Ивана Чаббак – американский преподаватель актерского мастерства с русскими корнями, основатель собственной методики. Более 20 лет в своей студии она занимается тем, что готовит кинозвезд первой величины. Среди ее учеников уже есть те, кто прочно обосновался на голливудском небосклоне: Брэд Питт, Иэн Сомерхолдер, Хэлли Берри, Кейт Хадсон, Джим Керри, Лив Тайлер, Бейонсе Ноулз, Ева Мендес. В 2006 году выпускники ее студии были номинированы на «Оскар» во всех актерских категориях. В 2003 году Ивана Чаббак получила почетную награду Tower Award за свой вклад в развитие кинематографа на Фестивале российского кино в Голливуде (RIFF).
Госпожа Чаббак, есть ли какой-нибудь русский фильм, который вам понравился?
Во время моего обучения в Школе кино мы просмотрели много фильмов, благодаря которым кинематограф приобрел то влияние, которое имеет сейчас. В начале прошлого века русский кинематограф в области инноваций шел впереди планеты всей. Лично для меня фильм Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» был самым значительным, так как в нем впервые были использованы новые приемы съемки с движения и «рваного монтажа». При этом происходила скачкообразность позиции объекта, что акцентировало внимание на создаваемом характере видео и вызвало эмоциональный отклик у зрителя: Эйзенштейн хотел, чтобы смотрящий испытывал симпатию к восставшим морякам и неприязнь к их угнетателям. Изначально именно русское кино несло в себе посыл личного отношения, сопереживания. Использование идей Станиславского о человеческих истинах как противоположность фальшивой драматизации сделало русские фильмы более близкими зрителям и потому более захватывающими и интригующими.
Каковы ваши впечатления от Русского международного кинофестиваля?
В 2003 году я удостоилась награды на Русском международном кинофестивале за мой вклад в мировой кинематограф: получила эту награду наряду с Леонардо Ди Каприо, Уильямом Фридкином и Фрэнсисом Фордом Копполой. Участие в этом фестивале было честью для меня, запоминающимся и положительным опытом.
Вас впечатлила игра наших актеров?
Фундамент школы русской игры – метод Станиславского, основы которого я использую в своей технике. Вообще, русские в актерской игре впервые стали использовать как прием олицетворение личной драмы, истинные человеческие чувства, психологию того, что заставляет людей поступать так, а не иначе, чтобы показать всю глубину переживаний. Задача актера – не сыграть, но подлинно воссоздать истинное человеческое поведение.
Сколько времени вам потребовалось на разработку собственной методики?
Ребенком я подверглась серьезному физическому и эмоциональному насилию. Именно оно пропитало меня ненавистью к самой себе и саморазрушением до крайности. Для того чтобы выжить, мне нужно было взглянуть на свою боль как на средство мотивации и обретения силы преодолеть и победить себя. И получилось! Я поняла: раз эта концепция сработала для обычной жизни, то для персонажа пьесы она сработает еще лучше. Вся драма основана на открытом конфликте, на боли, где персонажи пытаются изменить обстоятельства под влиянием сюжета сценария. Мы охотнее будем смотреть на то, как кто-то использует свою боль, чтобы пережить перипетии судьбы, а не для саморазрушения. Это и есть отличительная черта человека, идущего путем борьбы, что интереснее зрителю, нежели путь потакания и жалости к самому себе. Душевная боль используется как сила преодоления и выживания. Это основа моей методики, которая постоянно меняется и развивается.
Меняются ли звезды после того, как получают мировую известность?
Все они остаются милыми людьми, во всяком случае по отношению ко мне. Многие из них не имели звездного статуса, когда пришли ко мне впервые, и я помогла им стать звездами. Они понимают это и ценят мою любовь, поддержку и те знания и навыки, что я вложила в них, помогая подняться из неизвестности к славе и богатству.
Вы работаете со всеми, кто обращается к вам, или есть определенные критерии, по которым выбираете себе учеников?
Главное, обладать высокой работоспособностью и не бояться рисковать нарушать обыденные нормы. Я знала, что Брэд Питт станет звездой, как только впервые увидела его. Во время занятий я требую по 6–8 часов репетиций в неделю над каждой отдельно взятой сценой, но Брэд хотел работать по 2–3 часа в день. И он стал великой звездой. Такой работоспособностью также отличаются Шарлиз Терон, Ева Мендес, Джейк Джилленхол и многие другие.
Вы видите потенциал в человеке заранее или же, подобно скульптору, создаете нечто прекрасное из того, что имеется?
Каждый человек по-своему особенный. Мое дело понять эту уникальную особенность, отточить и усовершенствовать ее, пока она не станет привычной частью актерской работы. Именно эта уникальность делает актера неотразимым для зрителя.
Планируете ли вы работать с российскими актерами?
Я с нетерпением жду приезда в Россию для работы с местными актерами. В моем сердце России отведено особое место, унаследованное с самого рождения: вся моя семья по маминой линии – эмигранты из России, и к тому же это родина лучших и величайших преподавателей актерского мастерства всех времен! Я буду польщена и благодарна за возможность стать частью истории, связанной с работой всей моей жизни.
Можете в общих чертах объяснить, чем ваша методика обучения отличается от других? В чем секрет ее эффективности?
Большинство техник по актерскому мастерству требуют уйти с головой в болезненные мысли и воспоминания, чтобы сыграть правдоподобно. Моя методика продвигает эту технику на новый уровень. Вместо самобичевания душевной болью, я прошу взять боль, драму своей жизни и использовать ее для преодоления сложного пути. В этом случае мы создаем вместо того, чтобы разрушать. Это позволяет актерам и зрителям испытывать приятные эмоции, оптимизм и надежду. Мы хотим, чтобы наш зритель сказал: «Если этот герой может преодолеть такую же боль, как и у меня, то и я смогу».
Также я поощряю бесстрашие в работе своих актеров. Страх прямо противоположен искусству. Успех приходит к тем, кто не боится рискнуть быть непонятым и не делать так, как принято и считается «правильно». «Безопасный» выбор влечет безопасный результат. Вы не можете попасть на вершину, если не рискуете. Я оттачиваю бесстрашие в своих студентах, пока оно не станет частью их самих.
В 2004 году вышла ваша книга-самоучитель «Сила актера: техника Чаббак», которая стала бестселлером. Для кого вы ее написали?
Мне понадобилось 4 года и 25 переписываний, чтобы сделать книгу наиболее эффективной как для начинающих, так и для студентов театральных вузов, и даже для профессионалов. Знаменитые актеры, сценаристы и режиссеры использует ее как некий путеводитель. Она также используется как учебник в колледжах и университетах по всему миру. Книга задумывалась еще и как рабочая тетрадь, которую можно перечитывать и ставить пометки. Шарлиз Терон берет ее на все съемки, держит при себе и постоянно штудирует. Это относится ко многим актерам, писателям и режиссерам. Многие называют «Силу актера» своей библией.
Думая над обложкой, я хотела добиться того же визуального воздействия, что и советские плакаты времен Второй мировой войны с их стилем и мощью, что сопутствовали им тогда: красные, белые, серые и черные цвета пробуждали волю к победе. В итоге использовала несколько плакатов как основу для создания иллюстраций и обложки книги.
Как вы считаете, может ли человек без специального образования правдоподобно играть на сцене театра или в кино?
Я верю в то, что обучение является ключевым в любой деятельности. Человек может быть талантливым от рождения, но нужно заниматься, чтобы раскрыть и усовершенствовать этот талант. Не каждый может стать актером, но это зависит не от таланта. Нужно быть открытым, принимать то, что внутри тебя, быть целеустремленным и стойким.
Ваша жизнь так насыщенна! Остается ли хоть немного времени на себя и близких? Как проводите свои выходные?
Моя дочь недавно окончила Нью-Йоркский университет Tisch, факультет изучения кинематографа, и работает на канале AMC в Нью-Йорке. Я стараюсь чаще ее навещать. И поскольку я в основном работаю семь дней в неделю и иногда по 16 часов в сутки, то с мужем мы довольствуемся трехдневным отпуском у моря в Мексике. Еще собираю антиквариат, среди которого вещи из Древней Греции, Рима, Израиля, Китая и Сирии. В данный момент занимаюсь написанием своих мемуаров, ведь у меня так много историй со звездами и жизненных перипетий, которые я преодолела. Я занята делом и наслаждаюсь жизнью.
Ивана, можете ли вы поделиться какими-нибудь хитростями, которые были использованы в кино? Например, Кларк Гейбл не умел танцевать вальс, поэтому в фильме «Унесенные ветром» его в паре с Вивьен Ли поместили на вращающуюся подставку, которая создала у зрителей соответствующее впечатление.
В третьем «Человеке-пауке» я не хотела, чтобы Джеймс Франко умирал обычным, сентиментальным способом, как во многих подобных эпизодах в кино. Поэтому во время нашей работы с ним над сценой смерти я велела ему прокручивать в голове монолог, обращенный к Тоби Магуайру (Человеку-пауку): «Спасибо, что помогаешь мне умереть, я потерял своего отца, любимую девушку и тебя как друга. У меня нет причин хотеть жить, ведь это будет мучением. Спасибо, мой друг, за то, что избавляешь меня от боли через смерть!» Это вызвало у Франко улыбку и теплые чувства к тому, кто его убил. Таким образом, приземленная траурная сцена превратилась в сцену празднования смерти. Такое решение сделало эпизод запоминающимся, что принесло Франко номинацию на «Оскар».
Ольга Сапфировская
Перевод: Валентин Рогатин
Фотографии из архива Иваны Чаббак
Метка Валентин Рогатин, Сапфировская Ольга
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Любовь Агафонова: «У меня всегда была мечта делать нечто невозможное и удивительное»
Искусствовед, галерист, коллекционер о Первой коммерческой сделке за 50 рублей, фуэте, приходе в арт-бизнес и новых проектах.
-
Внезапно MASKOVNA
Наталья Масковна (MASKOVNA): ее творчество привлекает индивидуалистов - людей, любящих эксперименты, для которых чужды авторитеты.
-
Одеваю красиво и легко
Работа стилиста — это идти на несколько шагов впереди по актуальности, функциональности и сочетаемости вещей. Выбирать то, что не решился позволить сам клиент для себя.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.