жизненный тонус

 Похитители радости

Социопаты. Кто же они: монстры из сказок, выдумка психологов или герои нашего времени?

Совместный смех – это лучшая диагностика отношений. Искренность заразительна: волна смеха прокатывается – и моментально создается ощущение общности. И как хорошо потом на душе…

 

социопат2-бНо есть люди, которые не смеются. Более того, они крадут у нас радость жизни, особенно, если мы им близки или зависимы от них. Они способны изобразить смех, могут высмеять, уязвить, иронично усмехнуться, но смеха, как неконтролируемого взрыва радости, у них не будет.

Но кто же они: монстры из сказок, выдумка психологов или герои нашего времени?

Это социопаты – те, у кого отсутствует способность к эмпатии. Почему же они опасны для нашего эмоционального благополучия? Вступая с ними в близкие или производственные отношения, мы рискуем очутиться в железном лесу инструментализма, полном неожиданных ловушек. Мы рискуем терять энергию и жизненный тонус только лишь потому, что наша энергия нужна им. Мы рискуем таким резким снижением самооценки, что поднимать ее придется из глубины, равной Марианской впадине, и уйдет на это уйма времени и сил. И чем выше эти люди в социальной иерархии, тем значительнее может оказаться их воздействие. И здесь нет гендерных различий – социопатом может оказаться как мужчина, так и женщина.

Чтобы уберечь себя от всех этих ужасов, последуем за древней мудростью – предупрежден, значит вооружен. Существует так называемый «контрольный перечень», штрихи к портрету, по которым можно вычислить социопата.

Говорливость и поверхностность

Социопат, как правило, умеет на все давать быстрый ответ и рассказывать невероятные истории, выставляющие его в ярком свете. При этом его рассказы поверхностны и похожи на повторяющуюся мелодию любимой пластинки так, что люди из одного круга с удивлением узнают конкретные фразы и интонации, которые уже слышали от других. Это показательная мимикрия социопата, который способен встроиться в любое пространство, выдавая именно то содержимое, которое в данном месте нужно, чтобы занять там привилегированное место.

Эгоцентричность и претенциозность

в особенности присущи социопату. Но это не столько честолюбие, сколько центрированность на себе самом. Не истинная уверенность в своей силе, а непредусмотрительность. Испытывая недостаток связи с миром, не замечая других людей, социопат жаждет признания и отклика, он способен страстно искать внимания и постоянно его возбуждать, он весьма болезненно относится к любому небрежению. Его самолюбие крайне ранимо, а реакции – несоразмерны обиде, и тогда социопат способен мстить. Это тот самый тип маньяка-«мстителя».

Отсутствие чувства вины, сожаления, сопереживания –

одни из главных черт, отличающих социопата от других людей. Окружающие для него – это средство выполнения его желаний и потребностей; он не в состоянии представить, что чувствует другой человек и не считает нужным вообразить. При этом социопат способен на искусственную «верность»: то есть будет поддерживать постоянные отношения с человеком, считая его собственностью или привычной деталью окружающего пространства, вроде кровати или холодильника. Единственное, к чему такой тип может быть чувствителен, – это к картине мучения жертвы и своей над ней власти, потому что она им приятна. Смущение, обида и растерянность отвергнутой женщины доставляют социопату – казанове удовольствие как явные признаки его власти над ситуацией.[/one_half][one_half_last]
Эмоциональное переживание социопата распадается на два противоположных полюса, где между ядом власти над жертвой и жаром гнева на отвергающего лежит бесплодная ледяная пустыня без ярких и живых эмоций, без чувств, без привязанности, без симпатии. Если кто-то может быть полезен – он должен быть использован. Вместе с тем, свою ответственность социопат значительно преуменьшает. Он всегда чист, прав и невинен в собственных глазах.

Коварство и склонность к манипулированию –

социопат1-бэто «естественные таланты» социопата, способы для достижения своих целей. В его мире нет «просто слабых». «Слабый», по его мнению, – это глупый и достойный того, чтобы быть жертвой. Мир социопата состоит из «хищников» и «жертв».

Поверхностность эмоций

Хотя внешне социопат обычно холоден, бесчувствен и «роботоподобен», он все же склонен проявлять свои эмоции бурно, в драматичной и кратковременной форме. Его определения чувств – грубы и недифференцированны, он путает сексуальное влечение с любовью, любовную привязанность с дружбой, разочарование с грустью, раздражение с гневом. Потому легко подменяет понятия. Характерный монолог выглядит следующим образом: «Почему ты ревнуешь? Ведь каждый человек – личность и должен быть свободен в своих привязанностях. Ты хочешь ограничить мою свободу? Но я волен быть с любой женщиной, с какой захочу! Ты хочешь наплевать на мои добрые чувства к тебе, на мою дружбу!».

Бедность эмоциональной палитры социопата может быть определена как «знает слова, но не знает мелодии». Его поведение хоть и внешне душевное, при внимательном взгляде оказывается формальным. Для него характерны «фавориты на час», которые будут забыты и отброшены до очередного раза, когда вновь смогут пригодиться. У него, как правило, нет устойчивых дружеских связей и отношений; у мужчин может вовсе не быть друзей своего пола, или не существовать ни одной положительной и продолжительной связи с женщиной.

Потребность в психическом возбуждении

Поскольку, как правило, социопат носит хорошо расписанную «маску здравомыслия», он предпочитает достаточно законные способы устраивать себе регулярные «оттяги», участвовать в авантюрах. Работа охранником в рискованном предприятии, занятия единоборствами или даже группы психологического роста – все, что дает такому субъекту возможность получения психической и эмоциональной власти над другими, а также возможность для «яркого выступления», – как раз для него. Обратная сторона этой страсти к приключениям – полная непереносимость рутины или монотонности. От этого импульсивный социопат начинает скучать.

Безответственность

что характерно, не только по отношению к другим, но и к себе тоже. Обязательства и долги для социопата значат мало: он предпочитает притвориться жертвой и вынудить близких заплатить за него, нежели честно возьмет в долг. Он может быть беспечен на дороге, в работе и сексе – везде, где требуется большая или меньшая техника безопасности, социопат стремится избавить себя от лишних забот, рискуя здоровьем и благополучием.

Смена масок и ролей

Как правило, социопат с готовностью демонстрирует различные излюбленные маски и быструю их смену. Самые предпочитаемые им роли – «Благодетель», «Свой парень» и «Жертва». Он способен предстать приветливым, юношески беспечным человеком (вне зависимости от возраста, что нередко подкупает) или величественно-покровительственным, щедрым дарителем благ и советов. Или же «несправедливо обделенной» жертвой обстоятельств и злых, неправедных людей (на это обычно покупаются люди сильные, и те, кто привык верить, доверять и помогать другим). Начерченный легкими мазками, едва уловимой текстурой – однако предельно отчетливо видимой в сумеречном свете критических ситуаций – на этих масках можно разглядеть лик жестокого властолюбца.

Этот человек явится в образе вальяжного покровителя, но временами вы будете замечать его жестокость к другим и благоволение к вам (что притупит вашу бдительность). Потом вы сблизитесь и увидите в нем Жертву, узнаете, как тяжело ему пришлось в жизни, как его бросали, предавали, заключали в темницу, не давали жизни. И в своем желании помочь, в приятии, или уже увлеченности, вы сами предложите и сами ему все дадите. Потом, когда вновь почувствуете, «что-то не так» и попытаетесь выяснить ситуацию – он извернется, выкрутится и станет почти Невидимкой. А когда вы, при должном старании, припрете его к стенке – то именно вы и окажетесь Злобной фурией или Насильником, о чем Жертва будет впредь рассказывать остальным «очарованным».

Именно мгновенные переходы от Покровителя к Хозяину, от Жертвы к Шантажисту и есть характерные черты «хищника». Смена масок обусловлена не душевным движением героя, а лишь сценой, в которой он участвует.
социопат3-б

Что делать

В личной жизни совет один – отдаляться. Помните, что человек может измениться только сам, своими усилиями, а не вашим терпением, добрыми поступками или всепрощением.

Если вы связаны с социопатом деловыми отношениями, то важно всегда быть начеку и не расслабляться, не доверять этому человеку, не поддаваться его тщательно выстроенному обаянию. Общий принцип – «не верь, не бойся, не проси». Именно этот лозунг возник в социопатической криминальной культуре для выживания внутри нее.

Если ваш начальник кажется вам социопатом:
– улыбайтесь и не показывайте своих истинных чувств. Нужно научиться «держать лицо», даже если вы очень эмоциональны по своей природе;
– не поддавайтесь на уговоры сомнительных предприятий: вы же и окажетесь в итоге крайним;
– не давайте себя продавить, даже если уступаете, держите оборону ближних рубежей. Даже если уступили, но с идеей все же не согласны, важно не прогибаться целиком и не принимать чужую точку зрения. Помните о своем несогласии и не берите слишком близко к сердцу поражение. Однако это работает только в том случае, если вы были правы, а контрагент – нет. В противном случае вы можете зафиксироваться на своей обиде и тоже пострадать.
– пользуйтесь социальными клише и принятыми этикетными сценариями. В ситуации конфликта импульсивного социопата можно отпугнуть правилами и рутиной. Но это очень индивидуально и работает не всегда и не со всеми.

Если вам был причинен очевидный вред и ущерб, важно сделать так, чтобы причинение этого вреда прекратилось. По возможности, стоит обратиться к общественному мнению и предать поступок огласке или наказанию. Это заодно восстанавливает и внутреннее чувство справедливости. Важно говорить о своей правде, даже если это неловко. В случае единого сообщества подобный момент значим. Если это невозможно, то попытайтесь описать историю метафорически, оформить как эстетический продукт: стихи, песни, рассказы. Но правда в любом случае должна быть предложена миру.

 социопат4-б

Галина Бедненко
Иллюстрации: Юлия Блюхер


Поделиться:

Один комментарий на «“ Похитители радости”»

  1. Это где здесь психология ? Вики хотя бы почитали .

Добавить комментарий

афиша
новости

Вселенная Андрея Гросицкого

Галерея ARTSTORY открывает новый выставочный проект: «Андрей Гросицкий. Порядок вещей». В центре внимания художника лежат самые обычные вещи – предметы...

Большие московские гастроли Театра «Мастерская»

С 24 по 29 сентября Санкт-Петербургский театр «Мастерская» показывает свои лучшие спектакли на сцене Театрального центра «На Страстном». «Мастерская» сегодня...

Один день жизни провинциального чиновника

13 сентября в киноцентре «Октябрь» состоится премьера фильма Светланы Проскуриной «Воскресенье», рассказывающая об одном дне жизни чиновника из мэрии провинциального...

«Мадонна делла Лоджиа» впервые в России

Картина выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1445–1510) «Мадонна делла Лоджиа» из собрания Галерей Уффици (Флоренция, Италия) впервые представлена...

Театр Романа Виктюка открыл 23-й сезон

Наступающий сезон по количеству новостей, стартующих проектов и креативных идей, пожалуй, превзойдет многие предыдущие.

Радиостанция ROCK FM открыла новый сезон

ROCK FM 95,2 уже много лет круглосуточно радует всех, кто не признаёт ограничений – и в жизни, и в музыкальных жанрах.

Мир русского театра из зарубежья

В Москве завершились гастроли лучших спектаклей международного фестиваля русскоязычных зарубежных театров «Мир русского театра».

В Москву пришла «Жара»!

Кинотеатр «Октябрь» превратился в солнечное и гостеприимное Баку -  здесь состоялся закрытый премьерный показ, пожалуй, самой звездной комедии года — «Жара»!
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Вселенная Андрея Гросицкого

Галерея ARTSTORY открывает новый выставочный проект: «Андрей Гросицкий. Порядок вещей». В центре внимания художника лежат самые обычные вещи – предметы...

Большие московские гастроли Театра «Мастерская»

С 24 по 29 сентября Санкт-Петербургский театр «Мастерская» показывает свои лучшие спектакли на сцене Театрального центра «На Страстном». «Мастерская» сегодня...

Один день жизни провинциального чиновника

13 сентября в киноцентре «Октябрь» состоится премьера фильма Светланы Проскуриной «Воскресенье», рассказывающая об одном дне жизни чиновника из мэрии провинциального...

«Мадонна делла Лоджиа» впервые в России

Картина выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1445–1510) «Мадонна делла Лоджиа» из собрания Галерей Уффици (Флоренция, Италия) впервые представлена...

«Уникальность». Выставка фотографий

С 25 сентября по 22 ноября 2019 года в московской Галерее Классической фотографии пройдет мультимедийная выставка «Уникальность» фотохудожника Анны Матвеевой....

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/