Культурная площадка

Татьяна Ланская: Главное оружие против критики – полный зал

На концертах Благотворительного фонда содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто» всегда аншлаг. Это не преувеличение. Реальность, которая для многих филармонических организаций недостижима. Но для «Бельканто», дающего по пять концертов в день, – свершившийся факт.

Детские программы, концерты классической музыки, проекты с ретро-кино, «Звучащие полотна» и еще с десяток других любопытных для зрителя и слушателя событий в фонде придумывают уже больше 10 лет. И каждый сезон афиша обновляется, площадок становится все больше. Сегодня с «Бельканто» сотрудничают 50 залов столицы – от Дарвиновского музея и Собора Петра и Павла до Московской консерватории и Государственного Кремлевского Дворца. Все охотнее с фондом работают артисты – их почти пять тысяч, талантливых, с горящими глазами, вдохновленных нетривиальными проектами. Однако и это еще не предел, уверена Татьяна Ланская, художественный руководитель и основатель фонда «Бельканто». Оперная певица с хрустальным сопрано, она сама – воплощение сути музыкального бельканто, с легкой непринужденностью создающая эклектику – в программах, команде, жизни как таковой. О невероятных идеях и очевидных порывах Татьяна Ланская рассказала в своем интервью.

Татьяна, какие события повлияли на вас и ваш выбор в жизни?

Каких-то неординарных событий не было. Каждый день был наполнен новыми задачами. Так было всегда. Сколько я себя помню, всегда была выдумщицей: что-то придумывала, что-то создавала. Даже попытки родителей поставить меня в угол порой заканчивались плачевно для родителей – угол был или разрисован, или я что-то рушила в этом самом углу.
Энергичному ребенку, да еще и фантазеру сложно усидеть на месте. С возрастом, как оказалось, ничего не изменилось. Только теперь я не разрушаю, а только создаю.   

После окончания консерватории вы решили основать Благотворительный фонд содействия развитию музыкальной культуры. Благотворительность – значит помощь. Получается, вы сразу поставили задачу подержать молодых музыкантов и таланты – вообще. А это труд титанический. Не проще было просто петь? Ведь вы – потрясающая оперная певица….  

Татьяна Ланская

Татьяна Ланская, фонд «Бельканто»

Есть такая замечательная юмореска. Мария Миронова, мама Андрея Миронова, как-то раз приехала в санаторий и на одном из культурно-массовых мероприятий ее попросили встать, чтобы образовать круг. Она сказала, что она терпеть не может, когда «из нее образовывают круг». Так вот, я тоже не люблю, когда из меня «образовывают круг». Поэтому, наверное, и не стала петь в опере. Я больше люблю самой создавать и себя и свою реальность, а не когда это делает режиссер. На мой взгляд, принадлежать к какому-либо театру – это значит, так или иначе, быть ограниченной. Допустим, в первый и второй сезон в лучшем случае двумя-тремя партиями.
А когда вы сами создаете нечто новое, вы можете сегодня петь Рихарда Штрауса, завтра можете петь Малера – репертуарный план создается вами самими, по вашему собственному желанию. Это свобода. Пусть и требующая большой самоотдачи.

Татьяна, вы очень занятой человек: не только артист, но и организатор. Как планируете день?

Нужно встречаться с музыкантами, заниматься продвижением и маркетингом проектов, присутствовать на площадках, встречаться с рекламными агентствами и партнерами, выдумывать партнерские программы. День расписан по минутам до самой ночи. Без выходных почти. Даже в полночь Нового года – на работе. Но это мой выбор и такой темп, как ни удивительно, дает силы. Меня заряжает и подхлестывает вдохновение.  

Играющий тренер, артист – руководитель. Думаю, что это именно про вас?

Безусловно. Наверное, желание самой организовать нечто новое родилось из некой двойственности моих интересов. Одновременно с консерваторией я закончила и философский факультет. Меня привлекала и музыка и философия. Я даже не знала, что перетянет. Одно могу сказать точно: всегда хотела сама реализовывать свои мечты и планы.

Концерты и мероприятия Фонда «Бельканто» — зрелищные и непохожие друг на друга постановки. Но что было в самом начале?  

Начинали со сложных и камерных программ. Какие-то из них впервые звучали в России. Причем, музыкальные произведения принадлежали не только современным композиторам, но и тем, о которых все знают уже 200-300 лет, но вот у нас в стране эти произведения известность не получили.
Например, мы делали марафон к двухсотлетию Ференца Листа. Концерт проходил на нескольких площадках в течение 24 часов, и, надо сказать, что 30% музыкальной программы впервые исполнялось в России.
Премьерное исполнение в самом начале деятельности фонда очень нас интересовало – этому не было аналогов. В Историческом музее совместно с Романом Григорьевичем Виктюком мы поставили оперу «Заита», «Светские кантаты» Баха. Я бы сказала, что это был своего рода перформанс, очень необычный, очень интересный.
Также, большой успех у публики имел наш самый первый фестиваль «Музыка в изгнании», посвященный теме художника в тоталитарном режиме. Это был отдельный концерт-посвящение тем, кто погиб в концентрационных лагерях, кто лишился родины во время революции. Последние два года мы не проводим этот фестиваль, но планируем вернуться к теме.
Только спустя примерно четыре года с начала нашей деятельности мы пришли к идее совмещения жанров.

Отправной точкой стала скорее техническая необходимость. Дело в том, что большинство концертов «Бельканто» проходило в соборах – Храме Святого Людовика в Москве и в Соборе Петра и Павла – где зритель, в течение всего времени концерта вынужден смотреть на распятие. Как вы понимаете, это по душе не всякому зрителю. Кроме того, люди в большинстве своем визуалы, а музыка воздействует иначе. Многие именно поэтому не любят концерты. Мы попробовали соединить визуальный и музыкальный ряды: дать взгляду что-то, за что бы он мог зацепиться. Мы начали развивать эту тему в совершенно разных направлениях. Так появился проект «Звучащие полотна», где картины анимированы, где-то есть рисование песком или рисование водой в технике эбру. Наверное, это самый любимый проект у слушателей с точки зрения визуализации.
Не забывайте, Собор – это не филармония, где собирается целевая аудитория. Наши слушатели совершенно разные, диапазон их интересов очень широк. И, тем не менее, они слушают весьма непростую музыку, и получают от этого удовольствие.
Думаю, что основной нашей целью, с самого начала, было создать нечто кардинально новое, но при этом, пробуждающее живой интерес. Мы не хотели делать аналог классическим концертам, или какой-либо аналог филармонии. Мы хотели создать такой формат, который привлек бы слушателя и зрителя, как кино. В кино ходят все: и молодые люди, и люди старшего поколения, люди с высоким и средним достатком – это всегда самая широкая публика.
Скоро мы представим проект в стиле «Игры престолов» — практически хипстерский проект. Мы всегда стремимся таргетировать нашу целевую аудиторию и представить ей то, что будет точно интересно.

А как осуществляется подборка визуального ряда? Что первично: музыка или видео-арт?

Для «Бельканто», как создателя и организатора, всегда первостепенна музыка. Более того, мы стараемся анимировать полотно для каждого исполнителя: программист при записи учитывает паузы, интонации. Например, мы анимировали полотна Гойи точно под каждую часть, темпы и балансировку «Кармины Бураны».
Однако мы понимаем, что наш зритель практически всегда отталкивается от живописи. Запрос на билеты чаще всего звучит так: «Здравствуйте! У вас есть билеты на импрессионистов?». А тот факт, что звучать будет или Шопен, или Дебюсси, или Равель – это уже второстепенно. Очень редко услышишь обратную постановку вопроса.
Проект на площадке «Иллюзиона» возник из того, что мы начали делать немые фильмы в сопровождении органной музыки. Первый фильм – «Призрак оперы» Universal pictures, 1925 год. Затем мы проводили концерты, где саундтреки самых известных фильмов звучат в исполнении оркестра или солистов – своего рода, клипы, сделанные на эти фильмы и на эту музыку. Проект с «Иллюзионом» сейчас активно развивается – в следующем сезоне мы будем осуществлять его совместно с Госфильмофондом.
Для некоторых зрителей принципиально важно, чтобы фильмы были пленочные, так как изображение получается другое, нежели с цифры. И мы учитываем это фактор. Фильмов будет много, и они будут совершенно разные. Одна категория – это гангстерские картины 30-40х годов, которые мы условно называем «Чикаго». Другая группа – это фильмы о Нью-Йорке, и здесь, конечно же, первостепенна роль Вуди Аллена, где много джаза. Отдельно – высокое итальянское кино: Висконти, Антониони, Бертолуччи. Отдельно – Морриконе и Голливуд, еще фильмы, где есть тема Шотландии и Ирландии с кельтскими напевами и волынкой.
Кроме того, сейчас думаем над детской программой с мультфильмами. Старые мультики будут озвучены артистами «Бельканто» заново: «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Садко», «Руслан и Людмила».

Мы много работаем с детьми, делаем программы для них, причем это не просто показы, а интерактив, в который малыши включаются уже перед показами. В «Иллюзионе», например, каждая программа предваряется мастер-классом, где сами дети создают мультфильм – рисованный или при помощи лепки, а иногда — аппликации. За то время, пока малыши в зале, их собственное творение монтируется и после сеанса они смотрят свой собственный анимированный фильм на экране в холле.
Вообще, для детей у нас много проектов. Есть целая серия сказок с органом. Сказки про Робин Гуда сопровождаются волынкой, а восточные сказки – восточными танцами. Очень любимый нами и зрителями проект «Котёнок Бельканто» — книжки, написанные нашим коллегой и музыкантом Дмитрием Бочаровым. В этих сборниках котёнок учит малышей музыке. Сейчас готовится 16 выпуск, и мы даже планируем как-нибудь сделать ёлку с котёнком Бельканто.

В афише фонда по несколько событий в день. У Вас сильная и неутомимая команда…

У нас есть «Отдел Придумывания» в моем лице и «Отдел Расхлебывания» в лице остальных. Сейчас Фонд насчитывает 5000 человек, куда входят музыкальные коллективы и солисты. Изначально, конечно, у каждого есть своя специфика, но мы все время развиваемся и пробуем новое. Например, Патриарший хор Даниловского монастыря изначально участвовал в концерте «Орган и дудук», но сейчас они готовят также и саундтреки. Патриарший хор, исполняющий музыку из «Пиратов Карибского моря» — это зрелище.
В следующем году в Московской консерватории планируется образовательный проект «Литература и классическая музыка». Он пройдет в форме концерта-инсталляции, и охватит практически всю школьную программу: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» Пушкина, «Алые паруса» Грина, «Синяя птица» Метерлинка…

Какие проекты сейчас на подходе? Есть ли какие-то совсем невероятные идеи мероприятий?

Из потенциальных идей – совмещение органа и цирка с артистами, акробатами. Я думаю, это будет очень интересно. В 2018 году запланирована постановка оперы Сен-Санса «Жёлтая принцесса», или правильнее сказать – «Японская принцесса». Это будет премьера в России – в стране опера вообще никогда не ставилась.
Мы планируем расширяться: точно шагаем в Питер.
Уже летом попробуем совершенно новый для нас формат: выйдем на улицу, выступим на площадке под открытым воздухом. Мы никогда не делали ничего подобного, но, думаю, время пришло. Препятствием могут стать только технические сложности, но «Бельканто» работает над этим.
Есть еще несколько идей, которые я сейчас не буду раскрывать, но могу обещать, что скучно не будет! Ведь многие именно этого и боятся: что будет скучно, а для нас скука – табу. Эксперимент приветствуется.

Быть участником, художественным руководителем и главным генератором идей такого большого коллектива, как фонд «Бельканто» – это ответственная и трудоемкая задача.

Думаю, все зависит от желания. Я люблю то, что делаю. И еще для себя за 10 лет работы я вывела формулу: никогда не стоит паниковать и отчаиваться. Надо понимать, что неприятность может случиться с каждым, в любом месте и где угодно. Если какой-то исполнитель вас подвел, заболел, не пришел – надо понять, что и это хорошо. Это означает, что у вас появилась возможность открыть другую дверь, принять нечто новое в своей жизни. Любая проблема – потенциальная возможность изменения, а иначе есть опасность застопориться и перестать развиваться. Такую истину трудно принять, я шла к ее пониманию долгое время, но теперь верю в это всецело.
Критика – была и есть, но я думаю, что главный критерий твоей работы как артиста – любовь слушателей. В месяц мы даем около пятидесяти концертов, и у нас всегда аншлаг. Наша деятельность нужна и любима. Поэтому, главное оружие против критики – полный зал.
Я убеждена, что всегда нужна обратная связь. После каждого концерта мы просим зрителей высказать свое мнение о концерте в анкетах. Самый любимый наш отзыв был после одного из концертов в Соборе: «Ничего не видно, ничего не слышно, очень холодно. Обязательно приду ещё».

Беседовала Полина Горбачева
Фото из архива героя


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Мартовская афиша выставок Москвы

ECLECTIC приглашает окунуться в мир изобразительного искусства и знакомит с выставочными проектами галереи ArtStory, Еврейского музея и центра толерантности, арт-платформы...

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Мартовская афиша выставок Москвы

ECLECTIC приглашает окунуться в мир изобразительного искусства и знакомит с выставочными проектами галереи ArtStory, Еврейского музея и центра толерантности, арт-платформы...

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары»

Фестиваль «Виртуозы гитары», который проходит в Москве с 19 по 22 марта, – ярчайшее мировое событие в сфере классической гитары,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/