жизненный тонус

 Похитители радости

Социопаты. Кто же они: монстры из сказок, выдумка психологов или герои нашего времени?

Совместный смех – это лучшая диагностика отношений. Искренность заразительна: волна смеха прокатывается – и моментально создается ощущение общности. И как хорошо потом на душе…

 

социопат2-бНо есть люди, которые не смеются. Более того, они крадут у нас радость жизни, особенно, если мы им близки или зависимы от них. Они способны изобразить смех, могут высмеять, уязвить, иронично усмехнуться, но смеха, как неконтролируемого взрыва радости, у них не будет.

Но кто же они: монстры из сказок, выдумка психологов или герои нашего времени?

Это социопаты – те, у кого отсутствует способность к эмпатии. Почему же они опасны для нашего эмоционального благополучия? Вступая с ними в близкие или производственные отношения, мы рискуем очутиться в железном лесу инструментализма, полном неожиданных ловушек. Мы рискуем терять энергию и жизненный тонус только лишь потому, что наша энергия нужна им. Мы рискуем таким резким снижением самооценки, что поднимать ее придется из глубины, равной Марианской впадине, и уйдет на это уйма времени и сил. И чем выше эти люди в социальной иерархии, тем значительнее может оказаться их воздействие. И здесь нет гендерных различий – социопатом может оказаться как мужчина, так и женщина.

Чтобы уберечь себя от всех этих ужасов, последуем за древней мудростью – предупрежден, значит вооружен. Существует так называемый «контрольный перечень», штрихи к портрету, по которым можно вычислить социопата.

Говорливость и поверхностность

Социопат, как правило, умеет на все давать быстрый ответ и рассказывать невероятные истории, выставляющие его в ярком свете. При этом его рассказы поверхностны и похожи на повторяющуюся мелодию любимой пластинки так, что люди из одного круга с удивлением узнают конкретные фразы и интонации, которые уже слышали от других. Это показательная мимикрия социопата, который способен встроиться в любое пространство, выдавая именно то содержимое, которое в данном месте нужно, чтобы занять там привилегированное место.

Эгоцентричность и претенциозность

в особенности присущи социопату. Но это не столько честолюбие, сколько центрированность на себе самом. Не истинная уверенность в своей силе, а непредусмотрительность. Испытывая недостаток связи с миром, не замечая других людей, социопат жаждет признания и отклика, он способен страстно искать внимания и постоянно его возбуждать, он весьма болезненно относится к любому небрежению. Его самолюбие крайне ранимо, а реакции – несоразмерны обиде, и тогда социопат способен мстить. Это тот самый тип маньяка-«мстителя».

Отсутствие чувства вины, сожаления, сопереживания –

одни из главных черт, отличающих социопата от других людей. Окружающие для него – это средство выполнения его желаний и потребностей; он не в состоянии представить, что чувствует другой человек и не считает нужным вообразить. При этом социопат способен на искусственную «верность»: то есть будет поддерживать постоянные отношения с человеком, считая его собственностью или привычной деталью окружающего пространства, вроде кровати или холодильника. Единственное, к чему такой тип может быть чувствителен, – это к картине мучения жертвы и своей над ней власти, потому что она им приятна. Смущение, обида и растерянность отвергнутой женщины доставляют социопату – казанове удовольствие как явные признаки его власти над ситуацией.[/one_half][one_half_last]
Эмоциональное переживание социопата распадается на два противоположных полюса, где между ядом власти над жертвой и жаром гнева на отвергающего лежит бесплодная ледяная пустыня без ярких и живых эмоций, без чувств, без привязанности, без симпатии. Если кто-то может быть полезен – он должен быть использован. Вместе с тем, свою ответственность социопат значительно преуменьшает. Он всегда чист, прав и невинен в собственных глазах.

Коварство и склонность к манипулированию –

социопат1-бэто «естественные таланты» социопата, способы для достижения своих целей. В его мире нет «просто слабых». «Слабый», по его мнению, – это глупый и достойный того, чтобы быть жертвой. Мир социопата состоит из «хищников» и «жертв».

Поверхностность эмоций

Хотя внешне социопат обычно холоден, бесчувствен и «роботоподобен», он все же склонен проявлять свои эмоции бурно, в драматичной и кратковременной форме. Его определения чувств – грубы и недифференцированны, он путает сексуальное влечение с любовью, любовную привязанность с дружбой, разочарование с грустью, раздражение с гневом. Потому легко подменяет понятия. Характерный монолог выглядит следующим образом: «Почему ты ревнуешь? Ведь каждый человек – личность и должен быть свободен в своих привязанностях. Ты хочешь ограничить мою свободу? Но я волен быть с любой женщиной, с какой захочу! Ты хочешь наплевать на мои добрые чувства к тебе, на мою дружбу!».

Бедность эмоциональной палитры социопата может быть определена как «знает слова, но не знает мелодии». Его поведение хоть и внешне душевное, при внимательном взгляде оказывается формальным. Для него характерны «фавориты на час», которые будут забыты и отброшены до очередного раза, когда вновь смогут пригодиться. У него, как правило, нет устойчивых дружеских связей и отношений; у мужчин может вовсе не быть друзей своего пола, или не существовать ни одной положительной и продолжительной связи с женщиной.

Потребность в психическом возбуждении

Поскольку, как правило, социопат носит хорошо расписанную «маску здравомыслия», он предпочитает достаточно законные способы устраивать себе регулярные «оттяги», участвовать в авантюрах. Работа охранником в рискованном предприятии, занятия единоборствами или даже группы психологического роста – все, что дает такому субъекту возможность получения психической и эмоциональной власти над другими, а также возможность для «яркого выступления», – как раз для него. Обратная сторона этой страсти к приключениям – полная непереносимость рутины или монотонности. От этого импульсивный социопат начинает скучать.

Безответственность

что характерно, не только по отношению к другим, но и к себе тоже. Обязательства и долги для социопата значат мало: он предпочитает притвориться жертвой и вынудить близких заплатить за него, нежели честно возьмет в долг. Он может быть беспечен на дороге, в работе и сексе – везде, где требуется большая или меньшая техника безопасности, социопат стремится избавить себя от лишних забот, рискуя здоровьем и благополучием.

Смена масок и ролей

Как правило, социопат с готовностью демонстрирует различные излюбленные маски и быструю их смену. Самые предпочитаемые им роли – «Благодетель», «Свой парень» и «Жертва». Он способен предстать приветливым, юношески беспечным человеком (вне зависимости от возраста, что нередко подкупает) или величественно-покровительственным, щедрым дарителем благ и советов. Или же «несправедливо обделенной» жертвой обстоятельств и злых, неправедных людей (на это обычно покупаются люди сильные, и те, кто привык верить, доверять и помогать другим). Начерченный легкими мазками, едва уловимой текстурой – однако предельно отчетливо видимой в сумеречном свете критических ситуаций – на этих масках можно разглядеть лик жестокого властолюбца.

Этот человек явится в образе вальяжного покровителя, но временами вы будете замечать его жестокость к другим и благоволение к вам (что притупит вашу бдительность). Потом вы сблизитесь и увидите в нем Жертву, узнаете, как тяжело ему пришлось в жизни, как его бросали, предавали, заключали в темницу, не давали жизни. И в своем желании помочь, в приятии, или уже увлеченности, вы сами предложите и сами ему все дадите. Потом, когда вновь почувствуете, «что-то не так» и попытаетесь выяснить ситуацию – он извернется, выкрутится и станет почти Невидимкой. А когда вы, при должном старании, припрете его к стенке – то именно вы и окажетесь Злобной фурией или Насильником, о чем Жертва будет впредь рассказывать остальным «очарованным».

Именно мгновенные переходы от Покровителя к Хозяину, от Жертвы к Шантажисту и есть характерные черты «хищника». Смена масок обусловлена не душевным движением героя, а лишь сценой, в которой он участвует.
социопат3-б

Что делать

В личной жизни совет один – отдаляться. Помните, что человек может измениться только сам, своими усилиями, а не вашим терпением, добрыми поступками или всепрощением.

Если вы связаны с социопатом деловыми отношениями, то важно всегда быть начеку и не расслабляться, не доверять этому человеку, не поддаваться его тщательно выстроенному обаянию. Общий принцип – «не верь, не бойся, не проси». Именно этот лозунг возник в социопатической криминальной культуре для выживания внутри нее.

Если ваш начальник кажется вам социопатом:
– улыбайтесь и не показывайте своих истинных чувств. Нужно научиться «держать лицо», даже если вы очень эмоциональны по своей природе;
– не поддавайтесь на уговоры сомнительных предприятий: вы же и окажетесь в итоге крайним;
– не давайте себя продавить, даже если уступаете, держите оборону ближних рубежей. Даже если уступили, но с идеей все же не согласны, важно не прогибаться целиком и не принимать чужую точку зрения. Помните о своем несогласии и не берите слишком близко к сердцу поражение. Однако это работает только в том случае, если вы были правы, а контрагент – нет. В противном случае вы можете зафиксироваться на своей обиде и тоже пострадать.
– пользуйтесь социальными клише и принятыми этикетными сценариями. В ситуации конфликта импульсивного социопата можно отпугнуть правилами и рутиной. Но это очень индивидуально и работает не всегда и не со всеми.

Если вам был причинен очевидный вред и ущерб, важно сделать так, чтобы причинение этого вреда прекратилось. По возможности, стоит обратиться к общественному мнению и предать поступок огласке или наказанию. Это заодно восстанавливает и внутреннее чувство справедливости. Важно говорить о своей правде, даже если это неловко. В случае единого сообщества подобный момент значим. Если это невозможно, то попытайтесь описать историю метафорически, оформить как эстетический продукт: стихи, песни, рассказы. Но правда в любом случае должна быть предложена миру.

 социопат4-б

Галина Бедненко
Иллюстрации: Юлия Блюхер

Еще на эту тему

Лыжероллеры — молодой и захватывающий спорт

Лыжероллеры - это альтернатива лыжным гонкам. В современном мире все должно быть универсальным, без рамок и ограничений. На лыжероллерах катаются весной, летом и ранней осенью. Зимой тренируются на лыжных трассах и в помещении клуба.

Как мы обманываем сами себя

Человек использует множество способов, чтобы обмануть самого себя. Зачем и какими способами мы это делаем?

Руфинг. Пролезая по высоткам города

Его называют urban exploration — исследование города, в данном случае — крыш домов и сооружений. Руфинг - одно из направлений уличной культуры, которое ломает систему.


Поделиться:

Один комментарий на «“ Похитители радости”»

  1. Это где здесь психология ? Вики хотя бы почитали .

Добавить комментарий

афиша
новости

ЭХО в звуковом и видеоформате

16 ноября открывается новый выставочный проект движения российских медиахудожников PROUN, посвященный исследованию времени на материале эха. На выставке будут представлены...

Спектакль «Приключения Фандорина»

Спектакль «Приключения Фандорина» про знаменитого сыщика, главного героя цикла романов Бориса Акунина идет в «Московском  губернском театре». Ближайшие спектакль состоятся 26 декабря...

Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове

С 14 ноября по 16 декабря 2018 в галерее-мастерской «ГРАУНД Песчаная» Объединения «Выставочные залы Москвы» будет представлен междисциплинарный проект «Арт-Кавказ....

ABBA: золотые хиты

17 ноября 2018 в Московский доме музыки пройдут 2 концерта, посвященных  45-летию создания культовой группе ABBA. Прозвучат золотые хиты легендарной...

Чем старше, тем новее

В Москве создали пространство свободы для новых старших - Young Old

Белки в городе: познакомиться ближе!

Где в парках Москвы можно увидеть и покормить белок?

«Северяне»: авторский проект о настоящих людях и автомобилях

«Северяне» — это авторский документальный проект режиссера Ильи Поволоцкого, созданный при поддержке Toyota и посвященный сильным духом людям Севера. Действие...

«День рождения Марины» — с женщинами, о женщинах

Сборник прозы Юлии Басовой наполнен позитивными чувствами, хотя историй со счастливым концом немного. Эпиграф «История, способная исцелить душу» подходит к каждому произведению сборника.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ
Афиша

ЭХО в звуковом и видеоформате

16 ноября открывается новый выставочный проект движения российских медиахудожников PROUN, посвященный исследованию времени на материале эха. На выставке будут представлены...

Спектакль «Приключения Фандорина»

Спектакль «Приключения Фандорина» про знаменитого сыщика, главного героя цикла романов Бориса Акунина идет в «Московском  губернском театре». Ближайшие спектакль состоятся 26 декабря...

Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове

С 14 ноября по 16 декабря 2018 в галерее-мастерской «ГРАУНД Песчаная» Объединения «Выставочные залы Москвы» будет представлен междисциплинарный проект «Арт-Кавказ....

ABBA: золотые хиты

17 ноября 2018 в Московский доме музыки пройдут 2 концерта, посвященных  45-летию создания культовой группе ABBA. Прозвучат золотые хиты легендарной...

День рождения Еврейского музея

11 ноября Еврейский музей и центр толерантности празднует День рождения — шесть лет. Музей приглашаем посетителей провести этот день вместе:...
Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: Сайт: http://eclectic-magazine.ru/