Идея

Тайная история скорости

[one_half]Примечательно, что без этой иллюзии не было бы никакой возможности управлять развитием сюжетной истории и самим временем, ведь кино и ТВ превращают инерцию взгляда в условие создания действующей модели происходящего. Эта действующая модель в случае с кино заполняет собой воображение – мы представляем нечто, пользуясь готовыми образами. В случае с телевидением получается еще интереснее: действующая модель происходящего становится эквивалентом реальности, что бы под ней ни понималось.
Социальные сети, например Facebook, довели идею действующей модели до абсурда. Партнер по коммуникации, то есть любой человек вообще, превращается в действующую модель протоколов, с помощью которых он себя описывает: где был, с кем, что думал, на что обратил внимание, что предпочел и т.д.

скорость00003

Но ведь жить интересно именно потому, что жизнь проходит, исчезает мгновение, меняется свет…
Свет меняется. Но мы не поспеваем отследить, как. Мы даже не можем оценить, насколько мы отстаем от этих изменений. А раз так, то не можем и понять, что именно меняется и меняется ли вообще что-нибудь. Время, раздробленное на мгновения, оказывается лишенным необратимости. В этом парадокс.[/one_half][one_half_last] Оптические приборы (фото-, кино- , видео- и прочие камеры) улавливают свет. Они используют нас, чтобы на нашем фоне подтвердить свою способность что-то фиксировать и наделять это что-то качествами объекта. Неслучайно главный элемент любого прибора называется «объектив». Не мы видим благодаря объективам, а объективы превращают нас в часть своей системы зрения. Через объективы мы стремимся себя увековечить. Но увековечиваем себя ценой того, что превращаемся в ничтожно малые величины по сравнению со светом. Любой объектив подтверждает не то, что мы есть, а то, что нас почти нет. Но мы цепляемся за это «почти» как за то единственное, что у нас осталось. Все это замечательно анализирует французский философ П. Вирильо.

Но ведь и восприятие скорости индивидуально?

Не восприятие, а набор скоростей всегда уникален. И то, что эти скорости, а также те многочисленные часы, которые тикают внутри каждого, нельзя синхронизировать до конца, делает нас индивидуальными. Наше тело вмещает разную ритмику, разные виды движений. Это условие сюжета, который с нами связан. То, что для одного – неожиданный поворот, для другого – банальное происшествие. Это все учитывает философия, одна из первых философий скорости. Скорость благодаря понятию дао превращается в экзистенциальную категорию, ведь дао – это не путь в пространственном смысле, а становление. Любому дао противостоит образ времени как новостной ленты, которая всех уравнивает в качестве «попавших под лошадь».

Другой образ времени, который я применил бы к обществу модерна, – это «время как толпа». Пребывание в некой толпе, соприсутствие в ней – это и есть движение во времени, соприсутствие во времени. Есть очень хорошая фраза Бернарда Шоу, которую он приписал Цезарю: «Я старею, а толпа на Аппиевой дороге остается все такой же».

Время – это такая толпа на Аппиевой дороге. Набор поколений, людей со всеми их способами обозначать индивидуальность и уничтожить ее.
Все, что выражает идея толпы, концентрируется в понятии времени. Время – это лица и тела, с которыми мы сталкиваемся, время – это сутолока, теснота и стеснение. Время – это и те формы, которые может принимать толпа, например зрители, пассажиры, очередь, шествие, марш, демонстрация, флеш-моб. Время в этом смысле абсолютно антропологично. Время – это столпотворение.[/one_half_last]


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Школа молодых журналистов, пишущих о культуре

8 мая 2024 года в рамках XVI Международного музыкального фестиваля искусств Юрия Башмета в Ярославле состоится уже Шестая Школа молодых...

Выставки мая: женщины и космос

В Москве проходит много разноплановых художественных событий. ECLECTIC традиционно знакомит с новыми выставками на арт-площадках столицы: галерея ArtStory, Центр Вознесенского,...

Приглашение в театр

ECLECTIC знакомит с тремя очень разными театральными постановками, которые можно увидеть в мае. «Электротеатр Станиславский» представляет премьеру трагифарса «Мюнхгаузен» по...

7 ярких событий мая: чем заняться в праздники

ТОП-7 идей для новых впечатлений в мае

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Школа молодых журналистов, пишущих о культуре

8 мая 2024 года в рамках XVI Международного музыкального фестиваля искусств Юрия Башмета в Ярославле состоится уже Шестая Школа молодых...

Выставки мая: женщины и космос

В Москве проходит много разноплановых художественных событий. ECLECTIC традиционно знакомит с новыми выставками на арт-площадках столицы: галерея ArtStory, Центр Вознесенского,...

Приглашение в театр

ECLECTIC знакомит с тремя очень разными театральными постановками, которые можно увидеть в мае. «Электротеатр Станиславский» представляет премьеру трагифарса «Мюнхгаузен» по...

7 ярких событий мая: чем заняться в праздники

ТОП-7 идей для новых впечатлений в мае

Город сад и новое искусство

В Центре современного искусства М’АРС проходят две футуристические выставки: «Город Сад: Мультивселенные» — о проектировании утопических миров и культуре будущего...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/