило двух месяцев в психиатрической лечебнице. Чтобы вновь не угодить на курс лечения нейролептиками, способными превратить умственно здоровую особь в подобие комнатного растения, Летов стал ездить из города в город и выступал подпольно на квартирниках.

Панк-рокер из своего горького опыта вынес, что любая власть – это тираническая система, осуществляющая произвол во имя «князя мира сего». С чиновничьим людом ему было не по пути, он до конца своих дней оставался в глухом андеграунде, без широкой всенародной известности, полузапрещенным автором, персоной нон-грата на телевидении и «неформатом» радиоэфира. Альбомы «Гражданской обороны» выходили весьма ограниченным тиражом с пометкой «Ненормативная лексика». Кроме того, поведение артиста на выступлениях вселяло во многих ужас, очевидцы описывали, как «нечто среднее между балансированием гимнаста на канате и эпилептическим припадком». Сегодня эпатажем уже никого не удивить, но 30 лет назад это было как взрыв бомбы.

Не сотрудничая ни с какими продюсерами и студиями, Летову удалось сохранить свою самобытность и остаться ни на кого не похожим исполнителем и поэтом. Его авторский стиль нередко определяли, как «философский панк». И это не случайно: в творчестве Летова звучит постоянный протест против войны и насилия, против общества потребления и равнодушных обывателей, против стереотипного мышления.

Он пел о судьбе русского народа, кризисе культуры и мировоззрения, посвящал строки блокаде Лениграда и Афгану, развивал идеи творчества Достоевского, Сартра, Борхеса, философов Льва Гумилева и Леонида Андреева. Многие свои песни и даже альбомы Летов называл в честь любимых книг: «Сто лет одиночества» (по роману Габриэля Гарсиа Маркеса), «Невыносимая легкость бытия» (по произведению Милана Кундеры), «Тошнота» (по книге Сартра). Известно, что музыкант оставил после себя внушительную библиотеку (около тысячи книг) и большую коллекцию аудиозаписей русского и зарубежного рока.

Песни «Гражданской обороны» текстоцентричные. В своей лирике Егор Летов передавал ощущение шаткого положения современного человека («Нас разрежут на части – и намажут на хлеб»), антивоенный пафос («Солдатами не рождаются / Солдатами умирают»), занимался богоискательством («Жду подарков с неба / Как щека пощечину»; «Смилуйся, Христос, Над ранами твоими»), сверялся с важными для себя авторитетами («Как в обугленной земле / Как в измученном песке / Исчезли дожди без остатка / И не жалко ни мне ни тебе / Ни Андрею Платонову»), использовал поэтический лиризм и метафоры («У войны не женское лицо / Но девичьи глаза / Глаза ненаглядные, теплые, словно первый весенний день / Вещий олень / Бежит по алмазной траве»), срисовывал с натуры портрет героя 90-х («Кто сильнее — тот и прав»; «глаза безумны и пусты, а руки без души – мертвы и жестки, как утюги, как пулеметы»; «Только бы не было войны / а то – не жизнь, а малина»). Он поставил этому времени диагноз, актуальный до сих пор: «Пластмассовый мир победил / Макет оказался сильней».

Как герой упомянутого выше романа Сартра, Егор Летов нашел для себя единственный приемлемый для себя способ существования в этом мире, чтобы избавиться от тошноты, подступающей к горлу, – это уход в творчество.

Каждый мой стих – весна

Весна на до боли заречной улице

Каждая песня моя – это знамя

Знамя над павшим рейхстагом

Каждая жизнь моя что соринка

Великая соринка в твоем глазу

 

Марина Довгер

Фото: www.peoples.ru, www.gr-oborona.ru 


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Антиутопия «Саша, привет!»

24 и 25 сентября на малой сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля Марата Гацалова «Саша, привет!» по одноименному роману...

Московские театры открыли сезон

В сентябре театры распахнули свои двери и приглашают зрителей отправиться в путешествие в волшебный мир театрального искусства. Какие премьеры подготовили...

Концерт «Лучший город земли»

10 сентября в День города оркестр «Русская Филармония» выступит в самом большом в Москве открытом амфитеатре. Прозвучат известные произведения о...

Еврейский музей: провожаем лето с Echo и «Интуристом»

4 сентября Еврейский музей и центр толерантности приглашает на День New Israeli Sound. Гости музея смогут проникнуться израильской культурой благодаря...

Проклятие Супермена

На престижном американском фестивале LA Shorts состоится премьера фильма «ДУЭЛЬ» российского режиссера Влада Козлова («Имморталист», «Немая жизнь»). Фестиваль проходит с 21...

Алексей Франдетти — новый главный режиссер «Ленкома»

По сообщению РИА Новости главным режиссером московского театра «Ленком» назначен Алексей Франдетти, режиссер, актер, художник, трехкратный лауреат национальной театральной премии...

С ночи до утра я танцую словно пьяная!

Новый трек Anna Dimi «Папайя» — вскружит головы и взорвет танцполы!

Владимир Яглыч в новой кинокомедии «Приплыли!»

«Приплыли!» - яркая авантюрная комедия, выполненная по всем законам жанра.
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Антиутопия «Саша, привет!»

24 и 25 сентября на малой сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля Марата Гацалова «Саша, привет!» по одноименному роману...

Московские театры открыли сезон

В сентябре театры распахнули свои двери и приглашают зрителей отправиться в путешествие в волшебный мир театрального искусства. Какие премьеры подготовили...

Концерт «Лучший город земли»

10 сентября в День города оркестр «Русская Филармония» выступит в самом большом в Москве открытом амфитеатре. Прозвучат известные произведения о...

Еврейский музей: провожаем лето с Echo и «Интуристом»

4 сентября Еврейский музей и центр толерантности приглашает на День New Israeli Sound. Гости музея смогут проникнуться израильской культурой благодаря...

Спектакль «Полная иллюминация»

6 и 7 сентября на сцене Государственного музея Владимира Высоцкого театр «Шалом» представляет первую премьеру сезона – спектакль «Полная иллюминация»...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/